Продолжение. Начало в № 21 от 24.05.2023 г.
Валентина СЕРАШ
Керамика на гончарном круге
Наиболее ярко взаимодействие славянских племен с другими этносами Хазарского каганата проявилось в заимствовании навыков гончарства. Именно аланы и болгары научили славян изготавливать керамику на гончарном круге. Заимствованы были и формы кухонных горшков, и орнаментация, и даже традиция гончарных клейм на донцах горшков. Уже в X-XI веках невзрачные горшки, покрытые горизонтальными бороздками и с клеймами на донцах, распространяются по всей лесной зоне Восточной Европы.
Это, так называемая, серая курганная керамика, которая, видоизменяясь на многие столетия, стала одной из отличительных особенностей древнерусской культуры. Славяне не могли не заимствовать у своих соседей некоторых сельскохозяйственных культур и приемов агротехники, более подходящих для черноземных почв. Тогда же впервые славяне познакомились и с вином. Период существования Хазарского каганата был временем, когда все южное побережье Крыма превратилось в гигантский виноградник и винзавод. Это вино было низкокачественным, но достаточно дешевым. По рекам оно попадало далеко на север до Смоленска и Приуралья.
Расселение славян на юг
Отдельные общины славян проникали далеко на юг на территорию Ростовской области. Небольшие поселения были обнаружены у хутора Ближняя Мельница, у станиц Богоявленской и Митякинской. Отдельные славянские жилища с печами каменками появляются в хазарской крепости Саркел и на безымянном для нас городище у станицы Крымской. Однако в этом регионе славяне были очень малочисленны по сравнению с другими этническими группами. Немалая часть керамических сосудов, найденных на этих славянских поселениях, получена от их соседей. До берегов собственно Азовского времени в этот период славянам дойти не довелось.
Письменные источники
В византийских письменных источниках есть упоминания о нападениях на империю некоего дикого и свирепого народа «рос», приплывающего с севера. В 860 году этот народ угрожал самому Константинополю. В исторической литературе уже два столетия идут споры о том, какой народ имели в виду византийские писатели. Невозможно представить себе, что проживавшие в лесостепи малочисленные славяне смогли бы организовать эти нападения. Вероятно, это навсегда останется для историков загадкой.
Ослабление и гибель Хазарского каганата стала для восточных славян несчастием, хотя они сами и способствовали ее падению. В конце IX века завершается образование Древнерусского государства. Под его власть еще при Олеге попадают племенные союзы, ранее платившие дань хазарам — поляне, северяне, радимичи. Одновременно с этим через территорию каганата в Приднепровье прорываются печенеги, которые опустошают приграничные славянские земли. Сообщения русских летописей подтверждают данные археологии.
Наиболее изученное поселение роменской культуры — Новотроицкое городище в это время погибает в пожаре. Славянские городища были всего лишь слабыми укрытиями, где община могла отсидеться в период краткосрочного конфликта с соседями, но не могла выдержать натиск кочевников. В итоге славяне отступили на сотни километров на север в леса. Защиту границы, которая, тем не менее, регулярно прорывалась, вынуждена была взять на себя молодая Киевская Русь. Восточнославянские племена были не единственными частями каганата, которые вышли из его состава. Постепенно, на протяжении нескольких десятилетий, независимыми становятся Волжская Булгария и северокавказское Аланское царство. Одновременно с этим гибнут или забрасываются и оседлые поселения в Восточном Крыму аланские поселения в районе Харькова и Белгорода.
Гибель Хазарского каганата
Окончательная гибель Хазарского каганата происходит в 964-969 годах. Русские летописи приписывают эту честь князю Святославу Игоревичу, который победил войско кагана Иосифа и взял Саркел. Однако стоит поверить арабским летописцам, которые передают слова беженцев хазар, сообщивших, что их страна уничтожена в результате вторжения огузов. В результате разгрома большого государства в состав Киевской Руси вошел только маленький городок (200 на 200 м) у одной из переправ через руку Дон с его широкой поймой неподалеку от современного Цимлянска, который стал называться Белой Вежей.
