Так говорят о нашей армии участники СВО, ровесники – Анатолий Савинов и Никита Устюгов. В свои тридцать лет они знают цену жизни и понимают, за что они сражаются
Татьяна СТАЦЕНКО
На минувшей неделе в нашей редакции были гости. Атаман станичного казачьего общества «Задонская» Георгий Животов и его казаки – участники специальной военной операции – ефрейтор Анатолий Савинов и младший сержант Никита Устюгов. Мы говорили о самых важных и серьезных вещах – войне, мире, вере и любви. А еще, несмотря на серьезную тему разговора, ребята много шутили. Так они привыкли. На передовой без юмора не обойтись. Хотя некоторые шутки были горькими…. Особенно, когда смеялся Толя Савинов, потерявший на войне свои ноги.
У наших – духа побольше
Анатолий Сергеевич Савинов. Ефрейтор. Инвалид СВО. Красивый парень с открытой, гагаринской улыбкой. Худощавый – все еще не отошел после долгого лечения в госпитале, где врачи буквально вырвали его из лап смерти.
Он родился 22 января 1993 года на Донбассе в городе Свердловске Луганской области. Учился в Таганроге, окончив Институт радиотехнических систем и управления ЮФУ, по специальности управление в технических системах. Получил профессию инженер-технолог. Два года работал радиомехаником на Таганрогском авиационно-ремонтном заводе. Потом решил связать свою судьбу с армией. Подписал контракт. Так исполнилась его детская мечта – стать военным.
Служил в 22-й отдельной гвардейской бригаде специального назначения. Получил несколько военных специальностей. Служба нравилась. Учили крепко. Спецназ – есть спецназ. Знания Анатолию очень пригодились, когда началась СВО.
– Служба привлекала меня своей романтикой. Но когда начинаются реальные боевые действия, понимаешь, что все намного серьезнее. Сразу ощущаешь всю меру своей ответственности. Люди там меняются. Все там храбрые и мужественные. Я не преувеличиваю. Только там найдешь настоящих друзей, каких на гражданке и целой жизни не хватит найти. В очень короткий срок люди становятся тебе родными, – говорит Анатолий Савинов.
Воевал он на Запорожском, Донецком и Луганском направлениях. Часто перебрасывали с участка на участок. В какой-то момент подвело здоровье – начались проблемы со спиной, да так прижало, что и ходить не мог. Поэтому Анатолий уволился из рядов ВС РФ. Но – ненадолго. Успел пройти лечение и жениться на любимой девушке – Марии. А 16 октября 2022 года его вновь призвали.
– Конечно, я пошел, не раздумывая. Как можно отсиживаться за чужими спинами, и что бы я сказал своим дедам-прадедам, которые на фронтах Великой Отечественной воевали? Как бы оправдал малодушие? – убежденно говорит Анатолий.
Жизнь на передовой – суровая. Ночевки в окопах, подвалах. «Спартанские условия», – шутит Толя, добавляя, что наши умеют обустраиваться, делая любое жилище более-менее комфортным для себя. Но тяжелый быт – не главное.
– Главное — выполнить задачу, и выжить. Чтобы потом вернуться к маме и жене, – говорит Анатолий Савинов.
Он говорит, что противник у нас серьезный. Нельзя его недооценивать. Отлично вооружен, хорошо подготовлен. Жесток. Но у наших бойцов боевого духа и воли к победе – гораздо больше. «Во-первых, потому, что они раненых своих бросают, а наши лезут под перекрестный огонь и ползут сотни метров, чтобы своего вытащить. Во-вторых, потому, что воюют они под «веществами», изменяющими сознание и подавляющими чувствительность. Стреляешь в него – а он идет на тебя со стеклянными глазами, пока не упадет… В-третьих, потому, что танки с заваренными люками – не миф. Сам такие видел. То есть они своих на страшную смерть обрекают. А в-четвертых, потому, что собирают они сброд со всего мира, наемников. Я украинцев только в начале СВО видел, а в последнее время в бою слышал только польскую речь, да английскую…», – подчеркивает Анатолий.
Немало боевых задач довелось ему выполнить. «Крайний» его бой произошел 13 января, в канун Старого Нового года.
…Вышли на задание до рассвета
– Поднял я «птицу» (беспилотник – ред). Обнаружил противника. Успел предупредить командира. Догнал наших. Завязался бой. Ту группу мы ликвидировали, но на подходе были основные силы противника. Начался серьезный обстрел. Стреляли в основном из РПГ (ручного противотанкового гранатомета – ред.). Нам повезло – мы укрылись за поваленными деревьями лесополосы, и гранаты, не врезаясь в стволы, пролетали у нас над головой. Затем нас начали обстреливать из польских бесшумных минометов. Тяжело было. Нас попытались окружить. Мы заняли круговую оборону. Успешно отбились, но решили отходить, потому что было ясно, – сейчас нас начнет утюжить артиллерия. Отошли вовремя – успели добраться до окопов, и полтора часа там не поднимая головы, просидели. Прилетов было столько, что со счета сбились. Некоторые ребята даже уснуть успели. Слава Богу, никого не задело. Сразу после окончания обстрела ушли на исходную позицию, – рассказывает Анатолий.
…Ночью, в дом, в подвале которого ночевали наши бойцы, прилетели три американские ракеты HIMARS. Двухэтажный дом сложился как карточный домик.
– Синий советский бетон крошился, как печенье, – вспоминает Анатолий.
Наши бойцы оказались под завалами. Двое погибли. Четверо были ранены. Анатолию придавило ноги. Чтобы освободить его, понадобилось долгих десять часов…
– Спас меня наш командир. В полутора километрах от линии боевого соприкосновения он нашел автокран, и меня вытащили, – говорит Анатолий.
