Если нет своих героев – присвой, или Как у украинцев «все вкрали»

Официальная история современной Украины вызывает недоумение. Это не что иное, как набор мифов и исторических анекдотов, имеющих выраженную антироссийскую направленность. Почему так произошло? Давайте разбираться

Новости

Татьяна СТАЦЕНКО

Независимая Украина остро нуждалась в идеологии. Искала национальную идентичность. Но, поскольку история этой страны неразрывно связана с историей России, украинская верхушка столкнулась с непреодолимыми трудностями. И решила написать свою, оригинальную историю. А поскольку, кроме Мазепы и Бандеры с Шухевичем, видных исторических деятелей, не связанных с Россией, не нашлось, решили «перекрестить» в украинцев былинных героев, ученых, писателей, композиторов и художников.

Украинская проблема

Впервые о независимости Украины заговорила местная интеллигенция в конце 19 века. Тогда и был заложен фундамент современного «украинства». Но фундамент – не прочный. Это хорошо видели современники. И провал попытки построения «незалежной» Украины после революции 1917 года – тому доказательство. Но идея никуда не исчезла. Ее обсуждали, в основном, в иммигрантской среде. В частности, об этом писал лингвист, философ, этнограф и историк Николай Сергеевич Трубецкой. Его статья «К украинской проблеме», напечатанная в 1927 году, читается так, будто написана вчера. Судите сами: «Представим теперь, что должно произойти, если всю эту общерусскую культуру на территории Украины заменить новосозданной специально украинской культурой, не имеющей ничего общего с прежней общерусской… Они сделаются главными адептами и руководителями этой новой культуры и наложат на нее свою печать — печать мелкого провинциального тщеславия, торжествующей посредственности, трафаретности, мракобесия и, сверх того, дух постоянной подозрительности, вечного страха перед конкуренцией.

Эти же люди, конечно, постараются всячески стеснить или вовсе упразднить самую возможность свободного выбора между общерусской и самостоятельно украинской культурой: постараются запретить украинцам знание русского литературного языка, чтение русских книг, знакомство с русской культурой. Но и этого окажется недостаточно: придется еще внушить всему населению Украины острую и пламенную ненависть ко всему русскому и постоянно поддерживать эту ненависть всеми средствами школы, печати, литературы, искусства, хотя бы ценой лжи, клеветы, отказа от собственного исторического прошлого и попрания собственных национальных святынь. Ибо если украинцы не будут ненавидеть все русское, то всегда останется возможность оптирования в пользу общерусской культуры.

Однако, нетрудно понять, что украинская культура, создаваемая в только что описанной обстановке, будет из рук вон плоха. Она окажется не самоцелью, а лишь орудием политики и, притом, плохой, злобно-шовинистической и задорно-крикливой политики. И главным двигателем этой культуры будут не настоящие творцы культурных ценностей, а маниакальные фанатики, политиканы, загипнотизированные навязчивыми идеями. Поэтому в этой культуре все — наука, литература, искусство, философия и т. д. — не будет самоценно, а будет тенденциозно. Это откроет широкую дорогу бездарностям, пожинающим дешевые лавры благодаря подчинению тенденциозному трафарету, но зажмет рот настоящим талантам, не могущим ограничивать себя узкими шорами этих трафаретов.

Но главное, можно очень сомневаться в том, что эта культура будет действительно национальна. Полно воплощать в культурных ценностях дух национальной личности могут только настоящие таланты, работающие вовсе не для каких-то побочных политических целей, а лишь в силу иррационального внутреннего влечения. Таким талантам в описанной выше злобно-шовинистической обстановке не окажется места.

Политиканам же нужно будет, главным образом, одно — как можно скорей создать свою украинскую культуру, все равно какую, только чтобы не была похожа на русскую. Это неминуемо приведет к лихорадочной подражательной работе: чем создавать заново, не проще ли взять готовое из-за границы (только бы не из России!), наскоро придумав для импортированных таким образом культурных ценностей украинские названия! И в результате, созданная при таких условиях «украинская культура» не будет органическим выражением индивидуальной природы украинской национальной личности.

