Капитаны бескрайних полей: про сельских тружеников

13 октября сельские труженики отмечают свой профессиональный праздник. Обычно в этот день проходят праздничные мероприятия, но в этом году торжества пришлось перенести на более поздний срок — заканчиваются уборочные работы и вовсю идет сев озимых

Жизнь

Татьяна СТАЦЕНКО

Идет сев и в ООО «Ленинское знамя» — одном из старейших и прославленных хозяйств Азовского района. Параллельно ведется уборка сахарной свеклы. Вместе с начальником отдела сельского хозяйства Алексеем Анатольевичем Тумащиком мы посетили это хозяйство на минувшей неделе.

Знаменитое хозяйство

Колхоз «Ленинское знамя» возник в конце 50-х годов после объединения колхозов имени Сталина и имени Жданова. Хозяйство было многопрофильным и одним из лучших в  Азовском районе. От заботливых доярок, крепких комбайнеров и опытных животноводов государство получало и зерно, и молоко, и овечью шерсть, и мясо, и яйца. Колхоз строил детские сады, дороги, Дома культуры и клубы.

Были в колхозе перерабатывающие сельхозпродукцию заводы. Даже собственный асфальтовый завод был. В годы перестройки и последующих радикальных реформ 90-х многое было утрачено. Но хозяйство выстояло, и теперь специализируется на выращивании зерновых, зернобобовых культур и сахарной свеклы.

Руководит ООО «Ленинское знамя» генеральный директор Александр Иванович Титоренко. В хозяйстве работает 160 человек. Это жители сел Круглое и Стефанидинодар, а также села Кугей. С гендиректором удалось поговорить в главном офисе предприятия — том самом здании, в котором много лет располагалось правление колхоза «Ленинское знамя».

— Коллектив у нас дружный, костяк сложился давно, и текучести кадров практически нет. Соблюдаются все социальные обязательства. Зарплата достойная и выплачивается своевременно. Кроме того, выплачиваются премии. Одна — в конце августа по завершению сезона уборки озимых зерновых культур. В конце года — стимулирующая премия. А после продажи сельхозпродукции и подведения итогов, перед майскими праздниками, наши сотрудники получают премию по итогам предыдущего года, — рассказывает Александр Иванович Титоренко. — Мы создаем хорошие условия работы. Сотрудники обеспечиваются рабочей одеждой и индивидуальными средствами защиты. Покупаем также мыло, кремы. Обеспечиваем горячим питанием. Кроме того, в обязательном порядке покупаем чай, кофе, конфеты и печенье. Есть своя столовая, а во время полевых работ два раза в день выезжает автобус, который в герметичных термосах доставляет обеды нашим механизаторам. Доставка на работу — служебным транспортом, а если механизатору удобнее добираться на работу самостоятельно, мы ежемесячно возмещаем расходы на топливо и амортизацию автомобиля. Хозяйство также привлекает иногородних специалистов и компенсирует им расходы на съемное жилье.

По словам генерального директора ООО «Ленинское знамя», 60-70% земель, обрабатываемых хозяйством, это земли пайщиков, с которыми заключены договоры аренды.

— По итогам года наши пайщики получают расчет. Кто-то предпочитает брать оплату зерном и иной сельхозпродукцией, другие берут деньгами. Пожилым нашим пайщикам, бабушкам и дедушкам, всю жизнь проработавшим в колхозе, мы привозим сахар, масло. Это наш золотой актив, мы относимся к ним с глубоким уважением, — говорит Александр Титоренко.

Основная рабочая единица хозяйства — механизаторы — трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства. Кроме того, в «Ленинском знамени» трудятся водители грузовых автомобилей.

— Мы стараемся не привлекать наемный транспорт и обходиться своим. Парк грузовых автомобилей — порядка 28 единиц. Это преимущественно КамАЗы. Кроме того, предприятие имеет восемь зерноуборочных комбайнов, три комбайна свеклоуборочных, два свеклоуборочных погрузчика, тяжелые и легкие тракторы. Тракторы преимущественно отечественного производства, — говорит Александр Иванович Титоренко.

После беседы с генеральным директором отправляемся посмотреть, как идет уборка сахарной свеклы. Угодья у хозяйства большие, площадью около 8 тыс. га. К свекольному полю едем по хорошей грунтовой дороге. За дорогами в хозяйстве следят, ремонтируют, выбоин и глубокой колеи нет. Неподалеку от места уборки сахарной свеклы, на обочине, — вереница грузовых автомобилей. Ждут своей очереди загрузиться, после чего незамедлительно отправятся на сахарный завод в станицу Ленинградскую Краснодарского края. Много лет наши аграрии поднимают вопрос о строительстве сахарного завода на территории Ростовской области, что значительно сократило бы транспортные расходы и решило бы ряд других проблем. Но пока вопрос этот не решен, и приходится возить сахарную свеклу в соседний край.