А пока разбирали завалы, он… пел песни. Веселые «разухабистые» песни группы «Сектор Газа».
– «Колхозный панк», – смеется Толик, – ну, вот такое настроение было. И нельзя было отключиться. Спасибо ребятам, были рядом. Водой поили, сигареты нашли…
Сначала привезли его в Белгород. Оттуда – в Питер. В военный госпиталь. Там в реанимации он пролежал 18 суток. Врачи поняли, что ноги спасти невозможно. У Толика началось заражение крови. Доктора вытащили парня с того света…
– Знаете. А ведь что-то есть такое…. Есть Бог. Понятно, можно подумать, что я бредил в реанимации, и все же…. Понимаете, я лежал головой к стене. И однажды услышал, что кто-то стоит там, за моей головой, и читает молитву мужским голосом, и называет мое имя. Вот как это можно понять? – расказывает Анатолий.
В госпитале он пролежал много месяцев. Все это время с ним были жена и мама. Анатолий безмерно благодарен врачам за то, что подарили ему вторую жизнь. Сейчас он живет в Ростове вместе с любимой своей Машей. Она во всем поддерживает мужа. Хлопочет. Сейчас вот судиться придется. Дело в том, что Анатолию Савинову не предоставили единовременную выплату, предназначенную воинам, получившим тяжелое увечье. Не заплатили на том основании, что он живет в Ростове по временной прописке. К сожалению, приходится решать дело в суде…
Осенью, в октябре, Анатолию привезут протезы, и он очень ждет этого момента.
– Протезы классные. У нас в госпитале лежал паренек. Ему такие протезы привезли. Так он сразу встал на них, и пошел, – улыбаясь, говорит Анатолий Савинов.
Главное для него сейчас – снова начать ходить. А дальше все как у всех – семья. Работа. Любимая жена. А еще – занятия с ребятами из военно-патриотического клуба «Булавинец», организованного атаманом Георгием Животовым. Анатолий может научить ребят многим важным вещам. На вопрос, что он в первую очередь скажет мальчишкам, он ответил:
– Главное — в любых условиях оставаться человеком. Думать сначала о товарище, а о себе – в последнюю очередь. И много учиться, заниматься физической подготовкой, чтобы всегда суметь защитить своих близких и свою Родину.
Я воюю, чтобы вы жили спокойно
Младший сержант Никита Владимирович Устюгов сейчас в отпуске. Через неделю ему — снова на передовую. Поэтому он не имеет права много рассказывать об СВО и больше говорит о боевом братстве. О том, что чувствует человек на войне.
Никита – крепкий, энергичный парень. Веселый. Уверенный в себе и в том, что выбрал правильный путь.
Он родился 25 мая 1992 года в Ростове-на-Дону. В 2010 году был призван на срочную службу. Служил в Новороссийске, в 108-м гвардейском десантно-штурмовом Кубанском казачьем ордена Красной Звезды полку. Затем окончил ДГТУ, став специалистом по пожарной безопасности. Но решил связать свою жизнь со службой в армии. Подписал контракт, и теперь служит в 22-й отдельной гвардейской бригаде специального назначения, – в той же бригаде, что и Анатолий Савинов. Имеет боевые награды – медаль Суворова и медаль «За боевые отличия», но подчеркивает, что воюет – не ради наград.
Женат. Вместе с супругой Ольгой воспитывает сына Ярослава.
На СВО Никита с первых дней. Многое довелось пережить. И жизнью рисковать постоянно, и товарищей боевых провожать в последний путь.
– Не имею права много рассказывать. Скажу только, что боевое братство – это не просто слова. Там каждый тебе друг и брат. И ты знаешь, что если надо, будешь тащить его на себе под огнем, и тебя одного не бросят, – говорит Никита.
По его словам, характер на фронте сильно меняется. И меняются приоритеты в жизни.
– Начинаешь ценить самые простые вещи. Глоток воды, сухпай, разделенный честно с товарищами. Да просто радуешься, что проснулся живым. И возможности поспать рад, потому что на передке спишь урывками, бывает, что и несколько суток без сна проводишь…. А как рад возможности поговорить по телефону с родными, с женой, сыном, мамой…. Так редко это удается, – признается Никита Устюгов.
По его словам, поддержка тыла очень важна. Потому что на линии соприкосновения многого не хватает. Влажные салфетки, сухой душ – вот что ценят солдаты, сутками находящиеся в окопах.
– А еще, очень не хватает витаминов. Любых. Они необходимы для восстановления сил. Это я по себе знаю. И поэтому все посылки, которые собирают волонтеры, так ценятся на фронте.
Он признается, что пошел воевать, потому что был хорошо подготовлен, и там, на передовой, он делает все, чтобы все мы в тылу жили спокойно.
– Чтобы вы не знали то, что испытывают жители Луганска и Донецка с 14-го года…
Никита считает, что ребят нужно с малых лет готовить к защите Родины. Тем проще им будет в армии.
– В боевых условиях нужно уметь все. И сапером быть, и медпомощь уметь оказать, и за баранку «КамАЗа» сесть, – говорит Никита Устюгов.
Никита говорит, что противник у нас пока еще сильный. Много лет Украина готовилась к войне. Это очевидно. Одни укрепрайоны чего стоят. Все эти многоуровневые бункеры, из которых очень сложно выбить противника. Не раз Никите приходилось штурмовать такие «укрепы».
– Враг силен, но победа будет за нами. В этом даже не сомневайтесь. Правда, придется еще повоевать, но мы их дожмем, – убежден Никита Устюгов.
Спасибо вам, дорогие ребята, за ваш тяжелый ратный труд! Вы – настоящие герои! Низкий вам поклон и вечная благодарность от всех нас! Здоровья вам, счастья и долгих лет жизни!