Август — хлебосол

Свое название месяц получил в честь римского импе­ратора Октавиана Августа. На Руси его называли серпень, хлебосол, припасиха-собериха, жнивень, зарев (так как в это время бывают яркие и холодные зори), разносол, густоед

Это интересно

9 августа – Пантелеймона, Кочанный, Кочанник

Одно из прозвищ Пантелеймона – Кочанный (или Кочанник). Связано это с тем, что в это время начинают завиваться капустные вилки. Было принято доставать из кладовых оставшуюся с прошлого урожая капусту и печь пирожки из слоеного теста. Угощали детей, нищих и странников. «Хлеб да капуста лихого не допустят»; «Без капусты брюхо пусто».

На Пантелеймона отмечали заживный праздник. Колосья с полей приносили в церковь для освящения, затем эти колосья хранили в избе. В этот день не начинали новые дела, не брались за тяжелую работу. Стоило проявлять внимание к чужим бедам, болезням или переживаниям, выслушать собеседника и подумать, чем можно ему помочь. Нельзя было пересчитывайте мелочь – к финансовым неприятностям.

10 августа – Прохоры-Пармэны

В этот день отправлялись в храм, чтобы помолиться святым апостолам и прославить кузнецов – незаменимых людей, мастеров на все руки. К ним шли с подарками, говорили им слова благодарности. Верили, что они обладают властью над злыми духами.

В день Прохора нельзя ничего отдавать, продавать и покупать. Исключение только для продуктов питания. Торговля в этот день шла плохо. В народе поговорили: «На Прохора и Пармена не затевай никакой мены». Считали, что всё, что будет куплено 10 августа, долго не прослужит.

Работа кипела, если были убраны озимые, то перепахивали поля. Жители сел и деревень начинали собирали урожай груш и яблок, копать картошку, пересаживали цветы.

Люди преклонного возраста и дети отправлялись в лес по грибы и ягоды. Первый собранный стакан ягод отдавали в чужие руки, чтобы был хороший урожай.

«Утром туман по воде стелется – к хорошей погоде, если же вверх поднимается, то будет дождь». «Дождь без ветра – к затяжному ненастью». «Облака высоко плывут – к сухой и ясной погоде».

11 августа — Калинник

Первоначальное название праздника, который отмечается в этот день, связано с именем одного из святых мучеников – Каллиника Киликийского, жившего в 3–4 веках.

Имя проповедника похоже на название хорошо известной на Руси ягоды — калины, которая поспевает к этому времени. Калинниками на Руси называли пироги с калиной.

«Коли на Калинника туман — припасай косы про овес с ячменем». А вот если спелый овес вновь зазеленеет — значит, быть осени ненастной.

12 августа – Иван Воин, Силуан и Сила, Силин день

В древнеславянском календаре эта дата получила название день Силы и Силуяна или Силин день. В народе поговорили, что«На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна». Это означало, что наполненная зерном рожь начинает клониться к земле.

Как правило, в этот день стоит пасмурная и прохладная погода. Начинается сев озимых. Считалось, что любой хлеб, посеянный на Силу, даст хороший урожай, верили, что сам апостол Сила в этот день помогает в посевной работе крестьянину.

«Святой Сила добавит мужику силы», «На святителя Силу и бессильный богатырем станет». Святые Силуан и Сила в народе считались покровителями пасечников. Им молились о здоровье пчел и урожае меда.

В этот день собирали листья лопуха. С каждого куста срывали по три листочка, которые высушивали на печи, затем прикладывали трижды на три Спаса к больным суставам. Считалось, что эта процедура поможет избавиться от ломоты в коленях и костях.

 

13 августа — Евдокимов день

На Руси у этого дня было особенное значение — православные отмечали Евдокимово заговенье перед Успенским постом. Сам пост не считался голодным, поскольку приходился на лето, и выбор блюд радовал разнообразием. Ели новый хлеб, свежие овощи, многочисленные плоды и ягоды. Особой популярностью пользовалась репа — свежая, вяленая, пареная; из нее делали начинку для пирогов, варили из нее кашу, настаивали квас.

Говорили, что на Евдокима нужно было обязательно заговорить борону — провести специальный обряд, чтобы при работе в поле не ломались зубья: «Коли не заговоришь борону — не угодишь коню»; «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится».

Существовали свои приметы и поверья: «Муравьи заделывают вход в муравейник – к дождю.Пчелы с утра в поле улетели – к хорошей погоде.Сильный ветер – к снежной зиме.Туман утром быстро рассеивается – к ясной погоде».

14 августа -Медовый спас

В этот день провожали лето. Пасечники выламывали в ульях соты. Пчелы перестают носить взяток. Отлетают ласточки.

«С первого Спаса — холодные росы». «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серо-погодье». «Первый Спас — первый сев, паши под озимь, сей рожь».

Существовали и такие приметы: чтобы защитить жилище от всего дурного, нужно было посыпать порог маком, собранным перед Маккавеем. Дабы нечисть не проникла в эту ночь в дом, на порог клали топор, а углы дома окуривали дымом чертополоха и крапивы.

Отслеживали и погоду: «Если погода ветряная, зима будет снежная и морозная. Какая погода на Медовый Спас, такая будет и наУспение Пресвятой Богородицы (28 августа)».

