14 сентября 1395 года. Сожжение Тимуром золотоордынского Азака

Наша история

Валентина СЕРАШ

Летом 1395 года от рождества Христова в Азаке было тревожно. 15 апреля войско Золотой Орды, возглавляемое ханом Тохтамышем, потерпело сокрушительное поражение в битве на реке Терек. В Азак эту весть через несколько дней принесли беглецы с поля боя. Поговаривали об измене. Прошло несколько месяцев. Войска

победоносного Тимура, которого придворные льстиво называли Сахибкираном – «Счастливым», неустанно преследовали по степям Восточной Европы уцелевшие войска Тохтамыша и его полководцев, не пожелавших признать власть марионеточного хана Кутлуг-Тимура и его первого министра Едигея, прибывших в обозе Тимура.

В конце концов, Тохтамыш, потеряв все, бежал на север в «леса Болгара», а оставшиеся верными ему войска во главе с Бек Йарукогланом, Актавом и Таш Тимур огланом были разгромлены на Днепре и бежали на запад и север. Страна, от Буджакских степей у Дуная до лесостепи на берегах Иртыша, лежала у ног победителя.

Что ждет Азак? 

А ведь Тохтамыш не был чужим для Тимура человеком. Всего каких-то двадцать лет назад сын, казненного властителем левого крыла Золотой Орды Урус-ханом чингизидского оглана – царевича Тохтамыш, бежал к Тимуру. К этому времени Тимур, сын мелкого аристократа из отуреченного монгольского племени барласов, после десятилетних непрерывных войн и интриг, создал из осколков бывшего Чагатайского улуса свое собственное государство со столицей в Самарканде. Поскольку сам он не был потомком Чингисхана, то и стать ханом он не мог. Пришлось довольствоваться должностью эмира при марионеточных ханах – потомках Чагатая и титулом, придуманным специально для него, «гурген» – ханский зять.

Как это было принято среди осколков империи Чингисхана, между ними шла почти непрерывная война, и одним из врагов, вновь созданного государства Тимура, был правитель левого крыла Золотой Орды – Кок (Синей) Орды – Урус-хан. Потомок одного из младших сыновей Джучи он, по обычаю Чингизидов, вырезал почти всех своих родственников до кого смог дотянуться. Много лет он претендовал на власть над всей Золотой Ордой.

Походы Тохтамыша и Тимура  

Но здесь, на его пути стоял Мамай, контролировавший земли к западу от Волги. Но даже в Заволжье Урус-хану не удалось подчинить себе всех огланов, которые периодически провозглашали ханами себя. Одним из таких непокорных и стал Тохтамыш. Тимур, справедливо считая, что врагов нужно ослаблять, стравливая их друг с другом, дал Тохтамышу войско. Однако, то ли Тохтамыш был таким бездарным полководцем, то ли просто судьба была неблагосклонна, но он дважды терял вверенные армии в битвах с Урусом. Пришлось отправиться в поход самому Тимуру.

До битвы, правда, дело не дошло из-за смерти Урус-хана. После этого Тохтамыш умудрился проиграть еще раз уже сыну Урус-хана, но все же, благодаря военной помощи Тимура и тому, что его враг очистил от соперников восточную часть Золотой Орды, Тохтамыш в 1377 году становится ханом восточной части Золотой Орды. Правда, к западу от Волги, от имени очередного подставного хана Тюляка, по-прежнему правил Мамай. И вновь Тохтамышу повезло. Мамай потерпел поражение от русских войск на Куликовом поле, где погиб его марионеточный хан. Это ослабило западное крыло Золотой Орды, и Тохтамыш смог его завоевать.

Приазовские степи после Куликовской битвы  

После Куликовской битвы в Приазовских степях в очередной раз встретились два войска для решения вопроса о том, кто в Золотой Орде главный. Большая часть войск перешла к Тохтамышу. Оставшись без своего хана и войска, Мамай вскоре погибает. В 1381 год Азак попадает под власть Тохтамыша, а в следующем году ему удается, проявив неожиданное хитроумие и вполне ожидаемое вероломство, вновь поставить под свой контроль русские княжества.

Казалось бы, обязанный всем своему благодетелю Тимуру, он будет его верным, если не вассалом, то хотя бы союзником. Ничуть не бывало. В средневековой политике благодарность выражалась не часто. Захватив власть во многом случайно, и объединив страну, в которой до этого больше двадцати лет кипела ожесточенная и кровавая междоусобица, Тохтамыш решил возродить обветшавшее величие государства. А, как известно, лучшим средством для этого является победоносная война. Она же способна сгладить конфликты, которые привели к многолетней смуте — «Великой замятне». Ведь противоречия между группировками кочевой знати не исчезли, а только были приглушены победой Тохтамыша.