Наконец, подъезжаем к полю, по которому величаво движутся два комбайна. Это немецкие машины фирмы ROPA, модели Tiger (Тигр) и Panther (Пантера). Немцы верны себе — даже сельхозтехнику называют именами, хорошо знакомыми нам по фильмам о Великой Отечественной войне. Но техника хорошая, качественная. И пока, увы, — вне конкуренции. В России самоходные свеклоуборочные комбайны все еще не производятся.

Комбайны только на первый взгляд движутся медленно. Не проходит и пяти минут, как оба гиганта подъезжают к краю поля и выгружают содержимое бункеров. Гора сахарной свеклы выглядит внушительно. Совсем скоро ее загрузят в «КамАЗы», и она отправится на переработку.    

Специалист экстра-класса

Кабина комбайна Panther открывается, и по трапу спускается симпатичный светловолосый крепкий парень в рабочем комбинезоне. Это — потомственный механизатор Евгений Михайлович Рева. И дед, и отец его всю жизнь работали в сельском хозяйстве, а наставником его был Виктор Павлович Чернобай, которого в советские времена представляли к присвоению звания Герой Социалистического Труда.

Евгений Рева — житель села Круглое. Ему 42 года. В хозяйстве начал работать еще школьником — был помощником штурвального. Окончив одиннадцать классов, остался работать в «Ленинском знамени». Сейчас он один из лучших работников хозяйства. Его называют специалистом экстра-класса. Он освоил всю сельхозтехнику — зерноуборочные  и свеклоуборочные комбайны, тяжелые и легкие трактора. Евгений женат. Супруга Альбина работает воспитателем в круглянском детском саду. Дочки Настя и Юля учатся в Ростове, будут бухгалтерами.

Знакомлюсь с Евгением, и он предлагает подняться в кабину, и «покататься» на комбайне. Предложение, от которого невозможно отказаться. Поднимаюсь по трапу, присаживаюсь на небольшое сиденье. Евгений занимает свое место, огромная машина, плавно развернувшись, подъезжает к кромке поля, и комбайн начинает свою работу — лихо выхватывает свеклу из почвы, предварительно срезав ботву, и перемещает корнеплоды в бункер. Кабина просторная, удобная, с отличным обзором, напичканная мониторами и джойстиками. Штурвал тоже имеется, а потому кабина напоминает корабельную рубку, а Евгений — опытного и уверенного в себе капитана.

Он увлеченно рассказывает о работе комбайна, о том, как он устроен, и какие операции производит.

— Площадь этого поля — 117 гектаров. В день каждый комбайн убирает по 15 га. Можно было бы и больше гектаров на 5, но завод установил лимит — принимает только определенное количество свеклы в сутки, — рассказывает Евгений.

Он говорит, что год выдался сложный, засушливый, но хозяйство получило достойный урожай и уже начало сев озимых.

— Как только мы закончим уборку этого поля, на него сразу зайдет техника — будет вносить удобрения и проводить сев озимой пшеницы. Приходится сеять в сухую почву, но делать нечего — сроки поджимают, — говорит Евгений Рева.

— Евгений, недавно видела, что в России уже сейчас пытаются применять искусственный интеллект, который управляет сельхозтехникой. Вроде бы даже получается на экспериментальных полях. Что вы об этом думаете? — спрашиваю механизатора.

— Ну, что тут думать. Дело, может, и хорошее. Но без человека все равно обойтись нельзя. Что искусственный интеллект будет делать с поломками техники или как он будет производить очистку комбайна, особенно после работы по влажной почве? В сельском хозяйстве без человеческих рук никак нельзя, — убежденно говорит Евгений Михайлович.

Он признается, что никогда не жалел, что пошел по стопам отца и деда.

— Работа, конечно, непростая, но мне она по душе, — говорит он.

Пока разговаривали, комбайн добрался до второго края поля и начал выгрузку. Здесь уже работал свеклоуборочный погрузчик, который перемещал свеклу в кузов грузовика.

Попрощавшись с Евгением, отправляемся посмотреть, как идет сев. Покружив по грунтовым дорогам, добираемся до очередного поля, на котором трактор JOHN DEERE (Джон Дио) с посевным комплексом производит сев озимой пшеницы. За рулем — механизатор Сергей Иванович Мамедов. Комплекс одновременно вносит в почву удобрения и семена. В этот день сеяли пшеницу сорта «Таня». Работа велась споро. К моменту нашего приезда поле было практически засеяно.

Мы не стали надолго отвлекать механизатора от работы, и отправились в Азов. Мимо мелькали аккуратные поля, иногда — руины колхозных строений, но чаще — работающие весовые и иные технические комплексы хозяйства. Было видно, что в «Ленинском знамени» работают люди, любящие и уважающие свою землю. И мечтающие когда-нибудь возродить былую славу хозяйства. Чтобы вновь появились МТФ, сады и перерабатывающее производство. И хочется верить, что у них все получится.

Приазовье