Участник СВО Карен Багдасарян: «Я — советский человек»

Карен Багдасарян — председатель Совета ветеранов специальной военной операции. Настоящий герой. Разведчик. Воевал с украинскими националистами с 2014 года

Наши люди

Татьяна СТАЦЕНКО

На минувшей неделе в редакцию пришли два замечательных человека — Карен Багдасарян и Александр Кравченко. Воины, не раз рисковавшие жизнью, смотревшие смерти в лицо. С Александром Кравченко мы хорошо знакомы — о его подвигах вышел большой материал в феврале прошлого года. Тогда ефрейтор Кравченко, награжденный орденом Святого Георгия IV степени, вновь собирался в зону СВО. И он уехал. Только повоевать не пришлось — получил сильнейшую травму левой руки, и оказался в госпитале. Эту руку уже когда-то спасали военные врачи, и в этот раз спасли, вот только кисть руки перестала работать. С такой рукой уже не повоюешь.

Александр вернулся в Азов, и теперь активно сотрудничает с Советом ветеранов — проводит встречи со школьниками и студентами, занимается патриотическим воспитанием.

А вот с Кареном Багдасаряном нам еще предстояло познакомиться.

Разведчик

С первого взгляда видно, что Карен — человек надежный. Такой не предаст и выручит из любой беды. Коренастый, спокойный, немногословный. Настоящий воин.

Родился он в Армении, в городе Алаверди, в 1976 году. Еще мальчишкой участвовал в армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе. В 1994 году переехал в Россию.

— Я родился в Советском Союзе и считаю себя советским человеком. Убежден, что все современные конфликты — результат распада СССР. Наши враги постарались, разжигая межнациональную рознь. И главный наш враг сегодня — не Украина, а США, — говорит Карен Багдасарян.

В 2008 году он поселился в селе Александровка. Вступил в местное казачье общество Всевеликого Войска Донского. Работал в муниципальной казачьей дружине Азовского района. Кроме того, состоял в добровольной народной и пожарной дружинах.

— Человек я активный, и когда на Украине начался майдан, я понял, что все это до добра не доведет. Невозможно было смотреть, как горели «Беркуты», как бесновалась скачущая толпа, как кричали оскорбительные, антироссийские лозунги. Когда поднялся Донбасс, я понял, что мне — пора, — рассказывает Карен.

Вместе с казаками он вступил в народное ополчение ДНР, впоследствии переименованное в народную милицию. Его подразделение базировалось под Новоазовском. Затем — в Мариуполе. По приказу руководства пришлось покинуть город.

— Приказали отступить в Широкино, а потом, также по приказу, отошли на линию Коминтерново, Ленинское, Саханка. Там и стояли несколько лет. Хотя за эти годы я побывал везде, по всей линии боевого столкновения, — рассказывает Карен.

Служил он в полковой разведке. Сложно сказать, сколько раз ходил «за ленточку» — это была рутинная и, при этом, очень опасная работа.

— Выходили в рейды на несколько суток. Бывало, что из лужи воду пили. Приходилось много часов лежать, не шевелясь, следя за противником. Мы выявляли слабые места врага — изучали распорядок дня, смены караула. Результаты разведки докладывали командованию, — рассказывает Карен Багдасарян.

За эти годы не раз он был на волосок от смерти. Хотя опыт, выдержка и военное мастерство позволяли нашим разведчикам уходить из тыла противника не обнаруженными, Карен не раз был ранен. Ранения — осколочные. Результат хаотичных и подлых обстрелов территории Донецкой Народной Республики украинскими боевиками. «Много осколков осталось во мне. На вокзал или в аэропорт захожу — метоллодетектор звенит», — смеясь, говорит Карен.

— Когда объявлялось перемирие, мы соблюдали его строго. Командиры даже подписывали документы с обещанием не поддаваться на провокации. А противник постоянно нарушал договоренности. На это западные наблюдатели закрывали глаза. У противника главной задачей было спровоцировать нас на ответный огонь. И если кто-то не выдерживал и отвечал, то это моментально фиксировалось, и шум поднимался на весь свет — мол, русские нарушили перемирие, — с горечью и досадой говорит разведчик.

При всем при этом к украинским призывникам наши относились снисходительно, жалели пацанов. Если в плен брали, то, забрав оружие, отпускали на все четыре стороны. Русские люди — добрые. Нет и тени той кровожадности, которую демонстрировали украинские «вояки» в отношении наших ребят, попавших в плен.

