Василек Веры Сарандинаки

Азовский район, газета «Приазовье»

Век живи, век учись. Недавно узнала, что в Крыму произрастает многолетнее растение, василек, который носит имя основателей села Маргаритовка – Сарандинаки. И это – не простое совпадение.

Татьяна СТАЦЕНКО

Эндемичное растение Крыма Василёк Сарандинаки назван в честь известной женщины-ботаника Веры Николаевны Сарандинаки. Вера Николаевна Сарандинаки всю свою жизнь занималась изучением природы Крыма. Она открыла этот редкий вид василька. Вера Сарандинаки была дочкой ученого, педагога Николая Николаевича Сарандинаки. Она родилась в Маргаритовке, училась в Петербурге, работала в Императорском ботаническом саду, а потом переехала в Крым к своему брату Михаилу.

Вера Сарандинаки была одним из первых исследователей флоры Восточного Крыма, ее гербарии были единственными на протяжении полувека и служили лучшими сравнительными материалами для ботаников, занимавшихся изучением крымской флоры. Они использованы в капитальных многотомных изданиях: «Флора СССР», «Флора УССР», «Флора Крыма». Ее научные труды цитируются во всех работах, связанных с изучением растительного мира полуострова, в ее честь назван новый вид Василек Сарандинаки Centaurea sarandinakie Illar., эндемик Крыма, встречающийся между Судаком и Коктебелем.

Рожденная в Маргаритовке

Вера Николаевна родилась в 1878 году в селе Маргаритово в семье научного работника, магистра химии Московского университета Николая Николаевича Сарандинаки. Окончив гимназию с золотой медалью, в 1898-1906 годах работала на местной метеорологической станции, опубликовала «Материалы для флоры окрестностей села Маргаритовки», была утверждена Академией наук корреспондентом Главной физической обсерватории с правом носить особый значок.

В 1909 году окончила Высшие женские естественнонаучные курсы в Петербурге по общей специальности «ботаника» и частной – «флористика» и «фитогеография». Еще будучи слушательницей курсов, начала работать в гербарии Петербургского ботанического сада под руководством профессоров В. Л. Комарова и Б. А. Федченко. В 1906-1917 годах, во время летних экспедиций, собирала материалы в Приазовских степях и восточной части горного Крыма, в окрестностях Феодосии, тщательно их обрабатывала.

«Новая моя работа настолько интересна, — пишет Вера Николаевна в письме к брату Михаилу Николаевичу Сарандинаки, директору Феодосийской гидрометеостанции, — что я иногда сожалею, что приходится уходить из гербария и библиотеки, а нельзя там поставить складную кровать и работать до поздней ночи».

С 1917 года она постоянно живет в Феодосии и продолжает исследование флоры Восточного Крыма, собирает научные коллекции для музеев Таврического университета и Главного ботанического сада. В 1921-1923 годах Вера Николаевна преподает ботанику в Феодосийском институте народного образования и в педагогическом техникуме.

В 1923–1935 годах она неизменный научный сотрудник Карадагской научно-биологической станции, занимала должности ассистента, действительного члена станции, заведующего станцией, заместителя директора по научной работе. Вера Сарандинаки состояла членом ряда научных обществ: Московского испытателей природы, Русского (позднее Всесоюзного) ботанического, Географического и Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы. С большой полнотой она изучала флору Восточного Крыма, и результаты своих исследований публиковала в серии научных работ «Материалы для флоры окрестностей г. Феодосии». Этой же теме была посвящена работа «К флоре Восточного Крыма», две части которой увидели свет в «Трудах Карадагской биологической станции».

Другие работы по ботаническим исследования окрестностей Феодосии и Карадага остались, к сожалению, в виде рукописей.

Труды Сарандинаки хорошо знали и ценили многие выдающиеся ученые. В.Л.Комаров в письме от 25 июля 1935 года свидетельствует, что «В. Н. Сарандинаки с момента окончания ею вуза занималась изучением растений Восточного Крыма и после более чем 20-летней углубленной работы является единственным в своем роде знатоком как дикорастущей флоры Крыма, так и культурных растений. Собранные ею материалы дают много нового и ценного для науки. По совокупности своих работ она является вполне достойной звания кандидата естественных наук».

