Валентина СЕРАШ
Ольга Михайловна Пешкова свою коллекцию кукол собирала не целенаправленно – она создалась сама собой. Просто потому, что Ольга Михайловна бережно и с любовью относилась к своим игрушкам
В семье родителей Ольги Михайловны — Антонины Васильевны и Михаила Константиновича любили книги, приучали детей читать с детства. Баловали ребятишек игрушками, которые дарили не только к праздникам. В четыре года маленькая Олечка получила травму глаза, и после больницы они с мамой зашли в магазин, который находился в здании нынешнего музея-заповедника. Она запомнила большие красивые двери, тогда вход был с угла.
— Мне в этом магазине купила мама две маленькие игрушки: курочку, такую миниатюрную, нажимаешь на нее, она крылышки поднимает, и яйцо выпадает. Была и вторая игрушка – маленькая уточка. Ее поставишь на наклонную плоскость, и она с маленькими утятами бежит, так потихонечку и спускается.
Когда Оля пошла в первый класс, мама купила ей очень красивую куколку с закрывающимися глазками. Она настолько хорошенькая, что до сих пор Ольга Михайловна ее бережет. На всем протяжении 50-х годов прошлого века маленькой Оленьке покупали кукол и красивые игрушки. Они занимают почетные места на полках. Среди игрушек ежики, обезьянки, медвежата, лисички, зайки, клоуны и куколки, собачки, кошечки, уточки, курочки и пупсики.
Есть в коллекции еще одна очень интересная игрушка, обычно ее покупали детям от полугода до трех лет, она была ярко-красного или оранжевого цвета – это Ванька-Встанька. Игрушка уникальная, она привлекала внимание ребенка, и поэтому в каждой семье обязательно был свой Ванька-Встанька. Судьба его немного потрепала, но никак не дети, просто от времени он потерял свой лоск, яркость краски и приобрел потертости, но остался в семье любимцем.
— Реставрировать его я не стала, хотела сохранить краску прошлых лет и оставить его таким, каким я его помню с детства, — говорит Ольга Пешкова.
Память о хорошем человеке
Середина 50-х годов 20 века. Работают все предприятия города. Судоверфь — одно из крупнейших градообразующих предприятий. Здесь начальником ОТК работал отец Оленьки Михаил Константинович Бибко. В новый 1955-й год предприятие для всех детей своих сотрудников приготовило подарки. Оле подарили большую красную деревянную машину. Играть с ней было сплошное удовольствие и девочкам, и мальчикам.
— Это была радость для всех детей сотрудников! Мы, играя, перевозили песок и камешки, к елке подвозили иголочки – было очень интересно! А вот дома, под елочкой, Дед Мороз спрятал маленький шифоньерчик с зеркалом. Это была такая радость, что я и сейчас помню это чувство.
В детстве Ольги Васильевны постоянно присутствовали игрушки. Ее мама создала их для кукольного театра в школе №7, которая располагалась по улице Дзержинского, 49, в красивом здании. Куклы были из глины, их обклеивали газетной бумагой, высушивали, затем красили. Создавая тот или иной образ куклы, мама Оленьки шила для них наряды.
В этой школе Ольга Васильевна познакомилась с прекрасным, добрейшей души человеком, учителем Галиной Федоровной Цицариной. Любовь и уважение к этому педагогу она несет по жизни. Галина Федоровна любила всех детей и никогда не отдавала предпочтение кому-то одному. В ней прекрасно сочетались такие качества, как доброта, любовь, справедливость, честность. Первые воспоминания о ней у Оленьки связаны как раз с кукольным театром и одноглазым зайкой, которого ей и подарили.
— Она мне его подарила, потому что имела доброе сердце. Я как увидела этого бедного зайчишку, уцепилась в него. Понимаю, что зайка был поломанной игрушкой, кто-то бы его выбросил за ненадобностью, а у нее рука не поднялась игрушку выбросить. Галина Федоровна понимала, что в нашей семье найдется место и этому зайчишке. Она была права. Мы его привели в порядок, а я его лечила. Он и сегодня с нами. Дорог мне как память о хорошем человеке.
