Одесса – особый город. Легендарный. Его любили даже те, кто никогда в нем не бывал. Но сегодня на наших глазах происходит трагедия. Город находится под оккупацией, а его история – переписана…
Варвара ВЕДЕШИНА
ЮНЕСКО включила исторический центр украинского города Одесса в список Всемирного наследия. В пресс-релизе организации отмечается, что таким образом ЮНЕСКО признает «выдающуюся универсальную ценность этого места и обязанность всего человечества защищать его».
«Пока продолжается война, это признание олицетворяет нашу коллективную решимость сделать так, чтобы этот город был сохранен от дальнейшего разрушения»,- прокомментировала внесение Одессы в список Всемирного наследия гендиректор ЮНЕСКО Одри Азуле.
Из пресс-релиза следует, что в соответствии с положениями Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия все 194 принявшие ее страны обязуются «не предпринимать никаких преднамеренных шагов, которые могут прямо или косвенно нанести ущерб объекту всемирного наследия, и оказывать содействие в его защите».
Кроме того, признание исторического центра Одессы Всемирным наследием предоставляет Украине право запросить расширенную техническую и финансовую международную помощь для обеспечения защиты города.
В ходе экстренного заседания Комитета по вопросам исторического наследия заявку города поддержали 6 стран, 14 воздержались от голосования, Россия проголосовала против.
В постоянном представительстве РФ при ЮНЕСКО заявили, что решение о внесении Одессы в список Всемирного наследия было принято в обход правил. Российские представители считают, что Украина, в частности, скрыла от комитета сведения о сносе городских памятников, которые были демонтированы уже после подачи заявки. Речь, в том числе, идет о демонтаже памятника Екатерине II на Екатерининской площади в Одессе.
Екатерина, ты была не права…
Как же стало возможным одновременно сносить памятник основателям Одессы и требовать внесения в список Всемирного наследия центр города, которого никогда бы не было, если бы не Екатерина Великая так не решила?
Понятно, что западные партнеры привыкли закрывать глаза и на более вопиющие действия украинской верхушки, но ведь есть еще одесситы. Как им объясняют необходимость сноса памятников? А очень просто – так Украина избавляется от «имперского» наследия. Тезис, конечно, тоже спорный, – ведь весь центр города — это и есть то самое наследие. Но и на это у властей Украины есть ответ. По их версии, Екатерина не основывала Одессу…
Альтернативные версии
В августе 1794 года на берегу одного из заливов в северной части Черного моря были забиты первые сваи в основание города, получившего в следующем году название Одесса. Это событие произошло спустя почти пять лет после взятия находившейся на этом месте небольшой турецкой крепости Ени-Кале войсками русского генерала И.Гудовича. Данные события подкреплены множеством исторических данных, как и хроника последующего развития небольшого поселения в четвертый город Российской империи, а позже — в курортный и промышленный центр Юга с численностью свыше 1,1 млн.человек. И, казалось бы, вопросов по данной теме быть не должно, однако, вскоре после Майдана 2014 года ряд украинских «историков» выдвинул альтернативные версии происхождения Одессы.
По их утверждениям, ее история насчитывает свыше 600 лет, и ведется она не от заложенного Екатерины II порта и городского поселения, а от некого «Кочубея» или «Гаджибея», построенного еще во времена Великого княжества Литовского. Мотивы этой версии совершенно понятны — показать, что Россия, якобы, не имеет никакого отношения к Северному Причерноморью и, значит, не имеет на него никакого права. То есть, чистая политика, не имеющая отношения к реальности.
Но, тем не менее, — давайте разберемся, а что было на месте Одессы до прихода сюда русской армии?
Миф о «600-летнем Кочубие»
Не будем углубляться во времена энеолита и тем более неолита, хотя остатки поселений тех времен на территории Одесской области и найдены. Начнем с появления в VI веке до н.э. греческих поселений, первым из которых стал Истрион и расположенные в его окрестностях Тира, Никонион и ряд других. В этих же землях жили скифы, которых затем вытеснили сарматы. Однако, в течение III-IV веков н.э. эти поселения приходят в упадок в ходе череды событий, известных как Великое переселение народов. И на несколько веков регион оказывается практически не населенным.
Затем в эти места приходят древнеславянские племена уличей и тиверцев, позже, примерно в XII столетии, в регионе появляются генуэзцы (правда, об их поселениях здесь ничего не известно), и наконец, уже во второй половине XIV века, территория некоторое время контролируется Великим княжеством Литовским. Именно в этот период, якобы, и появился тот самый «порт Кочубиев», на который в 1415 году сослался в одной из своих работ польский католический священник и историк Ян Длугош. По утверждению в одном из современных украинских учебников, в тексте Длугоша также было сказано, что из порта в «осажденный турками Константинополь» был направлен некий груз.