В этой культуре демагогическое подчеркивание некоторых отдельных, случайно выбранных и, в общем, малосущественных элементов простонародного быта будет сочетаться с практическим отрицанием самых глубинных основ этого быта, а механически перенятые и неуклюже применяемые «последние слова» европейской цивилизации будут жить бок о бок с признаками самой вопиющей провинциальной ветоши и культурной отсталости; и все это — при внутренней духовной пустоте, прикрываемой кичливым самовосхвалением, крикливой рекламой, громкими фразами о национальной культуре, самобытности и проч., — словом, это будет жалкий суррогат — не культура, а карикатура…»

Как видите, прогноз оказался очень точным.

Ворованные герои

Если начинать издалека, можно вспомнить переименование дочери Ярослава Мудрого Анны, ставшей королевой Франции. Эта славная женщина в историю Франции вошла Анной Русской. Но, несколько лет назад, по настоянию украинского правительства, стала официально называться Анной Киевской во Франции, а на Украине, соответственно – Ганной Киевской.

Но это было только начало. Вскоре пришла очередь былинных богатырей.

Так, по украинской версии, Илья Муромец родился не под русским городом Муромом в деревеньке Карачарово, а в местечке под звучным названием Моровск, что возле Чернигова. Фамилия Ильи – просто Чобитько, а не Муромец.

Алеша Попович — не боярин из Ростова Великого, а уроженец Пирятина на Полтавщине. По мнению украинских историков, Добрыня Никитич и Алеша Попович были земляками и сражались вместе против половцев и печенегов.

Так почему же эти богатыри считались русскими? На это у украинцев всегда готов ответ: русские присвоили этих героев. Дескать, сказания украинского народа всегда передавались из поколения в поколение в устной форме. А наглые московиты взяли, да и записали все по своему разумению. Сделали их русскими, а биографию придумали.

Кстати, украинцы забывают о печальном факте: жители Малороссии напрочь забыли былины, а сохранились они на русском севере, где их и записали этнографы.

Как Айвазовской и Чайковский украинцами стали

Это похоже на анекдот, но великий маринист Иван Айвазовский отныне считается украинцем. Почему? Потому что родился в Крыму, в Феодосии, то есть на территории, которую украинцы считают своей. Между тем, имя, данное Айвазовскому при рождении – Ованес. Он — армянин. Но всегда подчеркивал, что считает себя «армянином по происхождению, русским в душе».

Наш Илья Репин тоже поменял национальность только потому, что родился в небольшом городе Чугуеве (ныне это Харьковская область Украины). Так он стал украинцем.

Украинцами стали обрусевший грек Архип Куинджи (потомок основателей Мариуполя), поляк Казимир Малевич (родился в Киеве).

Композитора Петра Ильича Чайковского причислили к деятелям Украины еще в 2019 году.

В списке украинизированных классиков, который Киев ведет с 2016 года, оказались также писавшие по-русски Николай Гоголь, одесситы Илья Ильф и Евгений Петров и даже уроженец Таганрога, творивший в Ялте Антон Чехов. Впрочем, Антон Павлович упоминал, что предки его были малороссами. Но писателем и драматургом он был не просто русским, но стал классиком мировой культуры.

Тайный советник, доктор медицины и член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук Николай Иванович Пирогов, рожденный в столице Российской империи, стал украинцем потому, что упокоился в селе Вишня (ныне микрорайон города Винница).

Великий конструктор Сергей Павлович Королев родился в Житомире. Следовательно, и он украинец…

Перечислять можно долго. И не хочется. Потому что грустно.

Украина могла жить и процветать как многонациональное государство, дружить с соседями, развивать свою народную культуру (которую, кстати, в «клятом» СССР очень поддерживали). Но верхушка этой несчастной страны выбрала другой путь, превратив Украину в уродливое образование и доведя до умоисступления и отчаяния своих граждан.

Эта страна построена на песке, и единственное, что сейчас удерживает ее от распада – концентрированная ненависть к русскому миру, которую тридцать лет пестовали, культивировали в сознании обывателей. Но ненависть хоть и хороший драйвер, но разрушительный, как тяжелый наркотик. И действие его краткосрочно, губительно для носителя. Поэтому то, что мы сейчас видим, – агония страшного хищника, взявшего в заложники миллионы простых украинцев.

Приазовье