У каждой игрушки своя история
Каждая игрушка, которая попадала к Ольге Михайловне Пешковой, со своей историей. Истории бывают разные. Каждый новый год мама Ольги шила костюмы, за них дети получали призы, которыми, в основном, были игрушки. Среди них: клоуны, музыкальные куклы, предметы мебели, мишки, но были и карандаши, и краски, и многое другое.
— Мама обшивала моих куколок, шила для них платья, шляпки, вязала шапочки. Так, постепенно, я тоже увлеклась, и начала сама вязать и шить из лоскутков новые одежки для своих любимец. Хотелось, чтобы и у кукол были обновки.
В семье было много игрушек. Ольга Михайловна сожалеет, что в 1960-е годы у них пропала коробка с игрушками, но она их все равно хранит в своей памяти, помнит каждую.
Время шло, после окончания школы была учеба, работа. В 1970-е Ольга Михайловна создала семью и стала работать в здравоохранении.
— Сначала работала в горисполкоме в отделе здравоохранения. Там подружилась с медиками и сотрудниками администрации. Такие были все хорошие люди. Профсоюз у нас был богатейший. Давали туристические путевки, и желающие открыть для себя новые города – ездили.
Из таких поездок многие знакомые, зная, что Ольга Михайловна увлекается куклами, привозили их ей из разных концов Советского Союза. Многих людей уже нет, а память о них осталась, ее хранят Ольга Михайловна и ее куклы.
— Анна Петровна Попова и Перикл Константинович бывали в Греции, и у меня хранятся куклы в национальных греческих костюмах, привезенные ими. Они стоят на полочках рядом с куклами из ГДР, Чехословакии, Польши, Австрии, Испании, Японии, Венгрии, Англии, Италии и Америки.
Дорогой подарок
Перед пенсией Ольга Михайловна работала в детской поликлинике, и медсестра Детского дома Валентина Ивановна сама вырезала из дерева три куколки: одну большую и две маленькие, и подарила ей. У этих кукол ручки и ножки сгибаются, пышные волосы, деревянные игрушки одеты в красивые платья. Они составляют гордость – ведь сделаны человеком, которого Ольга Михайловна хорошо знает.
— Для меня, конечно, это очень ценный и дорогой подарок — куклы, созданные в Азове, — говорит Ольга Михайловна.
В коллекции много игрушек, которые приобретались Ольгой Михайловной для своих детей. Они их ценили и берегли, никогда не ломали. Бабушка и мама привили им с детства такую черту, как бережливость и любовь к игрушкам.
— На создание каждой игрушки затрачен колоссальный труд многих мастеров, работу их необходимо уважать и ценить, они ведь вкладывали в изделие душу. Поэтому эти игрушки дороги сами по себе.
Дети увлекались конструкторами, особенно немецкими, их привозили из разных мест. Из них, так как они были масштабные, всей семьей конструировали домики для игрушек. Это была очень кропотливая работа, требующая терпения и навыков.
— Буквально миллиметровые окошки, двери собирали. Сыну в то время было четыре годика. Он нам помогал, что-то подтачивал, а дочка клеила. Они у нас так и стоят, как память о детстве.
Среди игрушек есть и машинки. Ольга Михайловна собрала небольшую коллекцию, и когда сын пошел в первый класс, подарила ему. Он увлекся машинами, и до сих пор коллекционирует. Сегодня коллекция разрослась, пополняется и приносит радость.
Ольга Михайловна хранит и большие куклы, среди них есть и метровая. Она хранится в отдельной коробке. Для каждой игрушки – своя коробочка. Правда, коллекция разрослась, и коробки стоят на антресолях и в кладовках, но Ольга Михайловна очень надеется, что придет время, и все игрушки, собранные ее семьей, увидят горожане и гости Азова. Мечтает о музее детства, где каждой игрушке найдется место, где будут звучать детские песни всех поколений.
А пока на протяжении всей жизни Ольга Михайловна частично выставляет коллекцию в музее, библиотеках города, на праздничных городских мероприятиях, на Петровском бульваре и в парке, чтобы люди имели понимание, что такие игрушки были, просто видели красоту и берегли игрушки.