Письменные источники о пребывании русских в Азаке

Кандидат исторических наук – Андрей Николаевич Масловский продолжает делиться информацией о пребывании русских в Азаке

Новости

Продолжение. Начало в №21 от 24.05.2023 г.

Валентина СЕРАШ

Письменные источники сохранили очень скупые упоминания о пребывании русских людей в золотоордынском городе Азаке XIV века. Среди обитателей венецианской Таны встречены упоминания всего о двух обитателях русского происхождения, что составляет доли процента от его населения. Вопреки бытующим представлениям, русские люди в XIV веке составляли ничтожный процент рабов, продаваемых в Азаке – Тане – 5 из 263 случаев, когда указана национальность раба.   

– К сожалению, документы не содержат упоминаний отдельного района проживания русских людей. Известны упоминания о православных церквях Азака, но православными были не только русские люди. Русские летописи и записи путешественников ничего не говорят о русских жителях городов Золотой Орды.

Отчасти, редкость упоминаний объясняется спецификой, имеющихся у нас документов. Это преимущественно нотариальные акты. Практика их применения, ставшая привычной для европейских купцов, была чуждой жителям Восточной Европы. Однако, малое число русских рабов очень красноречиво.

Археологические подтверждения

Здесь вновь на помощь приходит археология. Однако, и она не всесильна. Крупные многонациональные города Золотой Орды были настоящими культурными плавильными котлами, в которых стирались различия в бытовой культуре различных групп населения. Тем не менее, находки позволяют определить места проживания русских людей.

Наиболее многочисленны фрагменты русской керамики. Ее особенностью в Азаке было то, что в отличие от других городов Золотой Орды Болгара, Укека, Водянского городища, где зафиксировано местное производство русской керамики, все встречаемые сосуды были произведены непосредственно на территории Древней Руси.  

– По не вполне понятным причинам переселенцы не сумели наладить производство привычных для них горшков на новом месте. С течением времени новые сосуды попадали в Азак все реже и реже. Судя по разнообразию находок, русские люди прибывали в Азак из самых различных мест, но преимущественно, из Юго-Восточных окраин Руси Черниговского и Рязанского княжеств и, так называемых, Верховских княжеств, расположенных на водоразделах в истоках нескольких крупных рек Оки, Дона, Донца, Десны, Оки. Именно находки керамики позволяют очертить район проживания русского населения на территории Азака.

Эта территория в настоящее время расположена между современными улицами Толстого – Гоголя от улицы Измайлова до улицы Лермонтова. Отдельные находки сделаны у индустриального техникума у школы №11 на улице Привокзальной 12, на Петровском бульваре у центральной библиотеки и у бывшего кафе «Вечернее», на месте строительства гостиницы «Сохо» по улице Дзержинского.

Для их изготовления часто использовалась неожелезненная белая глина, которая не встречается на территории Нижнего Подонья.  

– Сосуды эти неказисты на вид и сделаны достаточно грубо, но были привычны для их владельцев и, видимо, лучше подходили для приготовления каких-то национальных блюд. Они украшены немудрящим орнаментом и иногда имеют гончарные клейма на дне.

Сосуды ценили. Один небольшой горшок, обнаруженный на раскопе по улице Московской, 7, в XIV веке треснул, но был отремонтирован удивительным способом. Трещину с двух сторон заклеили тряпкой пропитанной смолой. Конечно, в таком горшке уже нельзя было варить кашу, но для хранения небольшого количества продуктов он годился.

Энколпионы

Помимо горшков, в Азаке обнаружено несколько индивидуальных находок, в их числе уникальные. Прежде всего, это предметы христианского культа. В их числи кресты энколпионы. Два целых найдены на месте строительства военкомата и у столовой №1. Последняя находка фрагмента энколпиона сделана на месте сооружения фонтана на Петровском бульваре.

Энколпионы представляли собой двустворчатые футляры в форме креста, внутрь которых помещалась частица реликвии. Такие крупные полые кресты носили не обычные верующие, а священнослужители. Хотя энколпионы использовались всеми православными, но их форма и орнаментация имели национальные особенности.

– Все находки из Азака относятся именно к числу энколпионов русского типа – фигурных с рельефным изображением. На одной стороне богоматерь с младенцем, на оборотной изображение распятия. На концах креста четыре круглых медальона иконки с изображением Богоматери, Иоанна Крестителя, святых.

