Встреча 1-го поезда

6 декабря 1910 года (19 декабря по новому стилю) на станцию Азов прибыл поезд. Предлагаем вашему вниманию репортаж об этом событии, опубликованный 110 лет назад в №94 газеты «Голос Приазовья»

М. ОРИОН

6 декабря в Азове ждали первого поезда. Об этом было извещено в местной газете и разослано городской управой масса объявлений. Еще с раннего утра по улицам Азова можно было заметить необычное движение. Зимний туман висел в воздухе, но это не портило погоды, а наоборот, делало ее лучшей. Казалось, что если бы солнце взглянуло на землю, оно бы нарушило ту торжественную таинственность, которая царила и в этом тумане, висящем серебряной пеленой над городом, и на улицах, покрытых блестящем инеем и на лицах всех обывателей Азова.

Все было одухотворено и пропитано каким-то напряженным ожиданием.

«В 11½ часов на ст. Азов прибудет первый поезд» — так было извещено обывателям, и эта фраза переполняла все что жило, что двигалось в Азове, что мыслило. Фраза эта звучала в устах всех, кому были дороги интересы родного города, носилась в этом серебристом тумане, была написана всюду, куда смотрел глаз, куда забегала торжествующая мысль, несчастного голодающего люда, ждущего от чугунки добра и всяких благ житейских.

По улицам двигались туда, к востоку, где должна была появиться заря новой жизни – первый поезд и старики, убеленные сединами, и дети – подростки, и юноши, и девы. Дорогие наряды богатых обывателей мешались с грязным, изорванным рубищем бедняков, шедших также встретить первый поезд.

Вот идет группа оборванных карапузов. Они прыгают, смеются, гоняются друг за другом. Грязные ручонки побагровели от мороза, но на лицах виден задор и беззаботная радость.

— Гу…гу…гу…у…у…- звучат их детские серебристые голоса в морозном, утреннем воздухе.

Изобразив из своей группы поезд с вагонами – они мчат вдоль улицы; искривленные сапожки, полусапожки, иногда громадные, не по ноге, стучат по мостовой и выбивают частую, гулко разносящуюся дробь.

II

Азов со своим началом «Кирсанова балка» и концом «Молокановка» растянулся на шесть-семь верст.

На пространстве семи верст он изрезан улицами, переулками, выходящими с одной стороны на выгон, с другой к реке Дону, к морю.

Вокзал помещается на выгоне, в двух верстах от города. Вокзал стоит в стороне и к нему со всех улиц, выходящих на выгон, 6 декабря утром двигается народ. Это взбудораженный, испуганный муравейник. Черными лентами со всех улиц до вокзала тянутся муравьи-люди встретить первый поезд, помолиться и увидеть то, что издавна было их заветной мечтой, о чем они долго только думали и, наконец, дождались…

В начале 10-го стали двигаться и экипажи: пролетки, линейки, кабриолеты и простые мужицкие дровни, на которых битком набита была беднота. На дровнях ехали целые семьи, начиная с дряхлых прабабок и кончая маленькими внучатами.

На вокзале в 10-ть часов была настоящая ярмарка. Сюда, ближе к городу, на этой стороне вокзала, стояла масса телег, лошадей, между которыми сновали детвора, старухи, старики. Батьки, управлявшими лошадьми, ходили с кнутами, курили важно цыгарки и посматривали туда, откуда должен был прийти поезд. Шум, говор, смех, крики, беготня подростков.

В 11 часов стали прибывать власти: городской голова, пристав, гласные и гости. На лицах их был написан тот торжественный акт, который должен был совершиться через полчаса.

Духовенство и певчие в особо приспособленном здании готовились к молебну. Оттуда доносились звуки басов и дискантов, репетирующих молебное пение.

Но вот в воздухе раздался металлический звук станционного звонка и десятитысячная толпа на минуту как бы замерла.

