Ради культуры, имени и веры своей: День народного единства

4 ноября вся Россия отмечает День народного единства. Праздник, значение которого долгое время многие недооценивали. И только когда над нашей Родиной нависла опасность, пришло понимание, какой великий подвиг совершили наши далекие предки

Праздник

Татьяна СТАЦЕНКО

Не раз наша страна подвергалась опасности исчезнуть с карты Земли, потерять свое имя, веру и культуру. Время Великой Смуты было именно таким периодом. Это было тяжелый период, когда, лишившись законного царя, боярская верхушка долго не могла поделить власть, когда на царском троне восседал самозванец, а потом его едва не занял польский королевич. Лишь народное ополчение спасло тогда страну. Ополчение, сплотившее разные сословия и народы, и раз и навсегда доказавшее, что сила наша — в единстве.

История Смуты

Интересы Руси и Польши сталкивались на протяжении веков, поскольку государства эти соседствовали, а их армии регулярно сражались друг с другом. Поляки стремились подчинить себе русских и распространить католическую веру на восток, и такой шанс представился им в конце XVI века.

После смерти в 1598 году последнего царя из Рюриковичей – Федора I Ивановича – престол занял боярин Борис Годунов. Большинство знати не признало его прав на трон, колебался и народ. Усугубляли положение неурожайные годы и последующий за ними голод. Нестойким положением в Москве воспользовались самозванцы, друг за другом выдававшие себя за погибшего царевича Дмитрия – брата Федора I и естественного наследника.

Лжедмитии — первый и второй

Историки до сих пор спорят о том, кем на самом деле был Лжедмитрий I. Согласно официальной версии, он был сыном Богдана Отрепьева, дворянина из Галича. Григорий Отрепьев принял постриг и стал монахом Чудова монастыря, откуда сбежал, предположительно, в 1601 году. Выдавая себя за чудесным образом спасшегося царевича, он получил поддержку польских аристократов и католической церкви.

1603–1604 годы прошли в подготовке его «возвращения», а по сути захвата российского престола. В это время Лжедмитрий I тайно принимает католическую веру и обещает в случае своего успеха ввести католичество на Руси. В своих обещаниях он готов помочь Сигизмунду III в борьбе со Швецией, а Польше передать Смоленскую и Северскую земли.

Осенью 1604 года вместе со сводным польско-литовским отрядом Лжедмитрий вступает на русские земли в районе Чернигова. Действия самозванца были успешными, чему способствовало крестьянское восстание в южных землях. Лжедмитрий смог укрепиться в Путивле.

23 апреля 1605 года умирает Борис Годунов, власть переходит к его сыну Федору, который был свергнут 1 июня 1605 года в ходе восстания. Большая часть армии переходит на сторону самозванца. В Москву войска Лжедмитрия вступают 20 июня. 30 июля он был венчан на царство. Венчание проходило в Успенском соборе Кремля.

Захватив власть, Лжедмитрий I начал проводить самостоятельную политику. В первую очередь, он попытался заручиться поддержкой знати. Он учредил денежные и земельные оклады. Денег надо было много, и он решил эту проблему за счет пересмотра земельных прав монастырей. Заметных успехов это не принесло, и пришлось поднимать налоги, так как надо было возвращать долги Польше. Все это обострило положение в стране. В это время заметно испортились отношения с Сигизмундом III. Лжедмитрий не спешил в полном объеме выполнять данные ранее обещания.

Сложная обстановка была и внутри страны. В результате сложился заговор, во главе которого встал Василий Шуйский. Общему раздражению горожан способствовало и присутствие множества поляков, съехавшихся на свадьбу самозванца с Марией Мнишек.

17 мая 1607 года в результате заговора бояр Шуйских Лжедмитрий I был убит. Тело лжецаря было сожжено, а прах смешан с порохом. Останки бывшего правителя были заправлены в пушку и полетели в сторону Польши — туда, откуда явился самозванец.

Лжедмитрий II, прозванный также «Тушинским вором», — это второй самозванец Смутного времени, который выдавал себя за сына Ивана Грозного, царевича Димитрия. Несмотря на то, что он контролировал значительную территорию Руси, в российской историографии царем не считается (в отличие от Лжедмитрия I).