Черная неблагодарность Тохтамыша 

Объект для завоеваний был выбран не случайно. Еще со времен существования единой империи Чингизидов в 1250-е годы потомки Джучи претендовали на богатые земли Азербайджана, на которые у них были даже некоторые права. Ради этого заключался военный союз с государством мамлюков в Египте. Несколько раз в Северном Азербайджане кипели жестокие битвы. На короткое время в 1356 году хану Джанибеку даже удалось их завоевать, но вскоре он умер при странных обстоятельствах, а там и смута началась.

Но вот теперь то мы, Золотая Орда, завоюем Азербайджан, поскольку, он вроде плохо лежит, ну то есть не находится под контролем могущественного государства. И уже в 1385 году войска Тохтамыша захватывают его и подвергают жестокому разграблению столицу области – Тебриз, который более столетия был столицей государства и важным торговым центром.

Хотя Азербайджан еще не принадлежал Тимуру целиком, тот счел, что действия Тохтамыша являются черной неблагодарностью. Началась многолетняя война. Хотя появление армии Золотой Орды, после пары одержанных побед под Бухарой, было несколько неожиданным, в целом война с Тимуром была сплошной катастрофой. В 1388 году Тимур захватил и уничтожил столицу Хорезма – региона Золотой Орды. В 1391 году, совершив поход через степи, он нанес тяжелое поражение Тохтамышу в битве на реке Кондурче неподалеку от Волги – в самом сердце Золотой Орды. И вот окончательное поражение.

Чего же ждать горожанам Азака?  

У Тимура к этому моменту уже была слава не только умелого и удачливого полководца, но и крайне жестокого завоевателя. В Исфахане за несколько лет до этого после народного восстания он приказал уничтожить всех мужчин старше 14 лет и сложить из их голов башню. Золотоордынский город Хорезм, как уже было сказано, был просто стерт с лица земли. К тому же, поскольку он не был Чингизидом, Тимур для укрепления своей власти широко опирался на мусульманское духовенство и часто использовал лозунг священной войны. Вообще, лозунги священной войны мусульманские правители любили использовать и не только в войнах с христианами, но и воюя друг с другом. Не так уж трудно было обвинить противника в ереси. В начале войны с Золотой Ордой мусульманские законоведы обоих противоборствующих государств объявили, что война ведется за веру. В Закавказье Тимур уже успел прославиться массовыми убийствами не мусульман.

Придворный историограф Тимура Шараф-ад-Дин Йезди в своем официальном труде «Зафар-наме» («Книге побед») подробно и хвастливо описывает захват лично Тимуром Москвы и ограбление его области, а также упоминает о захвате русского города Карасу?! Между тем русские летописи сообщают только о захвате русского города Ельца.

Эти противоречивые данные уже не одно поколение не дают покоя историкам. Некоторые, преимущественно восточные авторы полагают, что захват Москвы действительно произошел, но русские это скрыли. Однако, для русских летописцев захват города новым «безбожным» царем стал бы просто еще одним свидетельством божьего гнева за грехи. Они столетие за столетием живописали захваты русских городов степняками, а здесь вдруг решили промолчать о нашествии неведомого ранее врага?

Политика Тимура и земли Руси

Такое предположение выглядит нелепо и служит для конструирования современных националистических мифов в некоторых странах Средней Азии. Вообще, при всех странностях Тимура как политика, не очень правдоподобно выглядит мимоходом начатая война с новым противником без каких-либо объяснений, которых на страницах официальных хроник всегда хватало. Но тогда почему из русских городов был захвачен только Елец, и почему он назван так странно – Карасу?

Карасу название тюркское и означает оно Черная река. То, что один город может называться по-разному в разных языках не уникально. Зато уникально положение Ельца в политической системе тогдашней Восточной Европы.

Это княжество, судя по имеющимся данным, находилось в прямом подчинении у ханов Золотой Орды и его захват мог рассматриваться Тимуром как эпизод войны против Тохтамыша. Поход же дальше на север был бы началом новой войны, для которой у Тимура в тот момент не было побудительных мотивов.

Поэтому неправы, и те русские летописцы, и историки, которые считали, что от нашествия Тимура Русь спасла чудодейственная икона или решительность Московского князя, приготовившегося дать бой на переправах через Оку. Это было не нужно, поскольку, Тимур и не собирался воевать с Москвой. У него были более насущные заботы.

Поскольку Елец был ближайшим к степям Подонья русским городом, где они часто бывали, то именно он мог получить у степняков особое название. Почему историографы Тимура упоминают Москву? Это загадка. Однако таких неясных мест хватает во всех средневековых хрониках.

Так или иначе, после этого войско Тимура повернуло на юг и вдоль Дона приблизилось к Азаку. Но, что же представлял Азак летом 1395 года?

(Продолжение следует).

Приазовье