Легенды и мифы Осадного сидения

Андрей Николаевич Масловский рассказывает, что происходило до начала «Осадного сидения», какова была мотивация столь яркой и загадочной драмы, какие силы могли быть задействованы с обеих сторон. Основываясь на письменных источниках, а не на песнях и сказаниях, ученый расставляет все точки над «И»

Наша история

Валентина СЕРАШ

Продолжение. Начало в №14 от 03.04.2024г.

Жалование военных

Солдат, согласно нормативам всех армий мира, начиная с Рима и до советской армии, должен получать чуть менее 1,5 кг продуктов в день. Составные части рациона, конечно, будут разные, но итог по весу будет практически одинаков.

— Не нужно думать, что турецкие солдаты чем-то отличались и могли питаться травкой, аки козочки. Тем более, что и запаса травки на долго бы не хватило. 10000 солдат в день должны были получать 15 тонн продовольствия ежедневно. Таким образом, на 90 дней осады нужно было для 10000 солдат 1350 тонн продуктов. Конечно, в случае чего, солдат мог поголодать пару дней, но долго это продолжаться, конечно же, не могло, — рассказывает Андрей Масловский.

Кроме того, нужен был фураж для лошадей. Лошади кочевников были хороши тем, что добывали себе корм сами и не нуждались в ячмене. Это стало одним из преимуществ кочевой конницы, который век за веком отмечали все наблюдатели. Но это при условии их постоянного перемещения на новые пастбища. Десятки же тысяч лошадей крымских татар съели бы всю траву под Азовом в несколько дней.

Лошадь съедает в день минимум 5-6 кг овса или ячменя, а еще ей нужно сено. На одном овсе она долго не протянет. Итого, лощади в день нужно 20 кг фуража. А ведь осадной армии нужен большой обоз. Лошадь того времени по нормативам тянула повозку с 250 кг груза. Значит, чтобы перевести продовольствие на 1 день для 10000 солдат, нужно 60 повозок. А еще нужен фураж, кухонная утварь, пушки, порох, ядра, дерево и шанцевый инструмент для осадных работ, палатки, личные вещи солдат и прочее.

Вспомогательный персонал для армии

Кроме того, ведь еще нужен вспомогательный персонал. Люди, которые будут рыть землю, носить воду, собирать топливо и готовить еду, приглядывать за лошадями. И всем им тоже нужно продовольствие и место в повозках для их вещей. Этот обоз должен кем-то охраняться. И все это нужно было везти с собой на кораблях через море, поскольку вокруг Азова простиралась пустыня, где ни купить, ни отнять ничего было нельзя.

Мы перечислили не все проблемы, но, если вы хотите погрузиться в атмосферу забот снабженца, стоит прочесть воспоминания участников гражданской войны. Следует учесть, что в это время уже была какая никакая система железных дорог и речное пароходство, да и сельское хозяйство было куда более развито.

Перемещение войска и трудности пути

Второй стороной логистики является перемещение собранного войска со всем его обозом из точки А — пункта сбора в пункт Б — поле боя. Это ведь только если вы ежегодно после сбора урожая сражаетесь подобно древним римлянам с соседней деревней за сенокос в часе ходьбы, то передвижение бойцов не составляет проблемы, но чем крупнее государство, тем больше проблем и тем больше времени требуется на перемещение войск к месту будущих битв. А скорость перемещения армии, как гласит народная мудрость генштабистов всего мира, равна скорости передвижения самого медленного ее подразделения. Обычно это обоз, хотя бывало, что и артиллерия. Потому и скорость была невелика. Не быстрее пешехода.

Добавим к этому низкую пропускную способность дорог. В результате, для перемещения армии Османской Турции от места сбора в районе Стамбула на будущий театр военных действий под Багдад или Вену уходило несколько месяцев. А осенью нужно было уже возвращаться обратно. Вплоть до XIX века военные действия в зимнее время были экстремальным развлечением и всегда объяснялись особыми обстоятельствами. Не забудем также, что все феодальные ополчения были обязаны службой государю на ограниченный отрезок времени в течение года. Чем больше армия, тем больше проблем с ее перемещением.

Что же произошло в случае с Азовом?

Эту проблему решала транспортировка войска морем, что намного быстрее. Однако, и здесь есть проблема. Турецкий султан не имел волшебной палочки, по взмаху которой возникал бы огромный флот для транспортировки армии. Держать же подобный флот про запас, на всякий случай, невозможно. Его строительство и содержание всегда требует больших денег. Поэтому турецкий флот из больших парусно-гребных каторг насчитывал обычно десятки, но не сотни кораблей. В 1571 году в битве при Лепанто — одном из крупнейших морских сражений в мировой истории — участвовало чуть более 200 турецких галер. После поражения турок в этой битве такого по численности флота Турция не собирала уже никогда в своей истории.