Н. Комарницкий, доцент МГУ, пишет, что Вера Николаевна «является одним из наиболее осведомленных краеведов этого района. Целый ряд научных работников, приезжавших в Восточный Крым, получили у В. Н. Сарандинаки подробнейшую информацию, значительно облегчавшую им работу».

Вера Николаевна имела широкое письменное общение с людьми науки. Заслуживает внимания переписка с известным художником-пейзажистом Аполлинарием Васнецовым, в творчестве которого значительное место отведено изображению живописной природы Крыма.

Будучи сотрудником Карадагской биологической станции, В. Сарандинаки вела не только научно-исследовательскую, но и большую культурную и воспитательную работу. Каждый год она руководила практикой больших групп студентов из различных вузов страны.

В эти годы она проводит многочисленные экскурсии по Карадагу с учащимися школ, рабочими, отдыхающими, читает лекции, ведет большую работу по созданию и расширению ботанического музея станции, собирает гербарий, коллекции семян, плодов.

С 1935 года В. Н. Сарандинаки была персональным академическим пенсионером, но после войны, в 1945 году, она приступает к работе техником в Старо-Крымском лесхозе, изучает состав и распределение древесных и кустарниковых пород, составляет образцовые гербарии для всех лесхозов Крыма, обучает технические кадры лесхоза, читает лекции, проводит практические занятия о природных богатствах Крыма.

В 1945 году Московское общество испытателей природы приступило к составлению трехтомного биографо-библиографического справочника «Естествоиспытатели России и СССР». В. Н. Сарандинаки получила запрос об автобиографических данных и направлении основной научной деятельности.

Помощь пришла, но поздно…

Многие годы жизни В.Н. Сарандинаки провела в тяжелейших бытовых условиях. Акт обследования материально-бытового положения научного пенсионера Сарандинаки В. Н. от 5 февраля 1961 года свидетельствует об этом.

В 1962 году в Ботанический институт АН СССР поступило письмо от москвички Ольги Наумовны Ворониной о своей феодосийской учительнице В. Н. Сарандинаки. Она писала: «Это письмо я адресую Русским ботаникам. Отдыхая в Феодосии, я узнала, что В. Н. Сарандинаки живет в Старом Крыму. Мне захотелось навестить любимого учителя, зажигавшего сердца своих учеников любовью к науке, к жажде знаний, этого энтузиаста и подвижника науки. Меня поразила вопиющая бедность, в которой она живет. Ей не засчитали дореволюционный стаж, пропали документы». В архиве хранится справка Министерства социального обеспечения РСФСР, что «Сарандинаки В. Н. не может выплачиваться академическая пенсия, т. к. она не имеет 20-летнего стажа работы в высших учебных заведениях».

Письмо переслали в Академию наук УССР. К Вере Николаевне приехали сотрудники Института ботаники В. Н. Доброчаева и А. И. Барбарич. В. Н. Доброчаева энергично занялась судьбой Сарандинаки. Сохранилось письмо в Комиссию по установлению персональных пенсий при Совете Министров УССР с просьбой назначить Вере Николаевне персональную пенсию — за подписью президента АН УССР академика Б. Патона.

Благодаря этой поддержке Вера Николаевна переселилась в благоустроенную квартиру, получила персональную пенсию, почувствовала оценку своих заслуг. Но, к сожалению, всего на несколько месяцев. Она умерла 11 апреля 1963 года. Похоронили ее в Старом Крыму, у подножия горы Агармыш.

Врезка: Василек Сарандинаки. Крымско-новоросийский эндемик. Один из примеров сравнительно недавно найденных, до сих пор не известных науке видов — его обнаружили в XX в. Многолетнее растение высотой 30-50 (150) см. Стебли (5-6) от середины очень разветвленные. Ветви развесистые, вместе с листьями негустопаутинисто-опушенные. Листья дважды-перисторасеченные. Корзинки 2-2,5 см диаметром. Придатки листочков обертки в центре кожистые, плотные, с прозрачным блестящим окаймлением. Цветет в июле-августе. Растет на каменистых склонах

Приазовье