Городские улицы Азака и самый необычный обряд

Валентина СЕРАШ

Наша история

Самым необычным обрядом, отмеченным на археологическом раскопе по улице Чехова, 20Б, было погребение кота. Взрослое животное захоронили в нижней части заполнения могильной ямы в ногах у человека.

Вероятно, котик любил так спать при жизни своего хозяина. Люди, совершившие это захоронение, ошиблись совсем немного. Только задние лапы животного оказались за пределами могильной ямы человека, поэтому голова и передняя часть тела залегали ниже задних ног. Следовательно, кота похоронили спустя некоторое время после смерти его хозяина, когда контуры могильной ямы были еще хорошо видны, но еще до того, как заполнение могильной ямы окончательно просело.

— Отношение к котам в исламе благожелательное. Пророк кошек любил. Человеку, который спасет кота, Аллах простит девять грехов. Но все-таки данное погребение является для средневековья чем-то исключительным. Да и принадлежность конкретно этого погребенного к числу мусульман остается под сомнением, — говорит кандидат исторических наук Андрей Николаевич Масловский.

Каждый год азовские археологи выявляют неизвестные ранее могильники золотоордынского Азака. Не стал исключением и 2023 год. Новый могильник был выявлен в шурфе рядом с детским садом №19 «Ивушка» по улице Макаровского, 35. К сожалению, один шурф не может дать представление о размерах и погребальном обряде данного могильника.

Городские улицы Азака

Следующей большой темой, которую азовские археологи изучают на протяжении многих лет, являются городские улицы Азака. За прошедшие два с небольшим десятилетия удалось выявить целую сеть городских улиц, покрывавших всю территорию жилой застройки города. Среди них найдена и главная улица, и другие магистрали, и переулки. В прошедшем году новые средневековые улицы были выявлены в западном районе средневекового Азака, который до сих пор изучен значительно хуже. Они исследованы на раскопах по улице Кирова, 63 и переулку Ломоносова, 41. Обе улицы по-своему примечательны. Уличная траншея на раскопе по улице Кирова, 63, стала самой западной из выявленных на настоящий момент на территории Азака. Всего через каких-нибудь сто метров заканчивалась жилая застройка города, но даже здесь на окраине заботились о благоустройстве, снабдив улицу крупной ливнесточной траншеей.

Еще более интересна улица, выявленная на раскопе по переулку Ломоносова, 41. Она также находилась в западном районе города и функционировала всего несколько десятилетий. Однако за это время ее успели перепланировать и перенести на 8 метров в сторону. Обе уличные трассы были снабжены ливнесточными траншеями. В 2019 году в этом же квартале современного города на улице Луначарского, 14 а была выявлена перпендикулярная магистральная улица, шедшая с юго-востока на северо-запад.

Теперь у археологов появилась возможность определить, где же находился средневековый перекресток. При этом магистральная улица, выявленная в 2019 году, также подверглась перепланировке. Ее трасса была смещена на несколько метров в сторону. Таким образом, по непонятным для современных ученых причинам, перепланировке подвергся целый квартал, а может и более крупная часть города.

Мощеные улицы, ливнесточные канавы и уличные туалеты

Улицы, зафиксированные на участке по переулку Ломоносова, 41, удивили еще и своей чистотой. Обычно в Азаке на уличных мостовых XIV века хватает мусора. Иногда он покрывает улицу сплошной твердой коркой мощностью 20-30 см. Очевидно, что таким образом при помощи подручных средств жители замащивали улицы. Такую мостовую имела магистраль, исследованная археологами Азова на участке по улице Луначарского, 14а, в 2019 году, расположенная всего в нескольких десятках метров отсюда. Здесь же, хотя границы улицы хорошо фиксировалась, и ее поверхность была утрамбована, мусора не было вовсе.

Здешние жители были невероятными по средневековым меркам чистюлями. Об этом говорит еще одно необычное сооружение. Туалеты, которые нередко располагались прямо на улицах или рядом с ними, в Азаке не редкость. Также неоднократно встречены ямы, которые служили приемниками дождевой воды или грязной воды после омовений. Но на раскопе по переулку Ломоносова, 41, впервые обнаружен сток, соединяющий небольшую яму сборник грязной воды на территории усадьбы и более крупную и глубокую яму — водосборник на улице.

— Сток проходил поперек улицы по дну уличной траншеи и начинался отверстием, пробитым в ее стенке. Это замысловатое устройство соединяло две ямы, расположенные на расстоянии менее трех метров друг от друга. Однако они находились по разные стороны от достаточно глубокой уличной дренажной траншеи, и человек предпочел не делать несколько лишних шагов через улицу, а сделать простейшее канализационное устройство. Как говорится: «Лень — двигатель прогресса», — рассказывает Андрей Масловский.