К тому же каторги имели недостаточную грузоподъемность. Вместительных парусных транспортов было и того меньше. Конечно, можно было мобилизовать гражданские корабли вплоть до рыболовных баркасов. Однако, все же возможности для транспортировки морем на большее расстояние войска всегда ограничены. Даже сейчас десантная операция по высадке нескольких десятков тысяч человек дело нелегкое. Две великих экспедиции турецкого флота по десантированию армий на Мальту в 1565 году и на Крит в 1645 году смогли доставить на поле боя не более 50 тысяч человек.

— Нам могут сказать, что остальные части турецкой армии дошли пешком или доскакали, —  говорит А.Н.Масловский. — А чтобы не отягощать себя обозами, они брали с собой исключительно вьючных лошадей. Ведь ходила же крымская конница без обозов? Проблема здесь в том, что поход «налегке» возможен, если вы легкая конница и направляетесь в набег. Но здесь-то шла речь об осаде крепости, потенциально продолжительной. Для чего турецким пашам десятки тысяч легких всадников?

В 1637 году отряд татар с двух раз не смог захватить полупустой русский острог. При осаде даже такой слабенькой крепости, как Азов, татарская и черкесская конница были эффективны так же, как стеклянная бутылка в качестве молотка для забивания гвоздей. При этом они бы истребляли как саранча драгоценные продовольствие и фураж. Поэтому численность контингентов из вассальных Турции государств под Азовом должна была быть небольшой.

Вооружение и снабжение армии

Третья проблема, о которой следовало подумать Высокой Порте — это вооружение и снаряжение армии. Во все времена оружие, амуниция, походная утварь были вещами дорогими, а помимо этого еще и редкими. Ведь для изготовления качественных клинков, луков или защитного вооружения порой требовалось от нескольких месяцев до года работы высококвалифицированного мастера оружейника. Не в каждом конкретном городе оружие производили.

Даже крупные оружейные центры производили по нескольку сотен, в лучшем случае, несколько тысяч комплектов. Поэтому военная промышленность всегда находилась под пристальным контролем государства, вплоть до полной монополии. Качественное оружие запрещалось вывозить, но его, конечно, перевозили контрабандой. Поэтому трофейные команды тщательно прочесывали поля сражений, а собранные трофеи хранили столетиями. Хранили и свое оружие очень долго после того, как оно безнадежно устаревало. А вдруг сгодится в критической ситуации. Ведь в случае больших потерь восполнить запас оружия быстро было затруднительно.

— Нарастить численность войск в случае крайней необходимости можно было ровно настолько, сколько запасов оружия хранилось в арсеналах, — поясняет Андрей Николаевич.-  Высылать же в бой солдат с черенками от лопат могут только генералы в фильмах Никиты Михалкова. В реальном бою от такого бойца будет скорее вред при его паническом бегстве.

Огнестрельное оружие и правила ведения войны и осад

Еще большие проблемы появились в связи с распространением огнестрельного оружия. Оно изменило правила ведения войны и особенно осад. Порох стал очень востребованным и потому дефицитным товаром. Немало военных компаний окончилось из-за исчерпания запасов пороха. Особенно трудно дело обстояло с добычей одного из его ингредиентов — селитры. Мы не будем здесь подробно останавливаться на этом. Можете сами посмотреть, на что шли добытчики селитры в XVII веке. Литье пушек было не менее затратным и хлопотным делом.

Дефицит оружия всегда был одним из основных факторов, лимитировавших численность армии.

«Нет крейцеров – не будет и швейцарцев»

Рассмотрение предыдущих трех проблем подводит нас к четвертой – презренным деньгам, монетам, которые в Османской империи назывались акче. В начале XVI века появилась крылатая фраза «Нет крейцеров – не будет и швейцарцев», которой лучшая наемная пехота того времени тонко намекала своим работодателям, что в случае невыплаты им жалования они уйдут, и финансовые проблемы нанимателя их (швейцарцев) не волнуют. Деньги в еще большей степени, чем даже оружие, могут рассматриваться как кровь войны.

Их всем государствам и во все эпохи не хватало. Война — это самая дорогая из придуманных человеком игр. В VI веке Прокопий Кесарийский обвинил императора Юстиниана в том, что он не платил жалования солдатам, и это сказывалось на обороноспособности империи. На что немецкий историк Г. Дельбрюк уже на рубеже XIX и XX века остроумно заметил, что Юстиниану не было бы ничего приятнее своевременно и сполна выплачивать жалованье солдату, но откуда бы он взял деньги…

Приазовье