15 августа — День Степана Сеновала

На Руси святого Стефана называли Степаном Сеновалом, поскольку в это время заканчивали сенокосные работы, и собранное сено убирали на сеновал. На Степана крестьяне устраивали праздник, было принято всей семьей собирать цветы и травы, из которых плели Степанов венок. Хозяйки брали из венка травы для лечения болезней.

В этот день нельзя было обижать лошадей. Лошадь необходимо было накормить, напоить и искупать, и тогда придет большое счастье.

Работать в саду и огороде нельзя, чтобы не накликать беду. Так же нельзя давать в долг продукты — можно накликать голод.

Молодые девушки должны непременно умыться «серебряной» водой, тогда красота сохранится на долгие годы. Чтобы вода стала полезной, в ведра или кадки клали серебренные монеты, ложки и другие небольшие предметы.

16 августа — день Антона Вихревея или Исаакия Малинника

В народе этот день получил название Антона Вихревея, так как часто дули сильные ветра, предвещающие осень. Если ветряная погода сопровождалась дождем, то это сулило сырую и холодную осень. К этому дню созревали и поздние сорта малины, поэтому именовали этот день Исаакием Малинником. Кроме того, собирали черёмуху, использовали её в лечении разных хворей.

«Если дует южный ветер и по дороге кружатся пыльные вихри, то зимой будет много снега; сильный и холодный ветер – к морозной зиме, теплый – к мягкой и снежной; увидеть медведя – к счастью; облака в одну линию вытянулись – к сильному ветру».

Нельзя было лениться — это считалось тяжким грехом, а также ругаться и выяснять отношения, иначе маленькая ссора обернется большой проблемой.

17 августа — Авдотья Малиновка, Огуречница, Сеногнойка

О том, что русские люди ждали от праздника святой Евдокии, хорошо говорят ее прозвища: Малиновка, Огуречница, Сеногнойка.

Как раз в эту пору поспевала дикая малина, а еще говорили, что на Авдотью — последний сбор огурцов. После этого дня они не растут, поэтому рачительные хозяйки торопились убрать ботву, пока она не высохла, и сложить ее в компостную яму. Собирали также урожай чеснока и лука.

Сеногнойкой же Авдотью прозвали потому, что в ее день часто случались дожди, из-за которых сено мокнет и гниет.

«Не иди, где косят, а иди, где просят. Не иди, где жнут, а иди, где ждут», — просили люди в этот день. По этому дню обычно судили, каким будет ноябрь.

 

18 августа – Евстигней-житник

На Руси в этот день «славили» самый северный колосовой хлеб – ячмень, который ещё называли «жито». Его сеяли в полнолуние, пока цветет калина, на свежем навозе, пережидая западный ветер. Считалось, что если во время сева будет дуть западный ветер, то ячмень взойдет худой с малым, скудным колосом.

А ещё на Евстигнея-житника замешивали из первого намолота ячменный хлебец. Большой удачей считалось найти стебель с 12 колосьями, который в народе прозвали «житной маткой». Такая находка приносила удачу во всех начинаниях, богатый урожай. Стебель приносили домой и хранили до следующего года, а во время посевной оставляли его на поле.

Крестьяне на Евстигнея ели сырой лук с солью, хлебом, запивали квасом. Связки лука развешивали в комнатах, так очищали воздух в жилище, а ещё заклинали жнивы, чтобы в них нечистая сила не поселилась.

«Какая погода на Житника, таким и декабрь будет. Услышать вдалеке эхо на закате – к жаркой погоде. Если эхо не слышно, то будет дождь. Чтобы у садовода-огородника никогда спина не болела, в этот день нужно поделиться урожаем с соседями. Чтобы удача сопутствовала во всем, работу в этот день нужно выполнять молча».

 

19 августа – Яблочный спас

Яблочный спас – один из древнейших праздников, с которым славяне встречали наступление осени, а православная церковь празднует Преображение Господне.

Хозяйки пекут яблочные пироги. Люди ходят в гости и сами принимают гостей у себя в своих домах. В течение дня в Яблочный Спас организовывались фестивали и ярмарки.

По народным приметам, если в Яблочный спас льет дождь, то осень будет дождливой, если ясно, то и осень будет ясной вплоть до зимы. А вот дождь на Спас говорит о том, что в январе выпадет много снега, будет несильный мороз, а жара, напротив, сулит холодный и бесснежный январь.

«Пришел Спас — бери рукавицы про запас», «Второй Спас шубу припас».

Люди верили, что в Яблочный спас нужно съесть обязательно хотя бы одно яблоко и желательно с медом. Это укрепит здоровье на весь последующий год. А если посидеть в саду под яблоней, придет душевный покой.

 

20 августа — Маринин день

По народному календарю это Маринин день, или Марины-Пимены. Большинство примет связано с аистами. Так, летящая в небе птица предвещает человеку крепкое здоровье и счастье, а девушкам – скорое замужество. Если при встрече с первым в этот день аистом у вас в кармане были деньги, то вам посчастливиться разбогатеть; если лежат ключи, то будете сытым и благополучным; ну а коль карманы пусты, то уготованы вам убытки.

Хозяйки в этот день пекли пироги с малиновой начинкой и угощали ими всех членов семьи. Это и было прощание с летом и подготовка к осени.

Приазовье