В этом году аграрии Азовского района столкнулись с непростой ситуацией — из-за неблагоприятных погодных условий им пришлось буквально бороться за урожай, спасать его.
О том, как это было, рассказывает заместитель главы администрации Азовского района по вопросам сельского хозяйства, экологии и природопользования — начальник отдела сельского хозяйства Алексей Анатольевич Тумащик
Татьяна СТАЦЕНКО
Каждый год преподносит нашим аграриям свои сюрпризы, но, как правило, они успешно справляются с вызовами. Более того, мы уже привыкли к тому, что удается собирать рекордные урожаи. Но год 2024-й оказался очень сложным. В период выращивания зерновых и зернобобовых культур два раза вводился режим ЧС регионального уровня — из-за майских заморозков и почвенной засухи. Тем не менее, несмотря на неизбежные потери, урожай был собран достойный.
— Алексей Анатольевич, с какими трудностями столкнулись наши сельхозпроизводители в этом году? Как развивалась ситуация?
— Сначала погодные условия были вполне благоприятны. Осенью шли дожди, причем, осадков было даже немного выше нормы. Тенденция сохранялась и в зимний период. И по весне влаги было с избытком — и в метровом слое, и в верхнем, двадцатисантиметровом. Поэтому можно было прогнозировать хорошие перспективы урожая. Даже ледяной дождь не сыграл негативной роли, поскольку для озимых нужно длительное воздействие, чтобы получить отрицательный эффект, а ледяной дождь воздействовал на них всего в течение суток.
Все складывалось хорошо, и зимовали озимые культуры неплохо. Вегетация рано возобновилась, а в некоторых местах даже не прекращалась.
Но весной начались трудности. Начал ощущаться недостаток влаги. Последние дожди прошли в феврале, и больше их не было. Потом февральские — мартовские ветра высушили почву. Возникла проблема с внесением удобрений. По мерзло-талой и подсыхающей почве работы проводились, но не удалось это сделать в оптимальном объеме. Затем ветер очень быстро высушил почву. Влаги стало мало, что снизило эффект от внесения удобрений. Но, в итоге, многим пришлось вносить удобрения в сухую почву.
А потом «ударили» майские возвратные заморозки. Особенно по северу района, где столбик термометра опустился до минус четырех градусов. Напомню, что весна была ранняя, в апреле было аномально тепло, поэтому растения рано проснулись, и начали ускоренно развиваться. И вот по ним ударили заморозки. Как с этим справляться? В этот момент многое зависело от опыта и оперативности руководителя хозяйства и агронома. На любую неблагоприятную ситуацию надо быстро и умело реагировать.
И в нашем районе с ситуацией справились те, кто оказался дальновидным, кто успел в оптимальные сроки провести весеннюю подкормку. У них растения оказались сильнее и легче перенесли заморозки. Но в тех местах, где полоса мороза задержалась на более длительный период, погибали и сильные растения. Ну, а поля без подкормки, пораженные морозами, были обречены на списание. Причем, пострадали и яровые культуры. Ведь к тому моменту уже прошел сев. Люди не понимали, что с этим делать. Заморозок прошел, а реальную картину его последствий можно увидеть минимум на десятый день. При этом влаги как не было, так и нет, засуха продолжается и усиливается. Пересевать? В сухую землю? И вопрос — чем пересевать? В то время только пропашные культуры остались — подсолнечник, кукуруза… Сеять их в сухую землю? Так можно и новые посевы потерять, удвоив при этом затраты.
Поэтому кто-то списывал пострадавшее поле и оставлял его под пары, кто-то пересевал подсолнечником, правда, некоторые сейчас собрались списывать этот подсолнечник…
— То есть, ущерб был нанесен сильнейший. Как же удалось справиться с последствиями неблагоприятных погодных условий?
— В первые две недели после заморозков во многих хозяйствах преобладало пессимистическое настроение. Отдел сельского хозяйства, анализируя создавшуюся ситуацию, прогнозировал урожайность 30-35 ц/га. Но в итоге пессимистичные прогнозы оказались неверны. Да, зерна мы собрали меньше, чем в прошлые три года, которые были очень урожайными, но мы получили по ранним зерновым и зернобобовым культурам 40 ц/га. А по зерновым, конкретно по пшенице (это самый большой клин, самая массовая культура у нас в районе), то она дала на круг по району 42,4 ц/га. И это неплохо.
Почему я могу это обоснованно утверждать? Если взять показатели областного минсельхоза и сравнить показатели в нашей, Приазовской природно-климатической зоне, в которую входит восемь районов — Аксайский, Октябрьский, Мясниковский, Неклиновский, Матвеево-Курганский, Куйбышевский, Радионово-Несветайский и Азовский, мы увидим, что в нашем районе снижение урожайности относительно прошлого года — 9,5 ц/га. И это самое минимальное падение урожайности в нашей природно-климатической зоне. Сравните: Радионово-Несветайский район — падение 20 ц/га, Куйбышевский — 30 ц/га, Матвеево-Курганский — 22 ц/га, Неклиновский -10,4 ц/га, Мясниковский — 13 ц/га, Октябрьский — 15 ц/га, Аксайский -13 ц/га.
И эти цифры позволяют мне сделать вывод, что наши сельхозпроизводители сработали оперативно и качественно исходя из сложившихся природно-климатических условий.
