Подготовка Азовских походов Петра I

Андрей Николаевич Масловский рассказывает, что происходило до и после Азовского осадного сидения казаков, какие яркие и загадочные драмы разыгрывались на нашей земле, какие силы задействовались. Основываясь на письменных источниках, а не на песнях и сказаниях, ученый расставляет все точки над «И»

Наша история

Валентина СЕРАШ.

Продолжение. Начало в №14 от 03.04.2024 г.  

В 1694 году число нападений увеличилось. Большая их часть проводилась отрядами в несколько сотен, а иногда и в несколько десятков человек. Отряды татар и калмыков доходили до окрестностей Тамбова. Казаки тоже не дремали. Донские казаки совершили три морских похода, последний из которых закончился захватом и разорением Чингарского городка на Перекопе. Еще больше набегов совершили казаки Левобережья и запорожцы.  

Последние, в очередной раз убедившись, что крымские татары не способны соблюдать договоры и продолжают их, запорожцев, грабить и притеснять, сами попросили Москву о военной помощи для овладения турецкими крепостями на Нижнем Днепре. Москва в очередной раз безмолвствовала. Потому казаки в очередной раз сожгли пригороды Казы-Кермена, что было прямо таки национальным спортом украинских казаков. В 1694 году досталось и Очакову. Во время вылазки казаки перебили значительную часть гарнизона.  

Интересно, что Иван Мазепа был против захвата Казы-Кермена. Ведь после этого запорожцы получили бы беспрепятственный выход в Черное море и, по мнению гетмана, стали бы своевольничать. В своем предвидении Иван Мазапа был, безусловно, прав.

Позиция калмыков

— Как мы видим, обстановка на южной границе была тревожной. Опасения вызывала позиция калмыков. Их тайша* Аюка совершенно явно не был союзником России, хотя формально был ее подданным, но занимал позицию скорее выжидательную. На местах это выражалось в неоднократном участии калмыков в набегах и ответных набегах донских казаков. Тайша каждый раз оправдывался тем, что делалось это без его ведома. Впрочем, и у Аюки были поводы для недовольства. Мелкие группы калмыков перебегали на службу к царю. Казаки же постоянно нападали на кочевья калмыков и татар, подвластных России, угоняли скот и брали пленных. Местные воеводы пытались угомонить казаков, которые в ответ жаловались правительству, — говорит Андрей Масловский.

События развивались по нарастающей. Калмыки, вопреки соглашению, не передавали российским властям ее плененных подданных, а продавали их в рабство. Они совершали все более далекие набеги на башкиров, чувашей, черемисов. К ответным набегам, помимо этих народов, подключились и яицкие казаки.

Оборонительная стратегия России

Правительство Натальи Нарышкиной предпочитало стоять над схваткой, задабривая казаков жалованием, организовывая переговоры и обмены пленными. В конце концов, в 1694 году калмыки откочевали за Яик. По всей линии границы, от Днепра до Енисея, оборонительная стратегия приводила к неудачам и даже волнениям в полунезависимых или автономных образованиях Российского государства.

Причина того, что на протяжении 1690-1694 годов Россия предпочитала оборонительную стратегию, в том, что пришедшее после переворота 1689 года правительство Нарышкиных стремилось войну закончить. Оно предпринимало попытки сепаратных переговоров с Крымом. Вот только скромные уступки, которые Москва хотела от Крыма, нужно было еще завоевать. Крым настаивал на возобновлении условий Бахчисарайского мира, и русское правительство было уже готово пойти и на это. Но тут в январе 1694 года умирает вдовствующая царица Наталья Кирилловна, и власть постепенно переходит в руки Петра I.

Неудача за неудачей

Период 1690-1694 годов для союзников России по Священной лиге также был не простым. Несмотря на то, что всем были видны признаки начавшегося упадка, Османская империя по-прежнему оставалась мощной военной машиной. Было решено поставить великим визирем представителя великого рода Кепрюлю Фазыл Мустафа-пашу. На европейский театр военных действий были привлечены контингенты из Северной Африки, племенные ополчения кочевников, воины за веру.  

Ну, а поскольку силы главного противника – Австрии были отвлечены на борьбу с Францией, турки смогли начать масштабное контрнаступление на Балканах. Они отвоевали территорию Сербии и осенью 1690 года захватили Белград. Но в следующем году турецкие войска были разбиты в битве при Сланкомене новым австрийским командующим Людвигом Баденским. Не увенчалась успехом турецкая попытка вернуть Трансильванию. Попытки переговоров также провалились.

