Валентина СЕРАШ
Во многом казачество XVI века было аналогом пиратов Карибского моря или Мадагаскара, о которых сохранилось намного больше информации. Членом пиратского сообщества мог стать любой человек независимо от языка, на котором он говорил. И очень быстро это пиратское сообщество, как и казаки, создало специфическую культуру и образ жизни, а также обзавелось профессиональными навыками совсем непохожими на прежние профессии членов сообщества, и которые им не у кого было перенять.
В XVI веке казачьи сообщества возникали в разных местах степей от Яика — ныне река Урал, до Приднестровья. В это время не существовало никаких обособленных казачьих войск. Люди переходили с Дона на Днепр и обратно, а затем на Волгу.
Чем занимались эти люди? Они охотились, ловили рыбу, пасли скот, занимались бортничеством и ремеслами, которыми можно заниматься, не оседая на месте. В их числе, например, кузнечное дело, изготовление лодок и сетей. Но главное, что выделяло их среди других людей – это участие в самых разнообразных военных предприятиях. Среди них были и обычное военное наемничество у той стороны, которая согласна платить и имеет для этого средства. Казаки несли охранную, караульную, разведывательную службу.
Была и другая сторона, о которой не очень любят вспоминать или рассказывают с пафосом, искажая мотивы действия казаков. Например, они похищали скот у кочевников, которые еще встречались в степях. Собственно, это было одним из основных занятий первых казаков еще периода существования Золотой Орды и продолжало оставаться им на протяжении значительной части XVI века. Они грабили и похищали самих кочевников. Об этом известно из документов Посольского приказа, куда поступали жалобы от сопредельных государств, например, от союзников Москвы — ногаев.
Достаточно обычно, в ответ на предложение к ногаям пойти в совместный с русскими войсками поход в Причерноморскую степь сторожить войско крымских татар, следовал ответ, что невозможно собрать людей, которые боятся оставить свои семьи без защиты от казачьих набегов. Однажды был похищен внук одного из ногайских властителей, за которого потребовали выкуп. Обычно в ответ на жалобы соседей русское правительство отвечало, что казаки ему не подконтрольны. Иногда соседям предлагалось разобраться с казаками самостоятельно.
Грабили казаки и торговые караваны, шедшие через степь или по рекам. Иногда они их охраняли, вероятно, от других казаков. Несколько позже, уже после завоевания русскими Казани, волжские казаки ограбили караван, на кораблях которого перевозились товары самого царя. Тут уж реакция последовала незамедлительно. Царь повелел «свести казаков» с Волги. Воеводы, несмотря на удаленность вновь завоеванных земель, и малочисленность имеющегося у них войска, в два счета справились с поставленной задачей, и волжские казаки исчезли.
Часть уцелевших членов сообщества ушла на Дон, часть на Яик. Вскоре, в 1571 году, на Яике казаки прославились разграблением номинальной столицы ногайского улуса города Сарайчик. Хотя государство ногаев было кочевническим, в старом золотоордынском городе теплилась жизнь. Здесь хранилось государственное имущество, находились святыни, проживало небольшое число ремесленников и торговцев и хоронили представителей знати. Казакам досталась богатая добыча, а еще один Золотоордынский город прекратил свое существование.
Появление казачьих поселений на Дону к середине 16 века
Примерно в середине XVI века на Дону появляются казачьи городки. Первое их упоминание вновь встречается в письме ногайского бия — главы государства ногаев. Он в 1550 году пожаловался на некоего Сары Азмана, который построил на Дону то ли три, то ли четыре городка, и ограбил возвращающихся ногайских торговцев, которые, между прочим, пригнали в Россию табуны лошадей, без которых не могла функционировать русская армия.
— Хотя вокруг имени первого известного нам атамана донских казаков создано много сказок, мы видим, что имя это не русское и не на мифическом казачьем языке, а тюркское. Сары на тюркских языках означает — «желтый». В приложении к человеку, очевидно, это прозвище означало цвет его волос. В имени Азман угадывается искаженное несколькими переводами мусульманское имя Осман. Следовательно, первого донского атамана звали Рыжий Осман.
Политическая обстановка вокруг степи
В это время политическая обстановка вокруг степи сильно изменяется. В 1552 году русское войско взяло Казань, а в 1556 году захвачена Астрахань. После подавления восстания на территории теперь уже бывшего Казанского ханства и отражения похода крымского хана в битве у села Судбище в 1555 году, границы Русского теперь уже царства далеко продвинулись на юг. Волга стала полностью русской рекой. Русские крепости появились на Тереке.
