Ольга Васильевна Курбанова 32 года работает в Кагальницкой школе преподавателем русского языка и литературы. Она — учитель высшей квалификационной категории, награждена нагрудным знаком «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации»
Валентина СЕРАШ
Ольга родилась в семье Веры Ивановны и Николая Петровича Штурмового. У отца было всего четыре класса образования. Во время войны, подростком, он работал на заводе, и однажды по трагической случайности ему во время работы на станке отрезало верхние фаланги двух пальцев. После войны он не смог продолжить обучение. А так как семья была многодетной, нужно было работать, чтобы помогать родителям. Так многие годы и трудился он простым рабочим.
Мама Ольги Васильевны — Вера Ивановна тоже получила неполное образование — семь классов. Она работала в совхозе, а затем кладовщиком на автотранспортном предприятии и в зверохозяйстве.
— Я росла в большой семье: мама, папа, брат Виктор, а также дедушка и бабушка по маминой линии. Все жили в одном дворе, а папины родители жили в Подмосковье, — рассказывает Ольга Васильевна.
Бабушка Пелагея Гурьевна научила маленькую Ольгу аккуратно чистить картошку. Тоненько-тоненько срезать кожуру. Во время войны семья пережила голод и, поэтому все относились к продуктам с трепетом.
— Бабушка говорила, что нельзя выбрасывать еду, даже хлебные крошки нужно отдавать животным или птичкам, — говорит Ольга Курбанова.
В доме было большое хозяйство: корова, телята, свиньи, куры и огромный огород. Благодаря этому все дети с ранних лет были приучены к труду. В семье были свои традиции. Всегда перед Пасхой в доме проводилась генеральная уборка, чтобы не было ни пылинки. Считалось, что этот праздник нужно встретить не только с чистой душой, но и с чистым домом.
— Мне говорили, что в этот день в дом может прийти Господь, и там должно быть чисто. До сих пор к этому празднику я всегда навожу идеальный порядок, — говорит Ольга Васильевна. — Когда наступала зима, в семье появлялось больше свободного времени. Мама и бабушка всегда готовили для нас выпечку: пироги с разнообразными начинками, пирожки и булочки. Все это было очень вкусным — сдобным и пышным. С тех пор я тоже люблю работать с тестом и выпекать сдобу. Люблю разводить цветы — это тоже от мамы. И любовь к чтению тоже привила мне мама, — рассказывает Ольга Васильевна.
Домашние чтения
Мама Ольги читала много, и в доме стало традицией: вечерами семья собиралась в гостиной, и Вера Ивановна пересказывала отрывки из очередной книги, которую успела прочитать.
— Мы все с удовольствием слушали, а потом обсуждали. Но мама не всегда успевала дочитать, и мне, ребенку, хотелось узнать больше, но я не могла читать сама, поэтому старалась скорее научиться, — говорит Ольга Васильевна.
Как только научилась, сразу начала читать все, что попадалось под руку. В семье выписывали огромное количество прессы — газеты, журналы и самые разные книги. Ольга прочитала все, что было дома. И страсть к чтению осталась у нее на всю жизнь.
Рождение мечты
Когда пришло время, Ольга пошла учиться в школу.
— Учиться мне всегда было интересно, и я с удовольствием ходила в школу. В начальной школе я училась отлично, особенно мне нравились предметы гуманитарного цикла. Однако в старших классах у меня появились четверки по математике и химии. По остальным предметам я всегда получала пятерки,- говорит Ольга Васильевна.
Она участвовала и побеждала в школьных и районных олимпиадах по биологии, принимала участие в областных. Но ее любимым предметом всегда была литература.
— Впервые мысль о том, что я хочу стать учителем, возникла у меня в пятом классе. Мы с одноклассницей подготовили доклад ко Дню космонавтики и выступали перед детьми из второго класса. Я увидела, с каким вниманием и интересом дети нас слушают. Тогда я поняла, что хочу работать учителем, — говорит Ольга Курбанова.
В школе она была старостой класса и активно занималась спортом. Специальные секции не посещала, но бегала прекрасно. Иногда участвовала в соревнованиях по легкой атлетике. Также она любила волейбол.
После восьмого класса Ольга с подругой решили поступать в Азовское педагогическое училище. Ольга сдала русский язык на пятерку, а вот с математикой возникли проблемы. Не поступила, и осталась учиться в школе.