Хозяйственные ямы 14 века

В 2023 году было исследовано сравнительно небольшое число хозяйственных ям XIV века, и особо ярких комплексов среди них не встречено. Но все же несколько новых строк в историю Азака они добавили. На улице Октябрьская, 15-17, была исследована хозяйственная яма первой четверти XIV века.

— Комплексов первых десятилетий существования средневекового города не так уж много. Ведь никто не забрасывает погреб через год после его сооружения. Должны пройти годы прежде, чем появится необходимость перенести его на новое место и засыпать старый, — говорит Андрей Николаевич. 

Дополнительный интерес эта яма представляет в связи с тем, где именно ее нашли. В период 1270-1300 гг. Азак разрастался вдоль края коренного берега реки Дон, как и положено поселениям, начиная с каменного века, поближе к воде. Но в начале XIVвека что-то в развитии города изменилось, он стал стремительно расти в южном направлении, полоски же вдоль края коренного берега оказались по большей части заброшенными.

— Причина этого неясна. Возможно, полоса вдоль коренного берега стала небезопасна, и ее решили использовать для устройства здесь садов и огородов? Находка каждого нового комплекса позволяет уточнить время, когда эта полоска земли оказалась в запустении, — поясняет А.Н.Масловский.

От хозяйственных построек Азака до археологов доходят почти исключительно ямы. Часто с оплывшими стенками, но когда-то это были погреба – средневековые холодильники, в которых в любую погоду сохранялась одинаковая температура. Для этого нужно было сделать максимально узкую горловину. Ниже стенки ямы расширялись. Твердые суглинки Азака позволяли оставлять такие ямы без крепежа. Единственным необходимым условием была защита такого погреба от атмосферных осадков. Значит, над такими ямами строили какие-то сарайчики или шалаши. Иногда такие погреба доходят до археологов в идеальном состоянии.

Вероятнее всего, это происходило, когда яму засыпали очень быстро. Иногда же яма стояла открытой всем дождям и снегам долгое время. Таким рекордсменом стала яма, исследованная на раскопе у дома №43 по улице Лермонтова. Грунт здесь, вероятно, оказался недостаточно прочным, и после того, как постройка над ямой была разобрана, стенки начали сильно осыпаться. Более 1 метра чистой глины пришлось копать археологам, чтобы найти первоначальное дно этой ямы.

Гончарный горн на раскопе по пер. Ломоносова

Последним интересным золотоордынским комплексом, исследованным в прошедшем году, стал гончарный горн на раскопе по переулку Ломоносова, 41. Археологи считают, что из всех средневековых ремесел — гончарство исследовать легче всего. Ведь его продукция — керамические сосуды, которые встречаются в изобилии. Для производства использовались достаточно крупные и хорошо сохраняющиеся производственные комплексы – гончарные горны. Немаловажно и то, что гончаров было много. Тот уровень технологий, которым владели гончары Азака, позволял им обеспечивать своей продукцией всего несколько десятков домохозяйств.

Поскольку в городе одновременно существовало несколько тысяч таких домохозяйств, то и гончаров могло быть несколько десятков. А ведь гончарный горн не мог функционировать очень долго. Приходилось строить новый, поэтому в земле Азова, возможно, остались тысячи гончарных горнов.

— Выделяются несколько гончарных районов, функционировавших в разное время. Дело в том, что во все времена ремесленников пожароопасных производств старались селить на окраинах. Это отчасти прослеживается и в случае с Азаком. Но город рос слишком быстро, и гончарам приходилось переезжать дальше. Когда же город стал угасать, гончары и металлурги вновь появились в городском центре, — говорит Андрей Николаевич Масловский.

Дольше всего гончары проживали в западном районе города. Они поселились здесь вдоль улицы Калинина еще в конце XIII века, за пределами городской застройки, отделенные от нее кладбищем. В дальнейшем город разросся еще больше до современного переулка Тургенева. И на территории всего этого обширного района существовали гончарные мастерские.

Из-за разреженной застройки здесь, по-видимому, меньше боялись пожаров. В западном гончарном районе исследовано самое большое число гончарных горнов. Горн на раскопе по переулку Ломоносова, 41, не выделяется своими размерами. Это обычный для Азака по конструкции гончарный горн. Сохранилось небольшое количество разбитой при производстве продукции, которая позволит после ее реставрации дать более точную характеристику особенностей этой мастерской.

Находка возле ЦГБ

Среди вещевых находок прошлого года немного ярких предметов XIV века. Возможно, самой необычной из них стала бедренная кость человека со следами пиления, обнаруженная неподалеку от Центральной городской больницы по Петровскому бульвару, 43. По мнению антропологов и современных медиков – это следы ампутации. Однако, пациенту операция не помогла. На кости нет следов заживления. Значит, человек не выздоровел, а умер вскоре после операции…

Приазовье