Лариса Сакулян работает в Самарской средней школе № 1 уже четвертый год. Несмотря на короткий стаж, она уже завоевала уважение коллег и учащихся. Работать в родную школу, сама того не ожидая, девушка пришла буквально через пару месяцев после ее окончания…
Екатерина ХОРУНЖАЯ
Во время учебы в школе, восхищаясь своими педагогами, Лариса задумывалась о профессии учителя, но все же, ближе к получению аттестата, на семейном совете решили, что стоит выбрать другое направление. Хватит, мол, в семье одного преподавателя. Мама Ларисы — Кристина Ивановна Тумасян — работает в Самарской средней школе № 1 больше 15 лет.
Но судьба распорядилась иначе, и все-таки привела Ларису обратно в школу. В 2020 году, после окончания 11 класса, как раз в ковидное время, аттестаты школьникам выдали лишь в августе, задержались результаты экзаменов и поступление. По итогу Лариса поступила в РИНХ на очно-заочно по направлению «Менеджмент». И так получилось, что после первой четверти, в конце октября, от директора школы Ларисе поступило предложение вернуться в школу, только уже в другой роли.
Вот так Лариса и попала в школу сразу после школы, спустя буквально пару месяцев после окончания. Сначала девушку устроили как лаборанта физики и химии, через год она стала школьной вожатой, а на третий год – учителем.
Сначала было сложно, признается Лариса, но со временем все стало получаться. Самым интересным для нее было общение со старшеклассниками, которые всего буквально на год были младше нашей героини.
— Со старшеклассниками я была на одной волне или, как сейчас модно говорить, на одном «вайбе». Естественно, они ко мне относились больше как к подруге, нежели как к учителю, тем более, что со многими из них я была знакома ранее и хорошо общалась еще до того, как пришла работать в школу. Было немного непривычно и моментами даже неловко, но это только в первый год работы, сейчас уже такого нет, — рассказывает молодой педагог.
Сейчас девушке 22 года. Конечно, в начале пути Ларисе помогали, да и сейчас всегда готовы прийти на помощь наставники, в прямом смысле вчерашние ее преподаватели. Она знает, что ей есть на кого рассчитывать. Лариса Сакулян — очень ответственная, скромная, активная. За все берется с огоньком, и коллеги это знают и ценят.
— Я не могу выделить кого-то одного и сказать, что этот учитель — мой наставник. Я считаю своими наставники нескольких людей — это Наталья Александровна Бондаренко, она помогает мне в некоторых вопросах. Дарья Александровна Швец, которая делится со мной своими методическими разработками, Андрей Анатольевич Корочинский и Юлия Викторовна Карпун, как опытные вожатые, наставляли меня первое время, когда я пришла на эту должность. Директор школы, которая поддерживает все мои инициативы и, порой, безумные идеи. Когда я стала вести информатику, мне помогала и подсказывала Светлана Владиславовна Григорян, ей я тоже очень благодарна за это. Ну а главный мой наставник не только по жизни, а теперь еще и в школе, конечно, мама, — говорит Лариса Сакулян.
Несмотря на большую разницу в возрасте, Лариса нашла общий язык со всеми коллегами. Конечно, для девушки это необычные ощущения. Она до сих пор иногда с трудом верит, что пьет чай во время «окна» с педагогом, который не так давно учил ее саму, а теперь за чашечкой чая/кофе они обсуждают рабочие моменты или просто разговаривают о жизни и смеются.
— А самое приятное, что они всегда тепло и положительно отзываются обо мне, как об ученице, и бывает, даже приводят меня в пример на своих уроках, — с улыбкой рассказывает Лариса.
Вместе с работой девушка совмещает учебу, что дается ей, конечно, нелегко. Признается, что поначалу было очень тяжело, так как у нее очно-заочный формат, а Лариса тот самый человек с «синдромом отличника», у которого должны быть только пятерки и высокие баллы. С утра девушка работает, а к вечеру ездит в университет на пары.
— Но я не могу сказать, что работа мешает учебе, единственный большой минус — я практически не сплю, чтобы успеть закончить все дела, — говорит молодой учитель.