— К концу десятого класса я уже твердо решила стать учителем русского языка и литературы, и даже была рада, что не поступила в училище. Я благодарна своим учителям — Петру Бронеславовичу Чижиковскому и Любови Ивановне Баюровой. Они оказали огромное влияние на мой выбор и помогли мне стать тем, кем я стала. Любовь Ивановна до сих пор работает в школе, а Петр Бронеславович, к сожалению, трагически погиб, — рассказывает Ольга Васильевна.
Мечты сбываются
Выпускница Кагальницкой школы поступила в Ростовский педагогический институт на очное отделение. Во время учебы вышла замуж и родила дочь. Ее супруг – боевой офицер, командир отряда специального назначения.
— Я была первой в своей семье, кто получил высшее образование. Мама и папа очень гордились тем, что я поступила в институт, и помогали воспитывать дочь. Они хотели, чтобы я продолжала учиться очно, поэтому я не бросила учебу и получила диплом, — говорит учитель.
Позднее она родила еще оного ребенка – сына. Сегодня дети Ольги Васильевны уже взрослые. Дочь Елена — многодетная мама, у нее трое детей. Она окончила школу с золотой медалью, а затем поступила в институт, где получила красный диплом. Сейчас Елена занимается предпринимательством.
Сын Денис окончил институт, а затем поступил в ДГТУ. У него два высших образования. Денис пошел по стопам отца — он офицер спецназа.
Супруг Ольги Васильевны имеет государственные награды. Он начал свою трудовую биографию в совхозе трактористом, после армии учился в индустриальном техникуме города Азова. Был учителем технологии и черчения, но из-за материальных трудностей был вынужден сменить сферу деятельности, хотя ему очень нравилась работа. Он стал бойцом спецназа и дослужился до полковника, кроме того, он с красным дипломом окончил Ростовский юридический институт МВД России. Он связал свою жизнь с военной профессией на долгие годы и продолжает следовать своему призванию.
Призвание
В 1992 году молодой учитель Ольга Васильевна пришла работать в школу. Ей сразу дали девятый класс.
— Помню, как я пришла в школу в свой первый рабочий день, и стояла в коридоре, ожидая, когда подойдет новая коллега, чтобы обсудить с ней какие-то вопросы. Она подошла ко мне, и с улыбкой сказала, что ученики приняли меня за школьницу, и самые смелые просили, чтобы меня посадили с ними за одну парту. Мы посмеялись, и на этой позитивной ноте началась моя трудовая биография, — с улыбкой рассказывает Ольга Васильевна.
Конечно, не все было радостно и легко. Особенно сложно работать с подростками. Ольге Васильевне приходилось призывать их к дисциплине и зарабатывать авторитет. Но потом все наладилось. 32 года она работает в школе.
— Рядом с молодежью я ощущаю себя молодой и полной сил. Я люблю читать, и не только художественную литературу. Мне интересны книги по психологии, истории, особенно труды Костомарова и православная литература, — говорит учитель.
Признание приходит к трудолюбивым
Ольга Васильевна добилась значительных успехов в своей профессии. Она — учитель высшей квалификационной категории, награждена нагрудным знаком «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации». В 2020 году ее наградили знаком «За заслуги перед Азовским районом» III степени.
— Мои ученики неоднократно становились победителями и призерами муниципальных и областных олимпиад, а также участниками очного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, — говорит Ольга Курбанова.
Она сотрудничает с газетой «Приазовье» и ведет в школе кружок журналистики «Южный журналист». Статьи ее учеников на самые разные темы регулярно публикуются в газете.
— Я считаю, что личный пример — лучший способ воспитания детей. Поэтому всегда старайтесь выполнять все «на отлично», не прекращайте учиться и развиваться. Тогда вы будете интересны и продуктивны в своей профессии. Не сидите на месте, участвуйте в конкурсах, — делится своим опытом Ольга Васильевна.
Она убеждена, что невозможно работать в школе без любви к профессии. Ведь нередко, столкнувшись с первыми трудностями, молодые учителя уходят из школы. Значит – они ошиблись в своем выборе.
— Быть учителем — это удивительное занятие, ведь ты не только передаешь знания детям, но и сам учишься у них многому. Я ни разу не пожалела о своем выборе. И я уверена, что уроки литературы — это уроки духовности и поиска истины, уроки нравственного совершенствования, — говорит учитель.