Игорь Николаевич Малиночка 17 лет руководил Кулешовской школой №17, а в октябре минувшего года возглавил Азовский районный отдел образования. Мы поговорили с новым руководителем РОО о том, какие проблемы местной системы образования необходимо решать в первую очередь, и о планах ее дальнейшего развития
Автор: Татьяна СТАЦЕНКО
Игорь Николаевич Малиночка родился в поселке Новомирский, окончил местную школу без единой четверки, и в нее же вернулся после окончания педагогического вуза. Выбор профессии был не случайным – его мама работала учителем химии и биологии в Новомирской школе, а сестра стала учителем начальных классов.
Два года Игорь Малиночка проработал учителем физики, математики и информатики, затем был назначен на должность заместителя директора по учебной части. Спустя восемь лет с момента начала своей трудовой деятельности он возглавил Кулешовскую СОШ №17. Ей он отдал семнадцать лет своей жизни, что очень символично. Азовский Районный отдел образования возглавляет пять месяцев.
— Игорь Николаевич, вы в новой должности недавно. Успели освоиться? Каково это, возглавлять отдел образования самого крупного района в Ростовской области?
— Честно скажу — сложно. Работы много. День пролетает как одно мгновенье. Постоянно приходится что-то решать, общаться с людьми. Принимаешь жалобы и предложения, проводишь совещания, сам участвуешь в совещаниях районных и ведомственных. И в конце дня понимаешь, что даже десяти часов, которые тратишь на исполнение должностных обязанностей, – не хватает.
— Назовите основные проблемы, которые необходимо решить, и с чем они связаны?
— В систему образования Азовского района входят 42 школы, 42 дошкольных образовательных организации, пять учреждений дополнительного образования, кроме того – детский оздоровительный лагерь «Чумбур-коса» и Центр медико-психологической поддержки «Доверие». Высокую планку мы держим, но и проблем достаточно.
В первую очередь, они связаны с большим количеством образовательных учреждений и с географией района. Большая удаленность некоторых образовательных организаций от райцентра дает о себе знать. Руководству РОО было непросто организовать ежедневное горячее бесплатное питание для младших классов во всех школах района. Марина Викторовна Заярная совместно с руководителями образовательных организаций проделали огромную работу. Необходимо было отремонтировать комнаты для приема пищи, купить необходимое оборудование. Все это удалось сделать.
Основные проблемы связанны с изношенностью инфраструктуры. За прошедшие годы было сделано немало. Однако время идет. Здания ветшают. Да, капремонт снимает проблему надолго, но пока школа его дождется, возникают острые проблемы – может прохудиться кровля, и так далее. Поэтому министерством образования Ростовской области принята программа, благодаря которой мы можем оперативно решать возникающие проблемы локально. Меняем кровлю, электропроводку, оконные и дверные блоки. Вместо одного капитального ремонта проводим локальный ремонт нескольких объектов. Это оптимальное решение, которое, естественно, не отменяет капитальных ремонтов, которые проводятся согласно планам.
— Как обстоят дела с ремонтом в Самарской школе №4?
— Капремонт в Самарской школе №4 — это наша болевая точка. Сейчас ситуация несколько выправилась, но срок действия контракта с подрядчиками закончился. При этом подрядчик не выполнил всех работ в запланированные сроки. Законных оснований продлевать контракт с этим подрядчиком у нас нет. Но подрядная организация обратилась в суд. Теперь, в зависимости от решения суда, мы либо позволим этому подрядчику завершить капремонт, либо придется заново проводить конкурсные процедуры и искать нового подрядчика для завершения работ.
Напомню – на ремонт были выделены федеральные деньги, это большая ответственность. К сожалению, на момент прошлого конкурса организация-подрядчик не числилась в списке недобросовестных поставщиков. И когда подрядчик назначил минимальную цену, по закону отказать мы ему не могли. В итоге – сроки ремонта были сорваны.
— Определено ли место строительства новой школы в Кулешовке?
— Да, место определено. Школа будет располагаться на восточной окраине села, по левой стороне, если ехать в направлении Ростова. Это грамотное решение, на мой взгляд. Рядом расположены стремительно развивающиеся микрорайоны. Школа рассчитана на тысячу мест. Учитывая демографические прогнозы, после ввода в эксплуатацию нового образовательного учреждения, все кулешовские дети будут учиться в первую смену.
— Какова эпидемиологическая обстановка в школах?
— В настоящее время ни одного класса в районе не обучается с использованием дистанционной технологии, хотя периодически классы переводят на дистанционку. Но это связано, в основном, с традиционными заболеваниями – гриппом и орви. Более того, меры, которые мы предпринимаем по борьбе с ковидом, позволили снизить уровень сезонных простуд. Регулярные проверки, дезинфекция, контроль температуры на входе, отстранение от занятий детей с признаками орви, все это позволило значительно снизить уровень заболеваемости. Сейчас в каждой школе на входе стоят аппаратно-програмные комплексы, которые измеряют температуру и одновременно обрабатывают руки входящего дезинфицирующим раствором. Думаю, когда пройдет вакцинация и мы победим ковид, полезная практика соблюдения противоэпидемических правил останется.
— В прошлом году детский оздоровительный лагерь на Чумбур-Косе не работал в связи с пандемией. Откроется ли он этим летом?
— Несомненно. Скоро начнутся работы по ремонту зданий и благоустройству территории. Поскольку лагерь дольше обычного простоял в законсервированном состоянии, придется приложить больше сил, чтобы подготовить его к приему детей. После майских праздников уже будем проходить проверку на готовность. В связи с пандемией планируется 50% наполняемость. Лагерь рассчитан на 150 человек в смену, поэтому планируется, что в каждом потоке будет по 75 человек.
— Вы уже определили свои основные цели на новой работе?
— Основная цель у меня всегда одна – работать на благо людей. И детей, и взрослых. Это цель моей жизни. Я всегда чувствовал ответственность за коллектив, осознавал, что в результате моей деятельности жизнь детей, их родителей и моих коллег — педагогов должна становиться лучше. Сейчас просто ответственности стало гораздо больше, чем в бытность учителем и директором. А кредо осталось.
На самом деле я хочу сказать огромное спасибо всем педагогам Азовского района. Ведь, несмотря на все сложности, на сомнительные соблазны времен перестройки и 90-х годов, у педагогического сообщества Азовского района хватило сил и желания разумно совместить лучшие педагогические практики советской школы с новаторскими идеями 21 века. В наших школах значимость системы воспитания никогда не уходила в тень образовательного процесса. Благодаря педагогам Азовского района система воспитания всегда была и остается на высоком уровне. Наша школа воспитывает патриотов своего села, своего района и, конечно же, нашей великой Родины. Огромное спасибо всем. И тем, кто находится на заслуженном отдыхе, и тем, кто работает сейчас. И тем, кто не испугался трудностей, выбрав профессию учителя, и находится только в начале своего пути.