Вот уже второй год Лариса уже работает учителем. Преподает английский в начальной школе, а в основной школе — информатику. Еще она занимается математикой с детьми, которые находятся на индивидуальном обучении. Также Лариса является старшей вожатой, наставником «Движения Первых» и руководителем волонтерского отряда школы. В общем, работы — хоть отбавляй. Но самое главное — ей все это очень нравится.
— Сложно сказать, что мне нравится больше всего, но, наверное, это взаимодействие с детьми, активный образ жизни, постоянное движение, саморазвитие. У меня с детьми взаимная любовь, а это мотивирует и придает еще больше сил, энергии и желания работать. В профессии я не разочаровалась, хоть и иногда, действительно, бывает тяжело, — делится с нами Лариса.
Главная цель в работе, по мнению молодого учителя, не только обучение детей чему-то новому, но и поддержка, оказание помощи им в личностном росте и развитии. Через 5-10 лет Лариса видит себя таким же молодым амбициозным педагогом.
Да, она делает еще только первые шаги в профессии. Но уже сейчас эти шаги можно назвать удачными. Лариса понимает, что нужна детям каждый день, каждый час и даже каждую минуту. Стоит ей появиться в школе, и они бегут к ней, рассказывают свои новости, иногда даже забыв поздороваться, делятся своими успехами и неудачами. Каждый ученик для нее – это целый мир, загадочный и неповторимый, и поэтому очень ценный. Она умеет уважать право каждого ученика быть самим собой, не похожим на других, иметь свой характер, свои мысли.
Учительский труд не менее творческий, чем труд писателя, композитора, художника. Только учитель обращается к душе маленького человека не через музыку, художественное слово и живопись, а напрямую, посредством общения.
У Ларисы и ее учеников каждый день — что-то новое – мероприятия, занятия, знакомства. Вот буквально на днях наша героиня приняла участие в районном слете молодых педагогов под девизом «Единство всех, уникальность каждого». Это мероприятие собрало выдающихся молодых специалистов, готовых делиться опытом и учиться друг у друга. В рамках слета участники смогли посетить увлекательные мастер-классы, а также приняли участие в выборах президиума Совета молодых педагогов.
Лариса не сидит на месте ни минуты, как молодой педагог, старается идти в ногу со временем. Ее «методическая копилка» полна интересными разработками уроков, внеклассных мероприятий, исследовательскими проектами и различными презентациями. Успешно осваивая современные инновационные технологии, она находится в постоянном поиске нового и интересного.
— Вспоминая себя в школе, я с уверенностью могу сказать, что дети сейчас изменились, конечно. Несмотря на то, что у меня с ними не такая уж и большая разница в возрасте, но все же эти изменения ощутимы. У них меньше интереса к науке, к школе, они более пассивные и даже, порой, ленивые. Естественно, это не ко всем относится, но ко многим. Сейчас для детей первое место занимает телефон, игры, социальные сети. Но скажу честно, на некоторые игры они и меня завлекли. Ну а что делать?! Нужно идти в ногу со временем, чтобы быть с детьми на одной волне и находить способы для коммуникации. Да и уроки тоже не проведешь, как раньше, когда мы сидели, и, в основном, выполняли все по книге. Сейчас же нужно продумывать интересные концепции для проведения урока: тематические игры, презентации, видеоролики и прочее, — рассказывает педагог.
Новые реалии и новые подходы, и, возможно, Лариса даже чему-то учит педагогов с большим стажем. Все-таки профессия педагога требует от человека не только больших знаний, но и душевных сил, выдержки. Радует то, что, несмотря на сложности, находятся люди, которые выбирают для себя в этой жизни труд учителя.
Хочется пожелать Ларисе Сакулян талантливых учеников, и чтобы дети не просто шли, а бежали на ее уроки, ждали с нетерпением интересных занятий и новых открытий, чтобы связывали свои успехи с работой любимого педагога, а также желаем ей понимающих родителей, открытых, готовых делиться опытом коллег и творческих успехов в ее педагогической деятельности!