25 октября совершается праздник Иерусалимской иконы Божией Матери
Эта икона Богоматери была создана в глубокой древности. Как гласит предание, ее написал в Гефсимании святой Апостол Лука. Из Иерусалима чудотворный образ был перенесен в Константинополь. Затем Иерусалимская икона Богородицы перешла в Корсунь, а оттуда, после крещения князя Владимира, на Русь, в Киев. Когда крестились новгородцы, князь Владимир послал им Иерусалимский образ. В 1500 году великий князь московский Иоанн Васильевич (обвенчанный с византийской царевной Софией Палеолог) приказал перенести икону в Успенский собор Московского Кремля. (По другой версии икону перенес царь Иоанн Грозный). После французского нашествия 1812 года древний Иерусалимский образ Богоматери исчез. Вместо него в алтаре Успенского собора за патриаршим местом был поставлен верный старинный список, который находится там и по сей день.
От моровых поветрий Спасительница
После 1812 года на утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Один был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, располагавшейся в жилых палатах московских царей. А второй список, прославившийся множеством чудотворений, находился в Измайлово. Особое милосердие к русскому народу Богородица являла через Измайловскую Иерусалимскую икону во время эпидемий чумы и холеры, тогда люди брали этот чудотворный образ, хоругви, запрестольные иконы и шли крестным ходом. Около каждого дома совершался молебен. И там, где проносили Иерусалимскую святыню, чума останавливалась, а холера никого не касалась. Так в середине XIX века эта икона помогла остановить очередную эпидемию, надвигавшуюся на Москву с юга. Жители сел, находящихся на территории современного Южного округа, попросили отпустить к ним Чудотворную для совершения общественных молебнов, что и было сделано 15 сентября 1866 года. Как свидетельствует очевидец, в Нагатине, например, до посещения чудотворной иконы скончалось почти 30 человек. После усердных молитв – только один прихожанин преклонного возраста. После молебнов перед Иерусалимской иконой в Коломенском, Дьякове, Сабурове и остальных селах ни один человек от холеры больше не умер. А 23 сентября, во время службы в селе Дьякове, была даже исцелена от слепоты девочка семи лет из села Сабурова, потерявшая зрение на пятом году от рождения.
О том, как велико было почитание этого чудотворного образа, ярко говорит то, что в дни крестных ходов и общественных молебнов закрывались трактирные и питейные заведения, а в деревнях строго запрещалось работать.
Пять фактов об иконе
Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании, и считается первой из всех образов Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины.
Сказание связывает чудотворную Иерусалимскую икону Богоматери с именем святой Марии Египетской. Оно повествует, что перед этим образом в душе Марии произошел благодатный перелом, который увел ее в заиорданскую пустыню и многими трудами, и слезами покаяния обратил прежнюю грешницу в великую подвижницу.
В 463 году образ был перенесен из Иерусалима в Царьград греческим царем Львом Великим (457-474) и поставлен в храме Богородицы, называемом «Пигии», то есть «Источник». Когда на Константинополь напали скифы, по всенародной молитве перед Иерусалимской иконой произошло чудо избавления города. В память об этом образ перенесли в один из главных храмов Византии – Влахернскую константинопольскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий, до царствования Льва VI Философа.
В 988 году Иерусалимская икона была перенесена в Корсунь и передана в дар великому князю Владимиру, крестившемуся в этом городе. В свою очередь, святой князь Владимир недолго хранил чудотворный образ в своем Киевском княжестве, но даровал его новгородцам. Более четырехсот лет икона Богородицы пребывала в Софийском соборе Великого Новгорода. Ее почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимскому образу во многих градах и весях Русского Севера.
Во время нашествия французов в 1812 году икона была ими похищена. Существовала легенда о том, что Иерусалимская икона находится в соборе Парижской Богоматери. Однако на запрос об Иерусалимской иконе Богогородицы, который был направлен в 1997 году в Париж, главный инспектор по памятникам истории Франции ответил, что этот образ в инвентаре собора не значится. Следовательно, последнее свидетельство об Иерусалимской иконе – это ее пропажа из Успенского собора «во время великого московского пожара в 1812 году».