Как влюбиться в горы

В начале ноября мне посчастливилось совершить увлекательное путешествие по горам Адыгеи, и я хочу поделиться своими впечатлениями об этом удивительном крае

Илья ТОЛСТЕНКО.

Ученик 10 класса Самарской средней школы № 4

Мое путешествие началось с того, что наш классный руководитель спросил у нас: «Ребята, не хотите ли вы съездить в Адыгею на экскурсию?». Мы, обрадованные этой прекрасной новостью, сказали: «Конечно же, ДА!».

Утром, 1 ноября, я проснулся с улыбкой на лице, потому что знал, что начинаются интересные и незабываемые деньки. Позавтракав, я поехал в школу. В школьном дворе уже стояли мои сверстники и другие ребята с сумками, некоторые даже с чемоданами. Вскоре приехал наш автобус, и мы ринулись занимать места.

Путь до Адыгеи составляет пять часов. Практически все время мы ехали по степи, и только за Майкопом показались долгожданные горы.

Сначала мы приехали в поселок Гуамка, где находится Гуамское ущелье. Это уникальное по своей истории и природе место, расположенное в Краснодарском крае. Говорят, что красотой пейзажей это место напоминает Швейцарию. Но здесь можно не только любоваться красотой природы, но и активно проводить время. Особой живописностью отличаются скалы ущелья. Их поверхность покрыта растительностью и особенно красива, когда наступает золотая осень. В это трудно поверить, но миллионы лет назад эти скалы были дном огромного океана Тетис. Постепенно все менялось, и вскоре образовалась р.Курджипс, которая взяла верх и прорезала меж хребтов Лагонакского и Гуамы ущелье. Сейчас быстрая горная река Курджипс образует множество водоворотов и удивительных, красивейших водопадов, создавая особый климат вокруг нас. Вдохнув горный воздух, вы ощутите его чистоту, получите прилив сил и энергии.

Длина ущелья составляет чуть более 5 км, а глубина около 400 м. Так же на всем пути проложена узкоколейная железная дорога, которую построили в 1930-е годы прошлого века. Круглый год по этому участку дороги (1,7 км) ходит прогулочный поезд, который регулярно перевозит туристов. Он едет не быстро. Весь путь проезжает за 20 минут, поэтому во время движения можно рассмотреть все до мельчайших деталей. Кроме того, во время пути проводится познавательная  аудио-экскурсия.

Побывав в Гуамском ущелье, узнав много фактов, историю появления этого места, мы отправились в наш поселок Каменномостский, где нам предстояло проживать.

Каменномостский или Хаджоха (это – местное название) считается туристическим центром. Приехав в наш кемпинг «Уют», мы заселились в наши домики. Устроившись, стали ходить друг другу в гости и делиться впечатлениями. Вскоре подошло время долгожданного ужина, который был очень кстати после такого насыщенного дня.

На следующее утро мы отправились в большую Азишскую пещеру. Сумрачная и загадочная, она притаилась на высоте 1520 м над уровнем моря, в окружении буковых и пихтовых лесов. Здесь, под огромными сводами, протекает подземная речка, над которой нависают сталактиты – натечно-капельные (чаще известковые) образования в виде сосулек, трубок и  гребешков. Эта пещера – уникальный памятник природы возрастом более двух миллионов лет. Огромные залы, галереи, сталактиты и сталагмиты причудливых форм поражают воображение. Это место, где красота природы причудливо сплелась с красотой рукотворной: естественные, природные образования эффектно подсвечены разноцветными огнями, что позволяет зрелищу, которое открывается туристам, быть еще более впечатляющим.

Экскурсия длилась 30 минут, оставив в нашей памяти ярчайшие впечатления.

После посещения пещеры мы поднялись на небольшую гору, где открывалась красивейшая панорама на горы и лес. Все были в восторге  от такого великолепия. Спустившись, мы посетили ярмарку, где была дегустация меда, варенья, сыров и много чего еще. Мы попробовали знаменитые адыгейские лакомства. А далее нас ждал Свято-Михайловский Афонский монастырь.

Этот монастырь основан в XIX веке у подножья горы Физиабго, где в античные времена стояла крепость. Сейчас же он находится в хуторе Победа, недалеко от поселка Каменномостский, и является крупным туристическим центром. Каждый турист, посещая республику Адыгея, считает своим долгом посетить и монастырь.

Еще у подножья горы Физиабго располагается подземный храм, в котором мы тоже побывали на экскурсии.

К большому залу подземного храма ведет узкий и низкий коридор длиною около 200 метров. Высота составляет 1,5 метра, а в некоторых местах даже меньше. Экскурсовод предупредил, что нужно наклоняться, потому что местами своды очень низкие. «Это сделано специально для того, чтобы при входе все смиренно склоняли головы», – объясняла она нам, –  «но даже, если стукнетесь головой, ничего страшного. Значит, вразумление получили».

Разумеется, я со своим высоким ростом пару раз получил неплохое «вразумление» от сводов. И потом уже всю дорогу не забывал низко наклоняться. По пути экскурсовод  рассказал нам историю создания этого храма, о его секретных ходах, а также мы увидели, в каких маленьких подземных комнатках-кельях раньше проживали  священники.

Третий день нашей поездки начался с посещения Хаджохской теснины. Протяженность  теснины – около 400 метров. Это место, где бурная река прорезала в скале узкую щель. Ширина каньона на этом участке – около 6 метров, а местами он сужается до 2-х метров. Глубина приближается к 40 метрам. Речка в этом узком ущелье сильно шумит, поэтому местные жители называют теснину «Шум». Перед ущельем река спокойная, и сразу после него вода широко разливается, замедляя свой бег. Через каньон переброшен подвесной мост, откуда открывается головокружительный вид на бурлящую воду. Каньон реки Белой очень красив. Река пенится, спадает порогами, а местами закручивается водоворотами. Каждый день сюда приезжает много туристов, чтобы своими глазами увидеть природную достопримечательность и сделать красивые фото.  И, конечно же, нам посчастливилось побывать в этом необыкновенно красивом месте.

В заключение могу сказать только одно – я настолько влюбился в горы, что теперь они мне часто снятся. Никогда не забыть мне хвойные макушки Адыгейских гор и свежий, сладкий воздух, которого хочется как можно больше вдохнуть в себя.

Если вы раздумываете, где провести свободное время, то я смело рекомендую поездку в Адыгею. Она точно не оставит вас равнодушным.