Этого солдата мой отец нарисовал

Этого солдата мой отец нарисовал

17 мая в Азове на территории Технологического  института (филиала) ДГТУ, состоялся торжественный митинг, посвященный открытию памятника Советскому солдату, воину-освободителю. Памятник этот был создан в 1970 году художниками завода КПО Владимиром Стаценко и Василием Нежевясовым

Автор: Татьяна СТАЦЕНКО

На открытии памятника я не была, но, увидев фотографии в соцсети, почему-то сразу вспомнила отца — заводского художника Владимира Стаценко. Что-то было до боли знакомое в образе воина-освободителя. Таких солдат рисовал мне когда-то отец, рассказывая о своем детстве. Он хорошо помнил войну, ведь когда она началась, ему было пять лет. Пережил оккупацию. Так что и красноармейцев, и фашистов видел он своими глазами…

Как же я удивилась, узнав, что памятник был создан художниками завода КПО – В.П. Стаценко и В.А. Нежевясовым. Я ничего об этом не знала, хотя думала, что хорошо знакома с работами отца. И вот — такой сюрприз. Впрочем, объясняется мое неведенье просто – когда отец работал над проектом памятника, мне еще и годика не было.

25 лет Победы

Идея создать памятник воинам-освободителям принадлежала секретарю парткома завода «Кузнечно-Прессового Оборудования» Михаилу Александровичу Терешину. Близилась 25-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне, и было решено отметить ее достойно. В то время на заводе работали сотни ветеранов. Многим из них в 1970 году было около 50 лет… Памятник должен был стать выражением благодарности тем, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины и, вернувшись с фронта, продолжал ударно трудиться на благо страны. 

Поручили создание памятника заводским художникам – Владимиру Петровичу Стаценко и Василию Александровичу Нежевясову. Как правило, они всегда успешно справлялись со всеми поставленными задачами, завод КПО неоднократно занимал первое место в Советском Союзе по наглядной агитации. Огромные плататы, дизайн заводской Доски Почета, интерьер заводской столовой, множество стационарных стендов на территории города…

Позднее, в 1977 году, по проекту Владимира Стаценко на площади у кинотеатра «Октябрь» была установлена композиция, прозванная азовчанами «Корона Российской империи»…Но и капитальные стенды, и даже «Корона» —  это металлические конструкции, которые по эскизам художника сделали профессиональные  рабочие -электросварщики. Тут же предстояло создать самую настоящую скульптуру.

Между тем, оба художника не имели профильного образования…

Парень — талантливый

Владимир Стаценко рисовал с детства. Это умение ему пригодилось во время срочной службы, которую он проходил в Баку, на Каспийской флотилии. Там он много рисовал для флотской газеты – зарисовки, портреты отличников службы, дружеские шаржи, выпускал корабельную стенгазету. Вернувшись в Азов, устроился на недавно открывшийся завод КПО. Сначала работал электриком. Стать профессиональным художником даже не мечтал. Помог случай. Привезли в монтерскую новый верстак. Обычный деревянный верстак. С белоснежной поверхностью, — только что из-под рубанка. И Владимир Стаценко не удержался… Набросал несколько рисунков и шаржей, пока верстак не потемнел от железных инструментов и машинного масла.

На следующий день мастер подозвал Владимира к верстаку. Спросил:

— Твоя работа?

— Моя…, — признался электрик Стаценко, решивший, что ждет его выговор за порчу заводского имущества. Но мастер оказался человеком мудрым и справедливым. Понял – парень талантливый. Сначала ему поручали выпуск стенгазеты и сатирических листков. Затем пошли задания посложнее.

Так Владимир Стаценко начал свою карьеру заводского художника. К счастью, в Азове открылась изостудия под руководством Олега Максимовича Радченко, где Владимир нашел единомышленнков, смог подтянуть рисунок, познакомился с азами масляной живописи. Позднее он поспупил в Московский народный университет им. Н.К. Крупской. Учился заочно – ему присылали задания, он отправлял по почте свои работы, а затем получал развернутые разборы рисунков и этюдов от профессиональных художников.

В момент работы над памятником воину-освободителю он как раз учился. Но, что немаловажно – создавать скульптуру его никто не учил, не было этого в программе…

Руки золотые

О Василии Нежевясове я знаю не так уж много. Помню, что отец всегда с уважением говорил о своем коллеге. Вместе они работали много лет. Василий Александрович родился сразу после войны. Рано проявил большие способности к творчеству. Были у парня золотые руки – резьба по дереву, чеканка, текстовые плакаты любой сложности…

Василий Александрович и сейчас успешно работает – создает авторскую мебель, ведет бизнес. А в 70-е годы  он  немало потрудился на благо завода КПО и города Азова. Старожилы могут вспомнить интерьер ресторана «Казачок». Делался он по проекту Владимира Стаценко (он же написал центральное живописное панно). А вот резьба по дереву и чеканка была исполнена Василием Нежевясовым.

