Гордое имя — «Азов»: День ВМФ

Город Азов может гордиться тем, что на протяжении трех веков моря и океаны бороздили корабли и суда с названием «Азов»

Жизнь

Варвара ВЕДЕШИНА

В истории российского Военно-морского флота было 11 кораблей, названных в честь города Азова, и это не случайно. История российского флота тесно связана с Азовом, где в 1696 году Петр I одержал победу над турецкой армией. И обеспечил победу построенный в рекордные сроки под Воронежем первый военный флот в истории России. После этого похода Петр I издал указ, согласно которому кораблям Военно-морского флота России всегда должно присваиваться имя «Азов».

Линейный корабль «Азов»

Линейный корабль «Азов» был первым кораблем русского флота, который получил свое имя в честь победы Петра I над турками в 1696 году. Этот 54-пушечный корабль был образцом кораблестроения и одним из самых красивых кораблей русского флота. Его длина составляла 52,4 метра. Корабль был заложен в Архангельске 20 октября (1 ноября) 1825 года и спущен на воду 26 мая (7 июня) 1826 года.

В этом же году «Азов» перешел из Белого моря в Балтийское, а затем возглавил эскадру из четырех линейных кораблей и четырех фрегатов под командованием капитана 1 ранга Лазарева. Эскадре предстояло совершить переход в Средиземное море, где она должна была присоединиться к английской и французской эскадрам, которые оказывали помощь греческому народу, восставшему против турецкого ига.

20 октября 1827 года, во время Наваринского морского сражения, командующий русской эскадрой, контр-адмирал Л.П. Гейден поднял свой флаг на этом корабле. Кораблем командовал капитан 1-го ранга М.П. Лазарев, который позже стал адмиралом и известным флотоводцем, а также одним из первооткрывателей Антарктиды.

Русская эскадра вошла в гавань под сильным артиллерийским обстрелом. Бой начался около двух часов дня и продолжался до вечера. Благодаря отличной подготовке, мужеству и отваге русских моряков, была продемонстрирована мощь российского флота. Несмотря на перекрестный огонь вражеских кораблей и крепостной артиллерии, корабль «Азов» вступил в бой сразу с пятью судами. В начале боя он нанес серьезные повреждения 80-пушечному турецкому кораблю, который был вынужден покинуть свое место и выброситься на мель. Затем «Азов» уничтожил еще три фрегата и корвет, после чего отправился на помощь английской эскадре, вместе с которой потопил флагманский корабль Мухаррем-бея и повредил несколько других судов.

К закату солнца сражение закончилось. Противник потерял более 60 кораблей, около 7 тысяч человек и был вынужден прекратить свои действия против греческого народа.

В честь подвига экипажа в Наваринском сражении корабль «Азов» стал первым в российском флоте, кто был удостоен высшей награды — Георгиевского флага и вымпела. Капитан корабля Михаил Петрович Лазарев был повышен до звания контр-адмирала. Многие офицеры, служившие на «Азове», стали впоследствии знаменитыми адмиралами, включая Павла Нахимова, Владимира Корнилова и Владимира Истомина.

Во время Наваринского сражения корабль получил значительные повреждения, что сделало невозможным его дальнейшую эксплуатацию. Поэтому в 1831 году «Азов» был разобран.

Броненосный крейсер «Память Азова»

Броненосный крейсер «Память Азова» стал следующим известным кораблем русского флота. Он был построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в период с 1886 по 1888 год. В 1891 году под командованием капитана I ранга Николая Николаевича Ломена крейсер совершил переход во Владивосток через Средиземное море, Суэцкий канал, с остановками в Греции, Египте, Индии, Китае и Японии. В этом путешествии принимали участие будущий российский император Николай II и цесаревич Георгий. В честь этого путешествия фирма Фаберже по заказу Александра III создала два различных пасхальных яйца с миниатюрными моделями крейсера внутри.

В июле 1906 года, во время учений в порту Ревеля (ныне Таллин), на крейсере «Память Азова» произошло восстание матросов, подстрекаемых большевиками. В результате корабль был переименован. С 1909 года он стал называться «Двина». До 1915 года крейсер использовался как учебный корабль Балтийского флота.

После Февральской революции 1917 года крейсеру вернули имя «Память Азова», которое было отобрано за «революционные выступления» в 1906 году.

В ночь на 18 августа 1919 года английские торпедные катера провели атаку на советский флот в гавани Кронштадта. Единственной жертвой этой атаки стал крейсер «Память Азова», который стоял ближе всего ко входу в бухту. В 1925 году он был поднят и сдан на слом.

Транспортный корабль «Азов»

Имя «Азов» носили и гражданские судна. Пароход «Азов» был гражданским транспортным судном, но 10 июля 1941 года вошел в состав Черноморского военного флота. В конце октября — начале ноября 1941 года этот корабль принимал участие в эвакуации советских войск из Крыма, а уже в декабре участвовал в высадке войск 44-й армии Закавказского фронта в Феодосию и перевозил военные грузы. В марте — апреле 1942 года пароход «Азов» транспортировал тяжелые танки «КВ», причем в каждом рейсе  вместо предусмотренных трех 50-тонных танков, экипаж, рискуя жизнью, перевозил четыре танка.