Но, при этом, по урожайности мы заняли третье место в своей зоне. Тот же Мясниковский район собрал 43,6 ц/га, Неклиновский — 42,8, мы — 40 ц/га. То есть, я считаю, что 43-44 ц/га мы могли бы собрать, если бы максимально большее количество хозяйств могло себе позволить более грамотное ведение работ.
Почему я так говорю? Потому, что у нас есть примеры. ООО КФХ «Курышко-1» получило 63,1 ц/га, а КФХ Григория Владимировича Гречкина получило 71 ц/га. Это достойный результат. Да, его земель не сильно коснулись заморозки. Прошли по касательной. Но технологии, правильно принимаемые решения, правильный подход, проведение всех необходимых мероприятий по подкормкам растений, по работе с болезнями, по усиленному питанию растений в кризисной ситуации позволили хозяйству получить 71 ц/га.
И я убежден, что такого результата можно было бы добиться и в других хозяйствах. Ведь всего в районе посевы были повреждены на площади примерно 15 тысяч га, тогда как засеяно было 107 тысяч гектаров. То есть повреждено было — 12-13 % посевов. Следовательно, на оставшихся 88 % был шанс получить урожайность побольше.
Кстати, необходимо отметить — в этом году, несмотря на засуху, возросла доля качественного зерна, его классность. И эта тенденция прослеживается почти у всех хозяйств. Поэтому я считаю, что наши аграрии справились с ситуацией достойно. Ведь им приходится бороться за урожай, испытывая серьезные экономические сложности. Битва за урожай ведется на фоне диспаритета цен. Третий год сельхозпродукция не дорожает. Цена колеблется от 11 до 14 рублей за килограмм в зависимости от класса зерна. При этом цены на ГСМ, на минеральные удобрения только растут из года в год, а в сезон мы наблюдаем больший скачек цен. Возникла такая тенденция — стоит аграриям выйти на сев или на уборку — оптовые цены на солярку поднимаются. При этом розничная цена практически не меняется. Во время прошлогоднего сева доходило до того, что мелкие фермеры с небольшими объемами потребления заправляли КамАЗы на заправках и сливали горючее в бочку, потому что продажа солярки в розницу была дешевле той цены, которую оптовики предлагали аграриям.
Та же ситуация с минеральными удобрениями. То есть, аграрии испытывают колоссальные трудности. Поэтому для борьбы с последствиями негативных погодных условий далеко не каждый фермер может позволить себе дополнительные затраты. Более того — сейчас приостановлена выдача льготных кредитов. Многие под осенний сев вынуждены брать коммерческие кредиты. Так что трудностей хватает. И тем ценнее результат, которого удалось добиться нашим сельхозпроизводителям.
— Какие сорта пшеницы оказались более устойчивы к неблагоприятным погодным условиям?
— Я бы так вопрос не ставил. Как я уже говорил, урожай зависит от своевременно проведенных работ, от оперативного реагирования на изменяющиеся условия. Если говорить, о пшенице, то сегодня используются интенсивные сорта. В Азовском районе предпочитают кубанские сорта. Они более разнородные, больше выбор под конкретные условия. Наиболее востребованные сорта — «Еланчик», «Таня», «Алексеевич». Хорошие результаты показывают новые сорта — «Школа», «Тимирязевский-150».
При севе мы рекомендуем использовать метод «мозаики». То есть засевать поля четырьмя, пятью сортами семян разных сроков созревания. Некоторые хозяйства даже на одном поле используют несколько сортов. Например, в центре поля посеяны семена сортов среднеспелых, а по периметру — ультраспелых. И, получается, что по периметру пшеница созревает раньше, ее убирают, и сразу производят опашку поля, что усиливает противопожарную безопасность.
— В этом году удалось избежать возгораний засеянных полей?
— Да, все прошло без ЧП и пожаров. И это связано, в первую очередь, с тем, что культура противопожарных мероприятий повышается из года в год. Более того, наконец, в хозяйствах перестали жечь стерню. Запрет на ее сжигание действует уже более десяти лет, но по инерции запрет этот регулярно нарушался. Однако таких случаев все меньше и меньше.
Сейчас стерня заделывается в почву одновременно с внесением удобрений.
— Как идет подготовка к севу озимых?
— Сверстан предварительный план сева, который, возможно, еще будет корректироваться, но не существенно. Планируется засеять озимой пшеницей 111 тысяч гектаров. В прошлом году у нас было засеяно 107 тысяч га при плане сева — 109 тысяч га. 2000 гектаров мы не досеяли прошлой осенью по причине высокой влажности почвы. Хозяйства, которые сеяли по предшественнику — подсолнечнику или свекле (эти культуры убирают позднее всех) не смогли по погодным условиям выйти в поле. Но в целом цифра по озимым колеблется всегда в районе 110 тысяч гектаров.
Сегодня практически завершена подготовка почвы под озимый сев. Ждем уборку пропашных культур. Еще неделя-две, и начнется уборка подсолнечника и кукурузы.
Словом, работа не прекращается ни на день. И, несмотря на то, что земледелие, да и в целом сельское хозяйство — это всегда риск, это всегда какие-то сюрпризы, наши аграрии сохраняют оптимизм. И я с ними солидарен.