И вот этим парням нужно было выполнить задание партии: создать скульптуру воина-освободителя.

Создание скульптуры

Было решено установить памятник в зоне отдыха на небольшой площади рядом с заводской столовой. Согласно проекту Владимира Стаценко, с двух сторон памятника были установлены стенды с фоторграфиями ветеранов войны – рабочих завода КПО. Было их в 1970 году 215 человек.

Представляю, как отец работал над проектом… Изучал фотографии известных мемориальных комплексов, делал сотни набросков, затем создал заключительный эскиз, который  и утвердило заводское и партийное руководство.

И вот пришла пора воплотить идею в жизнь. Здесь основная часть работы легла на Василия Неживясова. Впрочем, макет – глиняную фигуру солдата — ваяли вместе. Дело было новое. И притом – ответственное. В теории все выглядит просто: из толстой проволоки и арматуры создается каркас фигуры. На каркас лепится глина. Так создается макет. Затем с макета делается слепок, — создается форма для будущей отливки. Делать это нужно умеючи. Потом уже в эту форму заливается раствор бетона или метал. После снятия формы прорабатываются детали. Так рождается скульптура.

Людям неопытным приходится сталкиваться с множеством проблем, — например, раствор может залиться неравномерно, в форме могут образоваться полости. И так происходит при создании даже небольших скульптур из гипса, что уж говорить о большой скульптуре выше человеческого роста…

Но художники завода КПО – справились.

Конечно, профессиональные скульпторы укажут на много досадных недочетов в изваянии, которое создали заводские художники. Но Владимир Стаценко и Василий Нежевясов вложили душу в создание этого памятника, и делали его не для абстрактных зрителей, а для конкретных людей – своих знакомых работяг, с которыми каждый день вместе шли на завод.

Вторая жизнь памятника

Прославленное предприятие – завод КПО — начал путь к гибели в начале 1990-х. Не было заказов. Уникальные станки сдавали на металлолом… С завода несли все, что плохо лежит. Неоднократно предпринимались попытки возродить производство, — но безуспешно.

На этом фоне мало кого интересовала судьба скромного бетонного памятника. Но все-таки нашлись неравнодушные люди!

В минувшем году председатель Совета директоров города Азова Игорь Владимирович Сичкарев обратился к предпринимателю Олегу Годунову, который выполнял работы по реконструкции Мемориала павшим воинам в городе Азове. Игорь Сичкарев предложил Годунову взяться за реконструкцию заводского памятника Солдату-освободителю. Вместе они приехали на территорию завода, осмотрели скульптуру. Олег Годунов сразу согласился заняться реконструкцией, но пандемия несколько изменила планы. Почти год реконструкция памятника была под вопросом.

В этом году Олег Годунов уже по собственной инициативе приехал на КПО, убедился, что состояние памятника заметно ухудшилось, и решил действовать. Он обратился в Совет директоров, и ему помогли транспортировать скульптуру в мастерскую. Здесь изваяние воина-освободителя обрело вторую жизнь.

Олег Годунов провел большую работу – закрепил и восстановил утраченые детали скульптуры, покрыл ее слоем краски, которая не только защищает от разрушения, но и создает полное впечатление, что фигура отлита из бронзы.

Олег также собрал и сберег от гибели фотографии ветеранов, которые размещались на стендах рядом с памятником. Он даже хотел использовать их в новом мемориальном комплексе, но эту идею воплотить не удалось.

Именно Олег сумел убедить Совет директоров и руководство ДГТУ в том, что памятник нужно установить на территории Технологического института (филиала) ДГТУ в Азове. В месте, где много молодежи, которая будет ухаживать за монументом, и хорошо просматривается с трассы Азов-Кагальник и улицы Кооперативной. 

Во время установки памятника Олегу Годунову безвоздно помогали  в работе Борис и Михаил Черновы и Олег Редькин. Они заливали фундамент, создавали постамент. Деньги на расходные материалы, необходимые для рекострукции, собирал на местных предприятиях Игорь Владимирович Сичкарев. 

Вот так был спасен и возрожден монумент, созданный в далеком уже советском прошлом двумя молодыми заводскими художниками. И сегодня это – настоящий народный памятник, который обрел новую жизнь благодаря неравнодушным людям, не забывшим о великом подвиге советских солдат, и с уважением относящихся к историческому наследию.

Для меня открытие памятника воину-освободителю – особое событие. Мой отец, Владимир Стаценко, очень много делал для города, но до сегодняшних дней дожили только центральные ворота городского стадиона, созданные по его проекту. И вот сейчас, почти из небытия, вернули раннюю его работу. Теперь я знаю, куда буду приходить с цветами 9 мая, в День Победы… 

Спасибо всем, кто подарил мне такую возможность, а городу – новый памятник.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому