Работы этой талантливой женщины мы видим, посещая Азовский музей-заповедник, Пороховой погреб и реконструкции Азовского осадного сидения. Галина Лысенко — художник-модельер, которая воссоздаёт исторические костюмы. А ещё — преподаёт историю искусства в Азовской художественной школе им. И.И. Крылова
Свою будущую профессию Галина выбрала в детстве — она всегда хорошо рисовала, а шить и вышивать её научили бабушки. Родители, Александр Петрович и Валентина Дмитриевна Мулявка, заметив увлечение дочки, привели её в Азовскую художественную школу. И уже тогда Галя точно знала, что станет художником-модельером. В этом её поддерживали педагоги, которые рассмотрели большие способности в этой серьёзной и целеустремлённой девочке. Живопись и рисунок у неё были отличными, работы по декоративно-прикладному искусству выделялись оригинальностью и особой тонкостью исполнения. К окончанию художественной школы восьмиклассница Галина Мулявка уже шила себе платья и костюмы. Было решено, что она будет поступать в Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова на отделение «Сценический костюм», стать студентом которого было очень сложно. «Модельеры» в те годы негласно считались «аристократами» в РХУ, учиться на этом отделении было престижнее, но и сложнее, чем живописцам и простым дизайнерам, которых тогда скромно называли художниками-оформителями.
Многие «штурмовали» РХУ по несколько лет, но Галина поступила с первой попытки.
О годах учёбы Галина вспоминает с улыбкой и признаётся, что они стали для неё отличной школой и большим испытанием на прочность.
— Иногда я завидовала живописцам, потому что они преимущественно работали в стенах училища, а мы, модельеры, днём в аудитории на рисунке и живописи, а отшив костюмов и массу разнообразных заданий выполняли дома, причём чаще всего работа была срочной. Особенно трудно было на первом и втором курсах, колоссальная нагрузка, — говорит Галина Александровна.
Модельеры учились выполнять все этапы изготовления костюма: от эскиза, построения выкроек, моделирования костюма до освоения всего технологического процесса по отшиву изделий. Ещё делали батик, ручную набойку по ткани, имитацию золотого шитья. Изучали и шили народный и современный костюм, костюмы сценические и театральные.
Галина уже тогда увлеклась народным костюмом. Особенно — казачьим. После окончания РХУ она пришла работать в Азовский музей-заповедник.
Хранитель, просветитель, учитель
В музее Галина стала младшим научным сотрудником и хранителем отделов ткани и изобразительного искусства. Она отвечала за сохранность экспонатов из запасников музея и вела научную работу. Кроме того, вела экскурсии и лекции — выступала на предприятиях, в школах, даже в исправительной колонии.
— Читала лекции о творчестве Ивана Ивановича Крылова, потом стали востребованы лекции по русскому народному костюму и по костюму казачьему. Я углублённо изучала эту тему, было очень интересно, — рассказывает Галина Лысенко.
В начале 1990-х она вышла замуж, родила ребёнка. После декретного отпуска в 1994 году Галину Александровну пригласили работать в Детскую школу искусств им. С.С. Прокофьева. Там было решено открыть отделение моделирования костюма. Начинать приходилось с нуля. Галина сама составила программу, взяв за основу методику преподавания РХУ, сама ходила по школам, набирала учеников. Ей удалось сделать это отделение очень востребованным.
— У меня были замечательные ученицы. Мы учились конструировать, делать выкройки, шить. Изучали историю костюма, рисовали, создавали эскизы костюмов. В конце каждого учебного года устраивали показы. Это было настоящее шоу. Девочки были счастливы. В те непростые 90-е годы они сами шили себе костюмы, вечерние платья. Многие, кстати, потом стали профессиональными модельерами, а те, кто выбрал другую специальность, всё равно продолжают шить, — говорит Галина Лысенко.
Параллельно она сотрудничала с танцевальным ансамблем «Россияночка» и много лет с вокальным ансамблем «Куделица», создавая для них сценические костюмы на основе народного костюма XVIII–XIX веков.
В начале 2000-х годов Галина получила высшее образование, заочно окончив Ростовский филиал Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства по специальности «Народное художественное творчество», защитив диплом по русскому народному костюму.
Одновременно Галина возобновила сотрудничество с Азовским музеем-заповедником.
