Лето – пора отпусков. Кто-то устремился на море или в путешествие по родным просторам. Кто-то поправляет здоровье в санаториях, а кто-то предпочел остаться дома и отдохнуть на даче. А вы задумывались, как отдыхали раньше, в Российской империи?
Варвара ВЕДЕШИНА
На самом деле, туризм в царской России был вполне развит. Правда, путешествовали, в основном, люди обеспеченные. Беднейшие слои населения если и отдыхали, то в ближайшем кабаке или в родной избе на посиделках, а если путешествовали, то в качестве паломника.
А так – ездили «на воды», преимущественно, за границу, а жители больших городов снимали на лето дачи в пригородах. И, конечно, чем состоятельнее был человек, тем больше развлечений он мог себе позволить.
Первые турпоездки
В XVIII веке появляются первые путеводители по Петербургу и Москве, в XIX веке – по другим крупным городам России, европейским столицам. С 1888 года открывается специальное издательство для публикации путеводителей.
Основным препятствием для путешествий XVIII – начала XIX вв. по России были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станций для смены или отдыха лошадей). Возможность заграничных путешествий была ограничена в материальном отношении даже для высшего сословия. В 20-е гг. XIX в. заграничный паспорт стоил 500 руб. серебром, помимо этого, разрешение на выезд нужно было получить у императора лично, выезд разрешался только для лечения или совершения коммерческих сделок.
Но уже в 50-е годы порядок выезда был упрощен, и к концу XIX века география путешествий состоятельных дворян распространилась по всем странам Европы: Италия, Швейцария, Германия, Швеция и другие страны, привлекавшие россиян. В начале XX века стоимость путешествий становится гораздо меньше, что расширяет круг возможностей для людей с достатком несколько выше среднего. В конце XIX – начале XX вв. русские составляли значительную часть отдыхающих на французских морских курортах (Лазурный берег и побережье Атлантики). Туристский бизнес в этих местах был ориентирован на русских туристов: открывались «русские пансионы», содержателями которых, как правило, были люди русского происхождения.
В конце XIX – начале XX вв. русские составляли значительную часть отдыхающих на французских морских курортах.
Первые российские курорты
Поездки для лечения внутри страны стали практиковаться с XVIII века. Ездили к святым и целебным источникам, но уже с оздоровительной целью. Так, 20 марта 1719 года Петром I был издан указ об открытии в Карелии курорта «Марциальные воды». Это послужило началом изучения лечебных свойств минеральных источников и распространения путешествий с целью лечения и оздоровления. Возникают бальнеологические курорты в Старой Руссе, Кашине, недалеко от Самары (Сергиевские минеральные воды), Липецкий бальнеологический и грязевый курорт, курорты Ялты, Кавказских Минеральных Вод. В 1863 году группа ученых основала Российское бальнеологическое общество.
Развитие науки, изобретения в области техники, появление железных дорог, пароходов – все это способствовало быстрому распространению как внутренних, так и внешних поездок с разными целями.
В 1881 году, после того, как паломничество в Святую палестинскую землю совершили великие князья, император Александр III подписал указ о создании Императорского православного палестинского общества. Эта общественная организация приобретала недвижимость на Ближнем Востоке и организовывала путешествия «в Святую землю».
Организованный туризм
Зарождение организованного туризма относится к началу 1890-х гг. Именно тогда появляются общества туристской направленности: Общество любителей естествознания (ОЛЕ), Крымский горный клуб, Кавказский горный клуб, Кружок любителей горного спорта и крымских гор, предприятие для общественных путешествий во все страны света Липсона и др.
В курортных местах Крыма и Кавказа за небольшую плату членам обществ и клубов стали предлагаться непродолжительные путешествия познавательного характера. Основатели обществ заложили прочный фундамент развития туризма в России. Сначала это были пешеходные экскурсии, а затем экскурсии с использованием транспорта. Передвижение осуществлялось лошадьми, запряженными в телеги. Со временем телеги заменили «линейками» – повозками на рессорах, что создавало больше удобств.
Отдых на море постепенно приобретал популярность. «Хорошего в Анапе это здоровый климат, удобные морские купанья, живописные окрестности и недорогая жизнь или, вернее, прямо дешевая, так что, расходуя 20–25 руб. в месяц, можно позволить себе некоторую роскошь», – писала в 1888 году газета «Северный Кавказ». К началу XX века Анапа уже известна в России своими водолечебницами, принимающими до 4 тысяч отдыхающих ежегодно.
Когда появились пароходы, стали практиковаться путешествия по воде. Особенно – речные круизы.