В мае 1942 года «Азов» участвовал в эвакуации советских войск из Крыма. Из Новороссийска в Поти и Батуми вывозил промышленное оборудование, продовольствие и военные грузы. Только в августе — сентябре 1942 года военный пароход совершил 12 рейсов между портами Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Поти, Батуми, и почти в каждом из них судно атаковала фашистская авиация. 20 сентября пароход «Азов» доставил в Геленджик 2500 бойцов и командиров, на обратном пути в Туапсе на него напала группа фашистских самолётов. Судно получило до 800 осколочных пробоин, был тяжело ранен капитан, но «Азов» дошел до порта своего назначения.

С 25 сентября по 20 декабря 1942 года в ходе Туапсинской оборонительной операции для усиления Черноморской группы войск из Поти и Сухуми в Туапсе были перевезены три стрелковые бригады, кавалерийская и горнострелковая дивизии, отдельные воинские части — всего 52844 человека и 57796 тонн груза (эти перевозки помогли отразить наступление противника). В доставке советских войск участвовал и военный транспорт «Азов».

22 октября 1942 года у поселка Вишневка Краснодарского края судно подверглось атаке восьми фашистских бомбардировщиков, сбросивших на него 32 бомбы, и было затоплено. Так, при выполнении воинского долга, военный транспорт-пароход «Азов» героически погиб.

23 октября 2012 года на въезде в Вишневку установлен памятник скромному и славному морскому транспорту – тезке древнего донского города Азов.

БПК «Азов» — флагман Черноморского флота

Продолжая славную традицию русского флота, в 80-х годах XX века составе Краснознаменного Черноморского флота нес службу большой противолодочный корабль «Азов».

Проект корабля был разработан Северным ПКБ города Ленинграда в 1964 году, а строили БПК на верфи города Николаев (УССР). Главным конструктором был В. Ф. Аникеев. 

19 февраля 1976 года корабль был  включен в состав Краснознаменного Черноморского флота.

Водоизмещение корабля — 8565 тонн, длина — 173,4 м, ширина — 18, 5 м, осадка — 5,74 м, скорость максимального хода — 32 узла (почти 60 км/ч), дальность плавания — 5200 миль (почти 10 тыс. км) при скорости хода 20 узлов. На корабле в качестве главной силовой установки была применена газотурбинная установка мощностью 92000 лошадиные силы, работающая на два гребных винта. Экипаж корабля был 380 человек, в том числе 47 офицеров. Корабль имел мощное артиллерийское и ракетное вооружение и был единственным в мире кораблем, на котором одновременно было установлено три современнейших зенитно-ракетных комплекса. На корабле был установлен вертолет. «Азов» был флагманом Черноморского флота.

БПК «Азов» в январе 1990 года нанес визит в порт Пирей (Греция), в июне-июле 1990 года был с визитом в Гаване (Куба), в июне 1991 года побывал в Констанце (Румыния). Во всех походах на морях и океанах вместе с гордым флагом советского Военно-Морского флота он нес название города Азова.

Корабль мог еще долго служить Родине, но согласно тогдашним международным соглашениям, в 2000 году БПК «Азов» был выведен из состава флота и впоследствии был разрезан на металл. Однако имя «Азов» по традиции было передано большому десантному кораблю Черноморского флота.

БДК «Азов»

Большой десантный корабль (БДК-54) проекта 775М был построен в Гданьске (Польша). Вступил в строй Черноморского флота в 1990 году. В 2000 году был переименован в «Азов».

Водоизмещение корабля — 4080 тонн, длина -112, 5 м, ширина – 15 м, осадка-3,7 м, скорость максимального хода-18 узлов, дальность плавания при скорости 12 узлов-6000 морских миль. Силовая установка – два дизеля суммарной мощностью 19200 лошадиных сил. Вместимость — до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников, танковый трюм длиной 95 м. Экипаж-87 человек. Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет соединять несколько таких кораблей для создания своеобразного «моста.

  В настоящее время корабль несет боевую службу, участвуя в специальной военной операции.

Гражданские суда

Много судов гражданского назначения носили на борту имя «Азов». На азовской судоверфи был построен морской буксир мощностью 300 лошадиных сил. Буксир был удостоен государственного знака качества и передан управлению «Арктикуголь» для работы на острове Шпицберген, где работали советские шахтеры на руднике Баренцбург.

В 1980 году на азовской судоверфи было построено научно-исследовательское судно «Комсомолец Азова», которое участвовало в строительстве ленинградской плотины и обслуживало парусную регату Московских Олимпийских игр 1980 года, и получило высокую оценку организаторов регаты.

Приазовье