Война венецианцев с турками протекала с переменным успехом. Единственным серьезным приобретением Венеции стал захват Монемвасии у берегов Пелопоннеса. Более того, в самом начале 1695 года венецианский флот потерпел болезненное поражение у острова Хиос, который только недавно был захвачен Венецией, и вот его пришлось оставить.

У Речи Посполитой дела шли и того хуже. Сейм не хотел давать денег на ведение войны, а шляхта не торопилась в армию. Нередко королю приходилось вкладывать большие суммы из личных средств. Молдавская знать не торопилась переходить на сторону поляков. Очередной молдавский поход в 1691 году закончился если и не катастрофой, то явно был неудачен. Шляхта вовсе не хотела воевать за Молдавию. Военные действия свелись к попыткам захватить последний укрепленный пункт турок на территории Украины – Каменец Подольский.  

Татары неоднократно совершали набеги на украинские земли. Даже для их защиты не хватало войск. В 1692  году были опустошены окрестности Немирова. Именно поэтому Ян Собесский просил отпустить к нему на службу запорожских казаков. И, в итоге, немалое их число сражалось в польском войске. Борьба с крымскими татарами велась с переменным успехом.

— Интересно, что в походах одного из украинских национальных героев Семена Палия в 1693-1694 годах на днепровском Правобережье принимали участие казачьи полки Ивана Мазепы. Делалось это по приказу польского короля Яна Собесского, о чем сейчас не очень любят вспоминать. В 1694 году гетманом Яблоновским была одержана единственная достаточно крупная победа под Устечком над ханом Селим Гиреем. Только эта победа не привела к падению Каменца, — отмечает Андрей Николаевич.

Главные проектировщики будущих походов Петра I

Вот в таких условиях началась подготовка Азовских походов Петра I. Обычно в публицистике, справочной и даже в научно-популярной литературе эти походы представлены как некая инициатива Петра I.  

— У читателя складывается впечатление, что до него только донские казаки воевали с турками, и только им в голову приходило завоевание Азова. Между тем, как мы видим, война с Турцией за Северное Причерноморье идет уже 10 лет, а с учетом непродолжительности мирного промежутка между двумя войнами, эта борьба продолжается уже почти четверть века. Походы Петра I были продолжением предшествующей борьбы и учитывали уроки предшествующих лет.

Выбравшись из-под маменькиной опеки, молодой царь все же не действовал очертя голову. Нам неизвестны подробности принятия решения о переходе в наступление. Но логика событий достаточно очевидна. Вокруг царя оставалось большое число государственных и политических деятелей с их опытом и знаниями. В их узком кругу Петру I объяснили, что окончание войны возможно только в результате побед, после которых противник будет более уступчивым на переговорах. Именно они пришли к выводу, что в существующих условиях попытка захватить Крым не имеет шансов на успех. В тот момент разрабатывается план овладения устьями двух рек – Дона и Днепра, как первого этапа завоевания Северного Причерноморья.

Можно даже назвать главных проектировщиков будущих походов. Ими были глава Белгородского разряда Борис Шереметьев, в течение ряда лет руководивший обороной южной границы, генерал Патрик Гордон, имевший более чем 20-летний опыт войны с турками, и чей переход на сторону Петра в 1689 году имел большое значение для успеха переворота. Он был настоящей энциклопедией военного дела и стал при царе чем-то средним между начальником генерального штаба и военным министром.

Борис Голицын был воспитателем Петра и опытным администратором, возглавлявшим в течение многих лет Казанский приказ, управлявший огромной территорией страны. Если бы в России в это время существовала система министерств, то именно он был бы премьер-министром. К обсуждению планов был привлечен и Иван Мазепа.

Еще зимой были разработаны маршруты движения войск, собирались разведданные, продумывался план отвлекающего удара, который должны были осуществить Борис Шереметев и Иван Мазепа, и который должен был отвлечь основные силы Крымского ханства. Переброска войск должна была производиться по Волге до Царицына, откуда следовал пеший переход к Паншину городку на Дону и далее к Азову.

Указ о походе на Азов был обнародован 12 февраля 1695 года. Уже несколько дней спустя подробный пересказ военного плана похода был обнародован в европейских газетах и обсуждался среди дипломатов.

— Читатель, вероятно, удивится, но главные военные действия в 1695 году проходили не под Азовом, а в низовьях Днепра. Здесь было задействовано большее количество войск и достигнуты основные успехи. Мазепа и Шереметев, когда им была предоставлена инициатива, не горели желанием штурмовать крепости, а предложили поход к Миусу, мотивируя это стратегическими соображениями, — говорит Андрей Николаевич Масловский.

*Тайша — титул феодального владельца у некоторых монгольских народов

Приазовье