Обычай веселиться, шутить и обманывать друг друга 1 апреля существует в очень многих странах. При этом праздник не внесен ни в какие официальные календари знаменательных событий, тем более не считается «красным днем» календаря.
Откуда же возникла традиция отмечать 1 апреля? На этот счет существует множество различных гипотез и догадок. Но все они сходятся в одном: корни праздника уходят в средневековую европейскую карнавально-балаганную культуру. Считается, что это один из самых стойких элементов язычества, сохранившихся в христианском сознании.
Многие приписывают зарождение этого праздника Древнему Риму, где в середине февраля праздновался праздник Глупых. Апулей считал, что в древнем Риме первоапрельский обман был связан с праздником в честь божества Смеха. Другие утверждают, что этот праздник зародился в древней Индии, где 31 марта отмечали праздник шуток. Также есть предположение, что 1-го же апреля в древнем мире шутили только ирландцы, да и то в честь Нового года. Исландские саги гласят, что обычай обманывать 1 апреля, был введен богами в память о Скадеи, дочери Тиасса.
Есть и еще одна интересная версия: обычай шутить 1 апреля может быть связан с переносом Нового года. До второй половины XVI века Новый год в Европе начинался в конце марта. К этому событию готовились, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. А сама встреча Нового года происходила 1 апреля. Позднее, по указу французского короля, начало года официально стали отмечать 1 января, но многие подданные продолжали праздновать 1 апреля. Чтобы изжить старые традиции, их стали называть «первоапрельскими дураками», стало модным их разыгрывать и высмеивать.
В России первоапрельские розыгрыши утвердились после того, как однажды жители Петербурга ранним утром были подняты с постелей тревожным набатом, обычно возвещавшим о пожаре. Это было 1 апреля, и тревога была шуточной. Известно также, что в царствование Петра I труппа немецких актеров обманула в этот день и публику и государя, выставив на сцене вместо представления пьесы транспарант с надписью «Первое апреля». Петр не рассердился и сказал только, выходя из театра: «Вольность комедиантов».