После трагедии в Перми донские вузы пересматривают договоры на охрану учебных корпусов и общежитий

Горький опыт Перьми заставил ещё раз вернуться к условиям работы с ЧОПамии и законам, которые не позволяют сделать систему безопасности по-настоящему неприступной.

Перед лекцией студенты обсуждают: отчислят сокурсника или нет? На следующий день после трагедии в Перми, студент одного из Ростовских вузов написал на своей странице в социальной сети, что у них на факультете началась стрельба и никому не скрыться. Через полтора часа уже в кабинете у ректора автор фейка признал: шутка оказалась несмешной. Постановкой на учёт в полиции и сменой места жительства для 12-летнего тиктокера обернулся пост, где он копирует пермского стрелка. В обоих случаях интернет отреагировал, как система безопасности, у которой тысячи глаз. Но кто и как защитит ростовские учебные заведения от реальной опасности? 

За четыре месяца уже второе вооруженное нападение на учебные заведения. На этот раз Пермь. По мнению ростовских студентов, отчасти виновата система: «Я сказала бы, что это ужасный случай, в котором виновата несколько наша система, потому что с 1 курса происходят три таких ужасных случая, то есть случаи были, а меры не предпринимаются».

Меры предпринимаются, уверяют в высшей школе. Общежитие Южного Федерального университета выглядят, как неприступная крепость. Вход через КПП со стальными турникетами в человеческий рост — это важно, такую преграду невозможно перепыгнуть.

Алексей Аникеев, начальник охранной организации: «У нас установлена система СКУД, то есть система контроля удаленного доступа, в случае возникновения такого инцидента, турникеты у нас блокируются».

Территорию контролируют свыше полусотни видеокамер и вдвое больше штатных охранников. В каждом общежитии на пути преступника еще один заслон — дежурная Галина Егоровна в штате охранной организации не состоит, но вахту несёт ответственно: «Здесь люди подошли, с видеокамерой, хотят пройти на территорию без пропуска».

Но вахтёр и охранник разные профессии. По мнению многих, охранник сразу должен давать отпор преступнику, то есть это прежде всего человек с оружием: «Я бы в охрану поставил хотя бы одного вооруженного охранника, досматривали хотя бы, металлоискатель там, ну что-то такое».

Со студентом согласен и сотрудник силовых структур сотрудник ФСБ: «Ну, я не думаю, что нужна охрана с огнестрельным боевым оружием, а вот с травматическим, оно бы не помешало. Порой оно действует отрезвляющие и злоумышленник, у которого есть какие-то нехорошие мысли, он будет знать, что получит отпор».

Но охраннику учебных заведений оружие не положено. По сути в его руках только красная кнопка, для вызова вневедомственной охраны, им оружие положено.

Игорь Кучук, начальник отдела автоматизированной системы охраны ДГТУ: «Дежурная на пульте управления для того, чтобы вызвать наряд, нажимает кнопку „милиция“. После нажатия кнопки максимальное время прибытия — это 10 минут с учётом пробок, а так от трёх».

Тревожное сообщение охранник передает по рации.

Вадим Труфанов, начальник отдела комплексной безопасности ДГТУ: «Они не имеют право быть вооружены, по закону не имеют право. У них есть все средства, металлоискатели, интерскопы. Они обучены приёмам борьбы, самозащиты, задержания и тому подобное».

Андрей Ткачёв, председатель Ростовского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охранных услуг и безопасности: «Вооруженную охрану в учебных заведениях содержать нельзя. Оружие — это всегда повышенный фактор опасности, второе, нет в этом совершенно никакой необходимости, государство на сегодняшний день создало практически все условия для того, чтобы наши учебные заведения находились в безопасности».

И всё-таки система даёт сбой, соглашается Андрей Ткачёв. Частное охранное предприятие сегодня многие выбирают, как товар на распродаже.

Андрей Ткачёв, председатель Ростовского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охранных услуг и безопасности: «Законом предусмотрено, что основным фактором, определяющим победителя в результате закупки является цена, мы приходим к тому, что право охранять конкретное учебное заведение выигрывает то частное охранное предприятие, которое предложит минимальную цену»».

Минимальный предел — тратить на охрану 110 тысяч рублей в месяц, крупные ВУЗы готовы платить несколько миллионов, поэтому когда в одном из конкурсов ЧОП согласился работать за 10 копеек в месяц, его сняли с торгов. Единственный способ исправить ситуацию — законодательно закрепить основным критерием — качество услуг, а не цену: «Суть в том, что те лица, которые отвечают за охрану, должны быть достаточно грамотные профессионалы, они должны иметь хорошую физическую подготовку и самое главное, ответственно относится к порученному им делу, за которое они получают деньги».

С ответственностью у охранников всё в порядке. С зарплатой немного хуже, в среднем 1 тысяча рублей за суточное дежурство, сегодня региональное объединение добивается того, чтобы увеличить эту сумму хотя бы вдвое. Но вход в учебное заведение — это всё-таки последний заслон на пути преступника, предугадать его замысел необходимо заранее, и это задача не охранников университета, пока же руководство вузов просит быть бдительными каждого студента и преподавателя.

Приазовье