 В 1609 году польский король Сигизмунд III вторгся в пределы Руси и оккупировал огромные территории. Власть оказалась в руках бояр (Семибоярщина), чей совет присягнул сыну Сигизмунда, королевичу Владиславу. Москву наводнили поляки. Ответом на чужеземное вмешательство и варварское поведение оккупантов стало народное ополчение.

Народное ополчение

Если некоторые бояре ради сохранения влияния присягнули чужестранному королевичу, то народу это не понравилось. Началось стихийное сопротивление, которое вскоре начало приобретать все более организованные формы. Первое народное ополчение сформировалось в 1611 году в Рязани. Его возглавил дворянин Прокопий Ляпунов, помогали ему князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. В марте 1611 года отряд ополчения под командованием князя Дмитрия Ивановича Пожарского подошел к Москве. В столице шли бои, начались сильные пожары. Отряды ополченцев вынуждены были отступить, однако казакам во главе с князем Трубецким удалось закрепиться на окраине столицы. Ополченцам удалось блокировать город, однако среди них начались раздоры. Казаки убили Прокопия Ляпунова, так как он запрещал им устраивать грабежи и произвол над местным населением. В результате первое народное ополчение распалось…

Чудотворная Казанская икона Божией Матери попала к Дмитрию Пожарскому после неудачи Первого народного ополчения в 1611-м. Икона была принята с благоговением вторым ополчением, которое было сформировано осенью 1611 года в Нижнем Новгороде, ставшим центром нового освободительного движения. Именно здесь нижегородский земский староста Кузьма Минин начал организовывать новые отряды ополченцев. Он обратился ко всем жителям города за помощью в этом подвиге. Затем Минин и его сторонники стали рассылать по России грамоты с призывами пополнить ряды освободительного войска.

В Нижний Новгород прибывали силы со всех частей государства, в том числе и представители народов Поволжья и Сибири. Командование войском было поручено князю Дмитрию Пожарскому, который ранее хорошо проявил себя в боях в составе первого народного ополчения.

В июле 1612 года ополченцы двинулись на Москву. В результате ожесточенных боев 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение, возглавляемое Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, выбило польских захватчиков из Китай-города в Москве. Князь вступил в очищенный от неприятеля Китай-город с Казанской иконой Божией Матери.

Гарнизон Речи Посполитой с большими потерями отошел в Кремль. Положение интервентов было настолько бедственным, что капитуляцию они подписали уже на следующий день, выпустив из крепости представителей русской знати. Спустя сутки поляки сложили оружие. До окончания Смутного времени оставалось совсем немного.

Спустя несколько месяцев бояре, дворяне, крестьяне, духовные лица, казаки, стрельцы и специальные делегаты русских городов избрали нового царя после угасания Дома Рюриковичей.

Земский собор 1613 года завершился воцарением Михаила Федоровича – первого монарха из династии Романовых. Под его началом Россия справилась с последствиями Смуты и устремилась к новым свершениям.

История праздника

В 1613 году царь Михаил Федорович Романов учредил День очищения Москвы от польских интервентов. В 1649 году его сын – царь Алексей Михайлович – объявил эту дату церковно-государственным праздником. По его распоряжению День Казанской иконы Божией Матери начали отмечать не только летом, но и 22 октября (юлианский календарь). Празднование в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году сохраняется до наших дней. Дата — 4 ноября появилось с переходом на григорианский календарь.

Праздник был учрежден в 2004 году и впервые отмечался в 2005-м.

Смута ХХ века

Смутные времена были в России не только в далеком прошлом. Наша страна была на грани гибели совсем недавно — новая Смута началась в конце 80-х годов прошлого века. Выстояла наша страна чудом. Наши недруги считали, что Россия не справится с разрухой, междоусобицами и террористическими атаками. Нашу Родину презрительно называли «страной-бензоколонкой», а когда увидели, что Россия усиливается, подло разожгли конфликт с бывшей братской страной. И вновь враги просчитались. Мы выдержали удар концентрированной западной мощи. Мы выстояли. А теперь шаг за шагом приближаем Победу. И мы обязательно победим. Ведь наши предки уже не раз делали это.         

Приазовье