Когда пришла подмога

Перед началом СВО прошел слух, что российские войска будут заходить на Украину. Многие ополченцы и простые жители Донецка даже не верили, что это произойдет. Ведь столько лет надеялись, ждали подмоги. В то время у Карена окончился контракт, но он подписал новый. Было организовано подразделение, состоящее из опытных бойцов, боевых братьев.

— Мы заходили с территории Беларуси, через Припять. Был я под Киевом, был и в той самой Буче. Оттуда мы организованно отошли по приказанию командования. Провокация в Буче — еще одна подлость наших врагов. Там действительно погибли мирные жители, но погибли от украинского оружия. Противник обстреливал нашу колонну бронетехники, и мирные пострадали заодно. Причем, наших местные не боялись. Выходили из домов, спорили с бойцами. Мы как-то с пониманием к этому относились, ведь люди в стрессовой ситуации. И вот эти люди — пострадали от «своих». Помню, спорил с украинцем в одной из соцсетей. Спрашиваю: «Где стояла российская колонна?». Говорит: «В Буче». «По колонне кто стрелял?». «Украинцы». «А кто мирных жителей убил?». «Русские». И так без конца, как в сказке про белого бычка, — горячится Карен Багдасарян. И ему веришь безусловно.

Россияне не воюют с безоружными людьми. Мы действительно максимально бережем мирное население в отличие от украинских войск, которые с самого начала СВО превратили жителей городов и сел в живой щит. Сколько жертв удалось бы избежать, если бы не эта подлая тактика ВСУ…

Карен Багдасарян воевал честно. Воевал за справедливость. За будущий мир, свободный от нацизма. Имеет немало наград, хотя говорит, что не ради них сражался. Он отмечен нагрудным знаком «Доброволец Донбасса», медалью «Участие в специальной военной операции», медалью «За участие в спецоперации» и медалью «Казачья доблесть».

— Мы действительно воюем с фашистами. Я лично видел фашистский флаг над украинскими окопами… И с нами воюют наемники со всего мира, — кого я только там не видел: много поляков, французов, есть грузины, перечислять долго, — говорит Карен Багдасарян.

И супругу свою Татьяну он встретил на Донбассе, во время службы в ополчении. Она одесситка, участница одесского сопротивления. Ее соратники погибли в Доме профсоюзов, а Татьяну спасла чистая случайность. Забыла сумку на работе, а когда пришла на «Куликово поле» (так называли площадь перед Домом профсоюзов»), здание уже горело…

Это — второй брак Карена. Он признается, что первая супруга подала на развод, поскольку ей надоело, что ее муж постоянно где-то воюет. А еще у Карена трое детей — две дочери и сын.

После окончания очередного контракта Карен решил поправить здоровье, а заодно занялся общественной деятельностью. Создал Совет ветеранов СВО Азова и Азовского района.

«За молодежь нужно бороться»

Совет ветеранов помогает ребятам, вернувшимся из зоны боевых действий. Это и юридическая помощь, и помощь в решении самых разных проблем. Кому-то нужно найти путевку в санаторий или направить на лечение в госпиталь, кому-то добиться обещанных выплат и льгот. Работы много. Но одно из главных направлений деятельности председателя Совета ветеранов СВО — патриотическое воспитание молодежи.

— За нашу молодежь нужно бороться. Слишком много желающих промыть детям мозги. К сожалению, противник прекрасно владеет технологиями, сводящими с ума целые народы — тому пример — Украина.

Мы часто встречаемся со школьниками и студентами. Нередко встречи проходят в музее военного комиссариата. Мы рассказываем им об истории России, о ее победах и — правду об СВО. Это важно знать с детских лет, чтобы не попасться на удочку западных пропагандистов и, в том числе, так называемой оппозиции, которая позорно сбежала из нашей страны к своим кураторам.

Частый участник таких встреч и Александр Кравченко, который штурмовал Мариуполь. Его рассказы ребята слушают очень внимательно, — говорит Карен Багдасарян, неравнодушный, мужественный человек. Человек чести. Наш защитник.

… Когда говоришь с такими людьми, приходит уверенность в том, что наша победа уже близка, и победим мы обязательно. Потому что за нас воюют такие парни, как Карен и Александр.

Приазовье