Но и этот городок был русским потому, что его населению удалось наладить контакты с кочевыми кланами, кочевавшими в его округе. Могильник этих кланов исследовался археологами у стен города. Вятичи, последнее из восточнославянских племен, подчинявшихся хазарам, вошли в состав Киевской Руси, но вынуждены были уйти далеко на север в леса за реку Оку. А беспокойный Святослав был убит в 972 году на Днепровских порогах печенегами и из его черепа, превращенного в чашу, пил печенежский хан Куря.
Степь. Кочевые объединения. Загадка Тмутаракани
Несколько следующих столетий были периодом господства в степях различных кочевых объединений и, хотя периоды военных конфликтов чередовались с мирными временами, обстановка отнюдь не благоприятствовала славянской колонизации степей. Киевским князьям пришлось создавать мощную эшелонированную оборону с десятками крепостей вдоль притоков Днепра, которую, тем не менее, не раз прорывали.
Загадочным является вопрос о том, каким образом в состав Киевской Руси вошла Тмутаракань. Этот городок на Таманском полуострове существовал еще с античных времен и в период существования Хазарского каганата назывался Таматархой. Летописи не сохранили известий о том, когда и каким образом город попал в руки русских князей. Карта из школьного учебника со стрелками тысячекилометрового похода Святослава Игоревича является чистой фантазией. Выдвинуто несколько версий, которые базируются на чисто умозрительных предположениях.
Впервые он упоминается только при рассказе о том, как Владимир Святославович раздавал уделы своим сыновьям. Тмутаракань получил Мстислав. Причем, время выделения уделов в летописи явно произвольно связано с 988 г. Даже в то время, отрезанный от остальной части Руси полосой степей, Тмутараканский удел был очень слабо с ней связан. А потом и вовсе превратился в символ чего-то страшно далекого, в символ края мира. Во времена Ивана Грозного ученые дьяки считали, что Тмутараканский удел находился в низовьях Волги. Затем некоторые стали сомневаться в том, что он вообще существовал.
В 1792 году был обнаружен уникальный памятник — каменная плита, на которой были записаны результаты измерений в 1068 году князем Глебом Святославовичем ширины Керченского пролива, от Корчева до Тмутаракани. В пересчете на современные меры длины это расстояние составляло 24 км.
Последние князья Тмутаракани
— Нам неизвестна подробная история княжества. Нет полного списка князей. Тмутаракань всплывает на летописных страницах тогда, когда ее лихие князья оказываются связаны с событиями общерусского значения. Последний из известных нам князей Тмутаракани Олег Святославич был посажен сюда при помощи византийцев в 1083 г. Для него это был только эпизод бурной жизни, которую он окончил, будучи князем Новгорода Северского. Где-то в конце XI в. Тмутаракань перестает быть русской и возвращается под власть Византийской империи, вероятно, вполне мирно.
В истории Тмутаракани загадочно все. Не только время ее существования, но и границы княжества. Некоторые историки и авторы учебников щедрой рукой включают в него все Восточное и Северное Приазовье до Таганрога и Белую Вежу, Керчь с Керченским полуостровом, и даже Судак. Реальность была куда скромнее. Нет достоверных данных, что в состав княжества входили какие-либо территории за пределами Таманского полуострова. Можно ли считать плиту с указанием результатов замера расстояния между Корчевом и Тмутараканью свидетельством власти русских над Керчью? А если город принадлежал византийцам, то они должны были запретить князю Глебу мерить расстояние и обязаны были попытаться его убить? Может ли говорить находка одной древнерусской печати в Судаке о власти над ней, если при этом найдено несколько десятков византийских печатей того же времени? Печать венецианского дожа найдена в Азаке, но это не значит, что Азак был частью венецианских владений. Может ли говорить находка бусины, пусть даже изготовленной на территории Новгородского княжества, о проживании и тем более власти здесь русских? Тогда можно было бы говорить о том, что половина цивилизованного мира того времени была под властью Сирии.
Археологические свидетельства русского населения
Тем не менее, археологические свидетельства пребывания русского населения в XI веке на территории Таманского полуострова имеются и помимо Тмутараканского камня. Это, прежде всего, древнерусская керамика, отдельные украшения, форма для отливки поясных деталей, костяная накладка на лук со знаком рода Рюриковичей, отдельные древнерусские печати и монеты. Сохранились даже фундаменты церкви Богородицы, построенной по обету князем Мстиславом Владимировичем в Тмутаракани.