Вот только никаких осад Константинополя в этом году не было, как и в последующие годы. Попытка морской блокады имела место в 1411 году, а осаждали столицу Византии лишь через 7 лет — в 1422 году. И еще один нюанс — сам автор текста Я. Длугош родился… именно в 1415 году, и совершенно очевидно, что свой текст писал на основе чужих источников. Что уже ставит под сомнение точность его слов.
Свидетельства очевидцев
Другие же источники сообщают о здешних местах крайне скудные сведения. Так, путешествовавший здесь в 1421 году рыцарь Гильбер де Ланнуа вообще не упоминает ни об одном месте, название которого бы начиналось с буквы «К». А вышедшая в 1459 году карта монаха Фра Мауро также ничего не знает ни о каком «Кочубие» — в здешних землях отмечены лишь развалины некого поселения «Фиорделикс». Спустя полтора века польские путешественники Вацлав Гродецкий и Мартин Броневский упоминают о некоем разрушенном поселении, которые они именуют Качибей или Кочибей. Нечто похожее указано и на знаменитой карте 1648 года французского инженера Бонплана, причем, в своей экспликации к ней он не упоминает такой населенный пункт вообще. А сообщая об окрестностях современной Одессы, он пишет лишь о богатых рыбой местных лиманах, но совершенно ничего ни о каком-таком «поселении Кочубий».
Спустя 8 лет здесь побывал и путешественник из Турции Эвлия Челеби, написавший лишь о развалинах некого укрепления, построенного местными жителями. А проехавший по этим местам спустя полвека швед Густав Адлерфельд, который вместе с Карлом XII и остатками его войска бежал из-под Полтавы в Турцию, упомянул лишь о некой «презренной татарской деревушке» поблизости от Куяльницкого лимана.
И только в 1765 году Турция начинает укреплять эту территорию — на месте нынешнего Приморского бульвара Одессы начинается строительство небольшой крепости Ени-Кале. Побывавший здесь через год с разведывательной миссией русский офицер Иван Исленьев составил ее план и карту окрестностей, где отметил некие руины старинного замка в нескольких километрах от нее.
Другими словами, никаких достоверных источников, из которых вытекает существование сколько-нибудь крупного поселения (и, тем более, порта) на месте Одессы с начала XV по середину XVIII веков нет. А вести основание от других поселений просто глупо — все они в свое время прекратили существование по самым разным причинам.
Так что современная Одесса ведет свое начало именно от рескрипта Екатерины II, независимо от того, нравится ли это кому-то, или нет.
«Не спорьте с идиЁтами»
Статус объекта всемирного наследия по задумке должен уберечь центр города Одесса от разрушения. Чтобы не позволить «русским варварам» захватить Одессу. Но было бы не плохо, вне зависимости от того, станет город частью Новороссии, или нет, чтобы одесситы сами позаботились о своем городе, который за годы «незалежности» утратил былой лоск, и «жемчужиной» его можно называть с большой натяжкой. В сети можно найти множество видео-экскурсий по Одессе. И практически каждый гид, безусловно любящий свой город, отмечает, что исторический центр Одессы находится в ужасном состоянии, а дома, выстроенные из местного ракушечника, держатся «на честном слове». Так было еще до начала СВО, в относительно благополучные для украинской Одессы годы. Богатейший город, основной доход которого приносил порт, не занимался спасением своего исторического наследия. А спохватились только после того, как российские корабли показались на рейде…
…Стоит ли говорить, что никто не собирается разрушать Одессу. Даже во время Великой Отечественной войны, во время штурма города, наши войска сделали все, чтобы сохранить Одессу. Город сумели сберечь ценой жизни наших бойцов.
И сейчас никто не хочет гибели этого легендарного города. Ведь до сих пор в заложниках у националистов тысячи одесситов, которые не согласны с политикой Зеленского. Те, кто никогда не забудет трагедию 2 мая 2014 года. Те, кто приносил белые гвоздики на место демонтированного памятника Екатерине Великой…
Вот что написал один из таких одесситов в социальных сетях: «Страсти по Екатерине достигли своего апогея. Особенно впечатляет экзальтированное – «фсеее — Одессы больше нет. Одесса умерла». Хочется спросить: господа-товарищи, — шо, опять? Так я вам отвечу — не дождетесь! Одесса пережила пять войн, чуму, интервенцию, оккупацию и одну из страшных трагедий — 2 мая! Памятники сносили и улицы переименовывали. Город кромсали и делили проходимцы всех мастей! Историю переписывали, даже не вспомню сколько раз! Но Одесса жива! Несмотря ни на что! Потому что наша Одесса – это, прежде всего, наши люди, одесситы, которые хранят историю и культуру нашего города. А Екатерину обязательно восстановят, как это уже было когда-то. А сейчас нет ничего важнее человеческих жизней — вашей и ваших близких! И никогда не спорьте с идиЁтами и провокаторами!».
По-моему, лучше не скажешь…