«Поезд идет!» «Поезд идет!» слышалось отовсюду, поднималось вверх и замирало в серебристом морозном тумане.

Полиция бросилась очищать пути, но толпа не уступила ей своего права быть поближе к первому поезду и все усилия остались безрезультатными. Только узкая полоска свободного места по путям была уступлена толпой. Здесь должен пройти поезд, по этой полоске, а здесь, на вершок от рельсов, стояла живая изгородь десятка тысяч людей, мыслящих и живущих в данную минуту одним большим желанием увидеть поближе первый поезд.

Металлический звук раздается в воздухе другой раз и опять тысячи голосов несутся туда, вверх: «Поезд идет!» «Поезд идет!». Толпа с нетерпением устремляет глаза к востоку, по путям, кто резвее идет навстречу, туда, далеко, где в тумане скрываются пути… У здания вокзала толпа настолько густа, что двигаться положительно невозможно.

Ровно в 11½ часов утра, там, далеко в тумане, показался силуэт двигающегося поезда.

Это он, первый поезд, надежда на более человеческое существование.

И десятитысячная толпа ринулась вперед навстречу первому поезду. Ринулась по путям, по рельсам; поезд дает тревожные свистки, замедляет ход и буквально облепленный людьми, под крики «ура» подходит к вокзалу. Детишки и взрослые взбираются на паровоз, на тендер, облепляют буфера, весь корпус паровоза.

Минута торжественная! Не один азовец, видя приближающийся поезд, почувствовал в груди своей неподдельное чувство радости, не у одного навернулись на глаза слезы радости.

Вот он стоит, этот первый поезд, и отныне каждый день всегда, приходить к нам, будет ежедневно всегда привозить в нашу жизнь то, делает жизнь нашу лучше и красивее.

Прочь нужда и безработица! Азов включен в сеть железных дорог, приобщен к культуре.

«Не с росою ты спустилась; не во сне ли вижу я; иль горячая молитва долетела до Царя».

«Благословен Бог наш» раздается в воздухе и тысячи голов обнажаются и осеняют себя крестным знаменьем.

И богатый, и бедный, и старый, и малый шепчет молитву великому Богу за ниспослание милостей. Стройное хоровое пение звучит торжественно в воздухе, паровоз шипит, гудит и кажется, что и он так же принимает участие в общей молитве за общее будущее.

— Многая лета! Многая лета! – Гремит мощно и разносится окрест над головами десятка тысяч молящихся.

Многая лета! Многая лета! Гремит и проникает в душу толпы, унося с этими звуками туда, выше всех обыкновенных дрязг житейских.

Молебен окончен и протоиерей о. Алексей с крестом в руках, с кропилом, в сопровождении местных властей, обходит поезд, кропит его святой водой, кропит пути, идет к вокзалу, обходит все вокзальные помещения и торжество встречи первого поезда на ст. «Азов» заканчиваются.

Громким тысячеголосым «ура!» публика провожает Азовского городского голову и гласных, этих виновников всеобщего большого торжества победы света над беспросветной тьмой роковой нужды азовца.

В 12 часов тысячная толпа расходится.

В воздухе висит тот же серебряный туман, тот же иней по дороге, те же оборванные карапузы, те же лица, одухотворенные светлой надеждой на будущее, которое принес первый поезд.

К открытию в Азове железнодорожного движения

Азовский городской голова получил следующие телеграммы:

«Поздравляю и Вас также и население города Азова с праздником Тезоименитства нашего Державного Повелителя; искренне приветствую вас и население города с открытием движения Азовской сети железной дороги; шлю пожелания дальнейшего преуспеяния и процветания городу Азову.

Статс-секретарь СТОЛЫПИН».

«Поздравляю вас и городское управление с открытием Азовской линии; от души желаю, чтобы соединение города со всей рельсовой сетью послужило дальнейшему быстрому развитию и процветанию этого древнего Русского города на берегу великого Дона.

Управляющий дорогою КРИГЕР».

Приазовье