— Меня пригласили поучаствовать в оформлении зала, посвящённого Азовскому осадному сидению донских казаков. Я изготовила костюмы донского казака и казачки, а также костюмы турецкого паши и янычара. Затем делала костюмы для зала, посвящённого Азовским походам Петра I, и для экспозиции Порохового погреба. Это были мундиры офицеров Азовской крепости. Для их воссоздания мы заказывали в архиве Санкт-Петербурга гравюры с изображением и подробным описанием военной формы XVIII века. Работа очень кропотливая и трудоёмкая, — рассказывает Галина Александровна.
Воссоздать старинный костюм — непросто. Технологии утеряны, нет подходящей ткани и фурнитуры. Пуговицы, плетение эполет — всё делается вручную, с максимальным приближением к оригиналу. Ткани используются только натуральные — шерсть, шёлк, сукно.
— Работа очень интересная, захватывающая. Приходится решать весьма непростые задачи, хочется как можно точнее воссоздать исторический костюм, не сфальшивить, а передать дух тех эпох, — говорит Галина Лысенко.
Семья реконструкторов
Вместе с супругом Михаилом Галина много лет посвятила реконструкторскому движению. Сначала они влились в коллектив клуба «Казачья слава», затем создали свой собственный клуб «Азак». До введения ограничений, связанных с обеспечением безопасности, Галина и Михаил Лысенко были постоянными участниками фестивалей реконструкторов, главным образом Азовского фестиваля, посвящённого осадному сидению донских казаков.
— У реконструкторов очень строгие правила. Костюм, снаряжение, оружие — всё должно чётко соответствовать эпохе. За годы участия в фестивале мы постепенно и скрупулёзно воссоздали казачьи костюмы — мужские и женские. За основу мы взяли описания и иллюстрации, созданные Александром Ивановичем Ригельманом. Его книга «История о донских казаках» стала нашей настольной книгой. Нам иногда говорят, что описания Ригельмана соответствуют XVIII веку, тогда как Азовское осадное сидение состоялось на век раньше. Но мы убеждены, что в те времена традиционный костюм десятилетиями оставался неизменным. Одежда ценилась, передавалась по наследству. Так что против истории мы не грешим. Кроме того, источников о казачьем костюме того периода крайне мало, — рассказывает Галина Лысенко.
Также для участия в реконструкции она воссоздала турецкие костюмы — и мужские, и женские. О них дошло много исторических сведений и описаний, поэтому работать было, с одной стороны, проще, с другой — пришлось потрудиться, подбирая ткани и сложную фурнитуру, не говоря уже об изготовлении военного снаряжения.
— К сожалению, сейчас, по понятным причинам, реконструкторское движение переживает не лучшие времена. Очень хочется верить, что наш фестиваль возродится. Это был очень хороший, яркий праздник, — говорит Галина Лысенко.
Возвращение в художественную школу
В 2019 году Галину Александровну пригласили в её родную Детскую художественную школу в качестве преподавателя истории искусства. Дети любят её уроки, всегда интересные, прекрасно иллюстрированные шедеврами, созданными великими художниками разных эпох. Кроме того, Галина продолжает лекторскую работу по программе «Пушкинская карта». А ещё участвует в проектах коллег-художников. Например, когда преподаватель ДХШ Наталья Чекалина задумала вместе со своими учениками создать серию скульптур, воссоздав знаменитый императорский бал в костюмах XVII века, Галина Лысенко провела несколько уроков, рассказывая детям об особенностях костюма той эпохи.
Сейчас готовится к реализации новый проект по скульптуре «Меланьина свадьба», и Галина с удовольствием расскажет юным художникам о казачьем костюме.
А ещё у Галины появилось новое увлечение — она создаёт эскизы и выкройки изделий из кожи: мужских и женских сумок и портмоне. Изготавливает их её супруг Михаил. Так пригодились навыки, приобретённые в реконструкторском движении. И эти качественные вещи пользуются спросом.
Словом, такому творческому человеку скучать не приходится — Галина всегда найдёт себе занятие.
— Мне кажется, что человек должен уметь всё необходимое делать своими руками. Так жили наши бабушки и дедушки. Этому они научили меня. Но самое главное, если делаешь что-то — делай с любовью. И тогда всё у тебя получится, — убеждена Галина Александровна Лысенко, талантливая художница, мастерица и педагог.