В 1559 году русский воевода Даниил Адашев совершает первый на редкость дерзкий и удачный поход на Крым. Опустошив Западный Крым, он, несмотря на все опасности, благополучно вернулся в Москву. В этом же году русское войско впервые строит крепость на Нижнем Дону. К сожалению, точное местоположение этой крепости установить невозможно. Просуществовала она, вероятно, совсем недолго. Началась затяжная Ливонская война, и все внимание Русского государства переключилось на северо-запад.
Первые казаки под Азовом
В этом же 1559 году казачье войско впервые появляется под Азовом. Возглавил его Дмитрий Вишневецкий. Его судьба типична для казаков того времени. Выходец из княжеского рода и должностное лицо Речи Посполитой возглавил по зову сердца тогда еще разрозненные отряды приднепровских казаков и первым заложил городок на Хортице. В 1558 году польский король, не желая начала войны с Турцией, запретил казакам набеги на ее земли. Он ведь не мог сослаться на то, что глава казаков ему не подчинен. Тогда Вишневецкий ушел на службу к русскому царю, и уже как его подданный, с казаками, пытался безуспешно совершить нападение на Азов, и вполне успешно ограбил его округу. Спустя три года он ушел от Ивана Грозного вновь на службу к польскому королю.
Еще через год по зову молдавских бояр вмешался в борьбу за власть в Молдавии и, потерпев поражение, был казнен на стенах Стамбула. Даже в момент ужасной казни он продемонстрировал нечеловеческое мужество.
Продвижение России на юг
Ослабление осколков Золотой Орды и активное продвижение России на юг привело к тому, что Османская Турция предъявила свои права на ордынское наследие. Началась первая из череды русско-турецких войн. В 1569 году османское войско предприняло беспрецедентный по своей стратегической дерзости поход на Астрахань. В частности, предполагалось прорыть канал между Волгой и Доном, по которому нужно было провести тяжелые морские галеры. В случае его успеха Турция получала под свою власть юг Восточной Европы и заходила во фланг своим заклятым врагам персам.
— Все предприятие оказалось чистой авантюрой. Большое войско удалилось в безлюдные степи на многие сотни километров от источников снабжения, и не смогло даже доставить достаточное количество артиллерии. Осада Астрахани была совершенно бесплодной. Турки потеряли большую часть армии от голода и болезней. Интересно, что по пути к Астрахани турки не встретили ни одного казака.
Связи Москвы и донских казаков
Зато после провала турецкого похода казаки начинают активно строить городки уже на Нижнем Дону, вплоть до междуречья Дона и Аксая. Активное участие в этом приняли участники похода другого предводителя из княжеского рода Вишневецких – Михаила, которого польский король отправил на помощь осажденной Астрахани в 1569 году. Многие его участники предпочли остаться на Дону.
С 1570 года связи Москвы и донских казаков становятся регулярными. Казакам начинают платить жалованье за определенные поручения. Например, за сопровождение русских посольств или за участие в военных походах. В источниках начинают упоминать атаманов донских казаков. Первым среди них стал Михаил Черкашенин. Большая часть сведений о его жизни, вероятно, легендарна. Несомненно одно, — участие во всех крупных военных столкновениях времен Ивана Грозного и смерть при обороне Пскова в 1581 году.
Связь правительства и донских казаков осуществлял Посольский приказ, как и отношения, скажем с Турцией или Персией. Это не мешало казакам получать царское жалование, но одновременно позволяло своевольничать.
После взятия Казани
Период правления Ивана Грозного после взятия Казани стал для страны очень тяжелым. Первоначальные победы в Ливонской войне сменились неудачами и войной на два фронта с целой коалицией государств. Тяжко было всем. Русское царство было страной небогатой с немногочисленными городами и крестьянами, выращивавшими скудный урожай на бедных лесных почвах. Его недра почти не содержали полезных ископаемых.
Например, полностью отсутствовало серебро. Чуть ли не единственным богатством были меха, за которыми приходилось уходить все дальше и дальше на восток и север. Русские князья, а затем цари, не имели достаточных средств для снаряжения и оплаты армии, а воевать приходилось почти непрерывно, поскольку соседи, на их взгляд, справедливо, рассматривали Россию как легкую добычу. В результате и так небогатое и немногочисленное население вынуждено было содержать войск, отдавая последнее.