Энколпионы именно этого типа изготовлялись на территории Руси в последние десятилетия перед монгольским завоеванием. На некоторых из них сохранилась надпись: «Богородица помогай». Энколпионы именно этого типа встречены на территории всей Золотой Орды от Приднестровья до Нижнего Поволжья и Северного Кавказа и в крупных городах и погребениях на сельских могильниках.

Кроме энколпионов, найдены и обычные нательные кресты. На территории Руси в XIII-XIV вв. были распространены криноконечные (трилистные) кресты. Каждый из концов такого креста оформлен в виде крина (первоначально изображение цветка лилии в профиль, позднее цветочный бутон в обрамлении двух листков). Иногда и в средокрестии помещалось изображение цветка.

– Сейчас такие кресты воспринимаются как что-то чуждое, но именно так во времена Золотой Орды выглядели русские православные кресты. В Азаке в разных частях города найдено три таких креста. Один из них у перекрестка улиц Толстого и Чехова. Еще один крестик имеет совсем простую форму и не орнаментирован. Он найден на раскопе по улице Толстого, 41. Несколько нательных крестов, среди которых есть и древнерусские, найдены на Платоно-Петровском поселении, городе спутнике Азака.

Иконка с изображением Богоматери с младенцем

Особое место занимает маленькая прямоугольная каменная иконка с изображением Богоматери с младенцем, вырезанная из серого сланца с белой прожилкой. Изображение Богоматери с младенцем белого цвета на темно-сером фоне. Иконка закреплялась в оправе, которая до сегодняшних дней не дошла. Вероятно, для ремонта этой оправы она была отдана ювелиру и была найдена среди его инструментов в кладе, обнаруженном на раскопе по улице Мира, 45. Клад этот датируется 1369/1370 годом. Подобные иконки, только более изысканные и крупные, называются панагиями и являются отличительным признаком православного епископа.

Из письменных источников нам известно, что в Азаке не было своего православного епископа. Глава местного православного клира носил чин протопресвитера. Носить панагию было ему не по чину. Но, возможно, эта миниатюрная и простенькая версия панагии была знаком отличия главы группы приходов, расположенных в Приазовье.

Они входили в Аланскую митрополию, которая в это время была объединена с Трапезундской. Митрополит Аланский и Трапезундский имел резиденцию в Трапезунде. Поскольку церковное начальство было далеко за морем, то глава православных приходов Азака и его округи был вынужден решать многие вопросы самостоятельно.

Возможно, как и хорепископ (сельский епископ, греч. χωρεπίσκοπος от греч. χωρα – округа, сельский округ и греч.), более раннего времени он был посвящен в епископскую степень священства и мог посвящать с санкции своего митрополита в священство местных священнослужителей. На Руси такие руководители округов епархий назвались десятинниками, а с XIV века поповскими старостами.

– Вероятно, именно значительная автономность Азакских приходов, в том числе в финансовых вопросах, вероятно и привела к конфликту местных священников с митрополитом Аланским в середине XIV в. Об этом нам известно из документов Константинопольского патриархата, который несколько лет разбирал эту тяжбу. К сожалению, нам не известно, чем закончился этот конфликт.

Предметы личного благочестия

Церковная утварь

Помимо предметов личного благочестия в Азаке встречены и фрагменты церковной утвари. Прежде всего, это фрагмент большого каменного креста, найденный на раскопе по улице Толстого, 41. Конец креста оформлен в виде трилистника. Подобные кресты не редкость среди крестов в православных церквях. Неподалеку от фрагмента каменного креста найдены две кандеи хоросов.

Кандеями назывались фигурные верхушки, использовавшиеся для подвешивания хоросов к стенам или потолкам. Кандея соединялась с обручем, на котором размещались свечи или масляные лампы при помощи цепочек. Аналогии азовским находкам известны только с территории Древней Руси.

Подобные сложные осветительные приспособления использовались только в крупных церквях, которые являлись религиозными центрами в административных центрах княжеств. Одна из кандей найдена на том же раскопе, что и фрагмент каменного креста, вторая всего в нескольких десятках метров на Петровском бульваре на месте сооружения фонтана.

Находка двух кандей и фрагмента каменного креста поблизости друг от друга указывает на то, что где-то рядом находилась главная православная церковь Азака с русскими прихожанами.  

Фрагмент энколпиона и одна из кандей найдены среди каменных фундаментов большого здания, стоявшего в пересечения главной улицы города с большой магистралью, шедшей с запада на восток рядом с городской площадью XIV века, на месте которой в настоящее время сооружен фонтан на Петровской площади.

Приазовье