«С каждым годом Волга привлекает к себе все большее количество путешествующих. Трудно указать более счастливое сочетание условий, которое делало бы, как на этой реке, путешествие столь же поучительным, сколь и полезным для здоровья и приятным. Севши на пароход в Твери, путник в продолжение двух недель увидит столько краев и получит столько впечатлений, сколько ему не довелось получить, быть может, за всю жизнь…Людям нервным, утомленным нельзя рекомендовать лучшего лекарства, чем пробыть на хорошем волжском пароходе в течение месяца или хотя бы двух недель.» – Писалось в туристическом «Путеводителе по Волге», изданном в 1903 году.
В 1913 году в круизах участвовало 10 млн. пассажиров. В 1914 году были построены два самых больших теплохода того времени – «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна».
В Крыму и на Кавказе сформировались курорты, где сосредоточились рекреационные виды туризма. К 1913 году в России работало 60 санаториев на 3 тыс. мест. Началось формирование туристского бизнеса, т. е. появление предприятий, специализирующихся на обслуживании туристов, как-то: гостиницы, кафе, рестораны и специальные магазины.
В Сочи был сооружен комплекс «Кавказская Ривьера», куда входили четыре гостиницы на 360 номеров и концертный зал на 600 мест, оборудованный пляж, корты, автомобили, лечебный корпус. В крупных городах России строились первоклассные гостиницы («Националь» и «Метрополь» – в Москве, «Европейская» и «Астория» – в Санкт-Петербурге»). Этот период развития туризма в России также характерен становлением экскурсионного обслуживания.
Российское общество туристов
Широкую деятельность по развитию туризма осуществляло Российское общество туристов, образованное на основе Общества велосипедистов-туристов (ОВТ). ОВТ (другое название Русский турингклуб) появилось в 1895 году. Сначала клуб был создан с целью развития велосипедного туризма в России, впоследствии его деятельность была связана с развитием разных видов российского туризма. Общество издавало журнал «Велосипед», который рассматривало «как пробный камень развития туризма в России». С 21 мая 1895 года журнал стал официальным органом ОВТ. Впоследствии журнал был переименован в «Русский турист». Общество велосипедистов-туристов имело устав, издавало путеводители, занималось разработкой карты дорог Российской империи, установлением связей с туристскими организациями в городах России и странах Европы.
Руководство ОВТ заключало договоры с владельцами гостиниц, где члены общества могли останавливаться на льготных условиях. Была разработана специальная ведомость, в которой указывались полные адреса гостиниц, сведения о владельцах, информация о сдаваемых помещениях и ценах. К 1900 году было учреждено 14 комитетов ОВТ по России, открыты представительства в 135 русских городах, а также за границей – в Брюсселе, Вене, Женеве, Лондоне, Гарлеме, Милане, Мюнхене и Париже. Были заключены дружеские договоры с 12 заграничными туристскими обществами Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США и других стран. С гостиницами и ресторанами этих стран также заключались договоры на льготное обслуживание. В начале XX века число россиян, выезжавших за границу с туристскими целями, ежегодно возрастало до начала первой мировой войны.
Весной 1900 года на Мюнхенской международной спортивной выставке ОВТ было награждено золотой медалью за большие заслуги в развитии туризма. В 1901 году на базе ОВТ создается единое Российское общество туристов (РОТ). Члены общества прокладывали туристские маршруты, передвигаясь не только пешком, но и на велосипедах, лошадях, лыжах, участвовали в байдарочных и парусных заплывах. Было совершено даже первое кругосветное путешествие на велосипеде Анисимом Панкратовым. Оно длилось с 30 декабря 1911 года по 28 июня 1913 года.
Туризм для бедных
При всех успехах развития туризма в царской России к началу XX века он все же оставался отдыхом меньшинства. Для небогатого большинства единственной заменой туризму служили религиозные паломничества – официальная статистика этого явления отсутствует, но вплоть до 20-х годов минувшего столетия десятки тысяч богомольцев-странников ежегодно отправлялись по всей стране к различным святым местам.
Даже к началу XX века этот религиозный «туризм» сохранял средневековую форму. Странников собирали в путь зачастую всей крестьянской общиной, передвигались они преимущественно пешком и жили в дороге мирским подаянием. Однако их перемещению способствовала давняя традиция привечать богомольцев. За счет частной благотворительности нередко создавались и странноприимные дома, ночлежки для паломников.
Особенно популярными центрами паломничества были «Сорок сороков», т. е. церкви Москвы, а также лавры Сергиева Посада и Киева. По свидетельствам очевидцев, век с лишним назад путь богомольца из Центральной России в Киево-Печерскую лавру занимал пять недель.
Впрочем, и такой своеобразный «туризм», единственный потенциально доступный простому крестьянину, в ту эпоху оставался уделом абсолютного меньшинства.