Дети часто слышат о том, что природу нужно беречь. Но что стоит за этими давно ставшими привычными словами? Как научить ребенка любить окружающий его мир, знает учитель начальных классов Новониколаевской школы – Светлана Колесник. Больше 20 лет она ведет экологический кружок «Юный эколог»
Екатерина ХОРУНЖАЯ
Забота о домашних животных, выращивание растений, походы в лес или на речку – все это вызывает неподдельный интерес у ребенка, и помогает ему ощутить связь с природой. В современной действительности большинству семей на это не хватает времени. А ведь из любой ситуации можно найти выход, и помогут вам в этом кружки дополнительного образования естественно-научной направленности.
В Новониколаевской школе вот уже на протяжении 20 лет работает экологический кружок «Юный эколог», на занятия в котором могут прийти школьники любого возраста. Светлана Александровна Колесник работает в школе уже 38 лет, из них больше половины ведет экологический кружок.
— Я очень люблю природу, вот я и решила создать такой кружок в школе, — рассказывает преподаватель.
Инициативу Светланы Александровны в школе все поддержали. Так, с 2003 года существует и процветает общество юных экологов. Дети с 1 по 9 классы с удовольствием посещают занятия этого кружка. Здесь проводят лабораторные работы, ходят на экскурсии.
Школьникам очень нравится узнавать новое. Одна из главных целей кружка, по словам учителя, это – формирование экологического мировоззрения детей, их интереса к познанию окружающего мира, воспитание бережного отношения к природе, окружающему миру.
Благодаря Светлане Александровне школьники узнали, что количество мусора на планете растет с каждым годом. В нашей стране, к сожалению, мусор либо сжигают, либо просто складируют на свалках, но оба эти способа наносят урон экологии регионов. При этом уже давно существуют технологии раздельного сбора, которые позволяют перерабатывать 100% мусора.
В игровой форме учащиеся выясняют, как нужно грамотно обращаться с отходами, и как действовать, чтобы уменьшить мусорный след в повседневной жизни. Также школьники знакомятся с вариантами переработки мусора, благодаря которой из отходов получаются новые вещи.
Игры, чтения книг и путешествия
Чтобы было легче формировать представление об уникальности природы, повысить интерес детей к экологическим проблемам, Светлана Александровна проводит в школе часы чтения книг о природе, дни экологической сказки, где ребята сами составляют истории о природе, играют в игры и многое другое.
Под чутким руководством любимого педагога дети совершают виртуальные экскурсии, участвуют в экологических акциях «День птиц», «Синичкин день», «Берегите ель» и других. Из цветной бумаги и бросового материала ребята мастерят аппликации и поделки на экологическую тематику.
Светлана Александровна любит свою профессию, любит детей, которые с нетерпением ждут ее прихода на занятия, любит природу, и призывает к этому каждого из нас.
Большое количество учеников Новониколаевской школы были «Юными экологами», многие из них уже давно окончили школу, но с особой теплотой вспоминают прекрасное время, проведенное на занятиях экологического кружка. Одна из участниц экологического кружка, сейчас уже коллега Светланы Александровны — Ангелина Колесник — решила поделиться с нами своими воспоминаниями:
— Экологический кружок я посещала, когда училась в начальных классах. Часто мы со Светланой Александровной ходили в походы, рисовали, агитировали односельчан беречь нашу природу! Самое яркое мое воспоминание – это поездка на Чумбур-Косу на туристический слет. Я пела песню, мы привезли на выставку много поделок и рисунков, гуляли по берегу моря, и узнали много полезной информации. Я благодарна Светлане Александровне за ее труд, за то, что она вкладывала в нас душу, всегда была рядом и поддерживала. Я хочу пожелать Светлане Александровне крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях, — говорит Ангелина Колесник.
Экологическое воспитание – это важно
Экологическое воспитание проявляется во всех видах деятельности кружковых занятий – работа с природным материалом, где дети в декоративно-прикладном творчестве используют засушенные листья, цветы. Собирают листья для сушки, собирают шишки, желуди, чтобы потом сделать смешных человечков и животных.
— Экологическое воспитание – это очень важно, — отмечает Светлана Александровна Колесник.
Работа с цветной бумагой приносит большое удовольствие, из нее можно сделать объемные пейзажи. Можно рисовать, лепить из пластилина. Развивать детскую фантазию, учить видеть красоту нашей природы.
Субботники каждую неделю
Есть хорошая традиция у участников экологического кружка – это субботники — уборка территории школы, и работа на цветниках. Дети приучаются любить, сохранять природу родного края.
Вместе с преподавателем дети ходят убирать мусор на речку, приводят в порядок детскую площадку, где сами потом и гуляют. С самых ранних лет их приучают к порядку, труду и ответственности.
«Юные экологи» очень творческие личности, любят что-нибудь мастерить, рисовать, являются участниками очных и дистанционных международных, всероссийских конкурсов рисунков на экологические темы, участвуют в викторинах, олимпиадах, где занимают призовые места. Наряду со взрослыми получают наградные материалы и воспитанники, это сертификаты, дипломы, благодарственные письма за активное участие.
С любовью к птицам
Одна из любимых акций участников экологического кружка – это «Скворечник для птиц». В начале апреля птицы возвращаются в родные края с мест зимовки. Чтобы они смогли вывести потомство, нужно им немного помочь, а именно — провести ревизию старых скворечников, проверить, крепкие ли они, и не пора ли их ремонтировать.
Ну и, конечно, мастерить хотя бы по одному новому скворечнику в год. В таких домиках могут жить не только скворцы, но и синицы, воробьи и другие птицы.
— Построить птицам дом – это очень благородный поступок, — говорят участники экологического кружка.
Давайте спасем планету вместе
Юные экологи согласились дать небольшие советы, позволяющие нам меньше вредить природе. Один из способов положительно повлиять на окружающую среду – это даже не утилизация мусора в частном доме, а уменьшение его количества. Обычно продукты питания покупают, и приносят домой в пластиковом контейнере и целлофановом мешке, который сам по себе уже является мусором. Такие действия не оправданы не только с экологической точки зрения, ну и экономической. Ведь целлофановый пакет в лучшем случае является одноразовым. Поэтому для каждой новой порции продуктов покупаем в магазине если не каждый день, то через день, приходится приобретать новый пакет. Куда практичнее один раз приобрести тканевую сумку и постоянно приносить продукты в ней.
Приучайте себя и своих детей закрывать кран, пока они чистят зубы илинамыливают посуду. Согласитесь, это не трудно. В среднем за минуту из крана вытекает от 7 до 11 литров воды. Вот и посчитайте…
Или батарейки. В семье с детьми их много, практически каждая интерактивная игрушка работает на батарейках. Многие все еще выбрасывают их после использования, не зная о вреде, который батарейки наносят окружающей среде. Поэтому относите использованные батарейки в пункты приёма.
Сохраним природу вместе
На планете почти не осталось первозданной природы — уголков, куда бы ни ступила нога современного человека. Научно-технический прогресс и цивилизация в большинстве своем отрицательно влияют на экологию, включая растительный и животный мир. Поэтому начинать обучение людей азам природопользования нужно как никогда раньше, в том числе — для сохранения имеющихся на Земле видов флоры и фауны. Давайте вместе менять привычки — ведь от них зависит будущее нашей планеты!