С сентября прошлого года в России ввели новую должность советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Большое внимание уделяется новой должности в сфере образования. Для советников устраивают специальное обучение и мастер-классы. На одно из них отправились почти 30 педагогов из Азовского района. Мы решили узнать подробнее, кто же такой советник директора по воспитательной работе, чем он занимается, и что нового узнали наши педагоги на обучении
Екатерина ХОРУНЖАЯ
Впервые должность советника директора по воспитанию была введена в школах в сентябре 2021 года по инициативе Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ». Педагоги-победители конкурса «Навигаторы детства» прошли обучение в Международном детском центре «Артек» и приступили к работе в десяти пилотных регионах: Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях, Ставропольском крае и Севастополе. С нового учебного 2022-2023 года в этот список попала и Ростовская область, в том числе и Азовский район.
Универсальные специалисты
Советники – это универсальные специалисты, одной из основных задач которых является реализация программ воспитательной работы. Они помогают сделать главный приоритет образования – воспитание – эффективнее и значимее.
– Советники решают задачи по развитию личности на основе духовно-нравственных ценностей, по организации интересной и яркой внеурочной деятельности, успешной социализации, вовлечению в инициативы «Российского движения школьников» (РДШ) и юнармейские программы, — отмечает Наталия Анатольевна Наливайченко, учитель Высочинской школы.
Введенные в школах специалисты делятся своими новыми знаниями и инструментами с другими педагогическими работниками, чтобы достичь единой цели – помочь детям определить дальнейший жизненный путь. По мнению советников по воспитанию Азовского района, многие педагоги и родители не знают об имеющихся для развития обучающихся возможностях. Именно советник через ценности и личные примеры помогает увидеть возможные направления для самореализации детей.
Этот специалист входит практически во все структуры воспитания: штаб воспитательной работы, методические объединения педагогов, советы по профилактике, родительские активы и различные проектные группы по развитию. Советник выстраивает цепочки, связывающие все элементы воспитательной работы.
Необходимость этой должности
В последние годы теме воспитания уделяют особое внимание на федеральном уровне. Внесены изменения в Конституцию РФ, в которых подчеркивается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Воспитание призвано формировать у обучающихся патриотические чувства, гражданственность и уважение к памяти защитников Отечества. Затем последовали поправки в закон «Об образовании», где определены понятие «воспитания» и общие требования к организации воспитания обучающихся.
Есть необходимость выстраивать единую воспитательную среду в российских школах. В любом общеобразовательном учебном заведении у ребенка должны быть равные условия для развития своих интересов и возможностей. И советники – как раз те люди, которые сегодня приводят это все к единому знаменателю.
Педагоги отмечает, что будущее каждой нации и человечества зависит от подрастающего поколения. Школьники должны не только знать об общественной жизни, но и активно участвовать в ней, реализуя свои возможности. При этом важно формировать правильные ценности: Родина, природа, человек, дружба, семья, знание, здоровье, труд, культура, красота. Советники в образовательных организациях помогают формировать их и развивать через активную социальную деятельность.
– Именно поэтому появилась такая должность, как советник по воспитательной работе. Этот специалист показывает детям, родителям и педагогам новые варианты развития, форматы общения. Советник транслирует устоявшиеся ценности через новые реалии, — уверена Светлана Алексеевна Хорунжая, учитель Новониколаевской школы.
Как восприняли перемены в школах
К введению должности советника директора по воспитанию члены педагогического коллектива отнеслись по-разному. Изначально не было четкого понимания, какие обязанности будут возложены на нового специалиста, как будет организована его работа. Постепенно отношение педагогов и родителей к должности советника изменилось в лучшую сторону.
– Решила действовать через детей и родителей: на собраниях и классных часах рассказывала о «Российском движении школьников», где есть возможности для каждого ребенка. Потихоньку дети стали принимать участие не только в общешкольных мероприятиях, но и в акциях РДШ на региональном уровне, — рассказывает Анжелика Петровна Калугина, педагог Орловской средней школы.
Первые результаты работы
Позиции советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями были введены в пилотные школы России год назад. За это время наметилась положительная динамика по различным направлениям воспитательной работы:
– За этот учебный год увеличилось количество детей – активистов Российского движения школьников и членов Юнармейского движения. Соответственно, выросло и число участников мероприятий движений – особенно стало больше детей, которые входят в группу риска. Большую помощь оказывают Российский детско-юношеский центр, РДШ, Корпоративный Университет, детские центры «Артек» и «Орленок», — говорит Анжелика Петровна.
Также важным результатом работы советников стало то, что удалось изменить восприятие педагогическими работниками новой должности. Директор и завуч школы стали видеть в ней помощника в реализации планов воспитательной работы.
«Разговоры о важном»
Одним из первых мероприятий, к которому подключились советники, стали «Разговоры о важном».
Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» — это масштабный проект, который был запущен в начале этого учебного года. Теперь во всех школах страны учебная неделя начинается с классного часа «Разговоры о важном», посвященного самым различным темам, волнующим современных ребят. Главными темами «Разговоров о важном» являются патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и другие важные темы и вопросы.
Учиться никогда не поздно
Сейчас советники по воспитанию много учатся. Ездят на мастер-классы, деловые игры, круглые столы и стратегические сессии. Обсуждают актуальные вопросы и возможности дальнейшего развития проекта, рассказывают о проблемных моментах в работе, размышляют, как их решить.
Надо подчеркнуть, что все советников Азовского района — талантливые педагоги, инициативные люди с активной жизненной позицией. У всех есть желание работать, узнавать новое, проявить себя в этой роли. Советники сразу приступили к своим обязанностям, они живо интересуются реализацией этого проекта, активно присоединились к воспитательной работе в школе.
Учат тех, кто учит
16 мая советники из Азовского района отправились на свою первую серьезную учебу в образовательный центр Машук города Пятигорска. Образовательный Центр находится прямо у подножия горы Машук на высоте 500 метров над уровнем моря. Главный девиз центра знаний в Пятигорске – «Мы учим тех, кто учит». Для педагогов и наставников со всей России только в этом году здесь в будет организовано 70 образовательных смен, в них примут участие больше 12 тысяч человек.
Помимо учебных корпусов, в научно-образовательном центре «Машук» есть все для комфортного проживания учащихся — гостиница, столовая, спортивные площадки. И, как в настоящей школе, каждая образовательная программа начинается с первого звонка.
В центре «Машук» не только хранят старые, но и выстраивают свои новые педагогические традиции. Каждый из приехавших сюда учителей оставляет фото своего наставника. А самую первую смену в центре «Машук» в сентябре этого года открыли педагоги Донбасса. Те, кто еще вчера работал в условиях, где русский язык заставляли забыть, а историю переписать.
Очный модуль обучения педагогов продлился 5 насыщенных дней. Каждый день с утра до ночи наши педагоги трудились, чтобы стать лучше. Советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями Азовского района получили массу новых знаний, которыми обязательно поделятся со своими коллегами в школах. И обязательно вернутся в образовательный центр Машук за новыми знаниями.