Наталья Чекалина, без преувеличения, – одна из самых известных азовских художниц. Узнаваемый авторский стиль, обаятельные персонажи, владение различными техниками – все это вместе, — секрет ее успеха
Татьяна СТАЦЕНКО
Наверное, многие на месте Натальи Чекалиной заболели бы звездной болезнью. В ее портфолио — десятки дипломов участника и лауреата всероссийских и международных выставок, а сколько было выставок персональных – она уже и сама не может точно вспомнить. И, что самое главное, – ее работы востребованы. Их покупают. А это, в наше непростое время, реальный показатель успеха.
И при всем при этом, Чекалина и коммерция, Чекалина и «звезда» — понятия несовместимые. Это как раз тот случай, когда успех приносит талант сам по себе. Вот не могут люди равнодушно пройти мимо работ Натальи. Хоть открыточку с обаятельными чудиками, да купят. А люди состоятельные готовы расстаться с кругленькой суммой и приобрести ее живописные полотна. Впрочем, так было до нынешнего кризиса, связанного с пресловутой пандемией. Но художник остается художником в любых условиях. Лишившись части заказов, Наталья продолжает творить.
Жизнь насекомых
Пьем кофе в скромной квартирке художницы. По стенам, понятно, – холсты. Часть еще в работе, некоторые завершены. На подоконнике и столе — груда папок с графикой и тот самый портфолио, из которого выпадают десятки дипломов участника выставок. А на диване выстроились смешные, фантастические текстильные куклы. Это жуки, улитки, бабочки, в которых легко узнаются человеческие характеры. Вот – паук-паникер, вот сумасшедшая букашка «яжемать», вот – романтичный мотылек.
- Занялась ими в самоизоляции, это меня успокаивает, — объясняет с улыбкой Наташа.
А я перебираю игрушки, заглядываю им в глаза-пуговицы, и каждую хочется «удочерить» и унести в свой дом.
Та же беда – с полотнами. Даже «коммерческие», писанные под заказ, — хороши. А я вам скажу, непросто вложить душу в работу, создающуюся по указке и в соответствии со вкусом заказчика. Вот, к примеру, центральное полотно триптиха, который Наталья писала для одного ростовского ресторана. На холсте – слились в объятиях рак и креветка. И это – самая настоящая реплика знаменитого «Поцелуя» Густава Климта. Смешно, но главное – безошибочно узнаваемо. Наверняка, этот холст станет настоящим украшением ресторанного зала, если, конечно, он откроется после отмена режима…
…Да, пандемия свалилась как снег на голову и поменяла все планы.
Пьем кофе, вспоминаем прошлую жизнь.
Когда рисуешь «лучше всех»
Вспоминаем «художку» — азовскую детскую художественную школу. Мы учились в ней в разное время, вот только Наталья стала художником, а меня занесло на другой путь. Сейчас Чекалина еще и преподает в родных пенатах. Правда, очень критично воспринимает себя как педагога.
- Я всех хвалю, а это, наверное, неправильно, — говорит Наталья.
Она вообще очень самокритична. Я бы даже, сказала, – относится к себе с недоверием. Будто смотрит на себя со стороны, и удивляется – а заслужено ли меня хвалят? А вдруг переоценили? И это одно из качеств, которые позволяют ей быть настоящим художником. Человеком, который всегда в поиске, а стимул для поиска и роста как раз – сомнение.
После окончания художественной школы Наталья Чекалина поехала покорять Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова. Но первая попытка не увенчалась успехом. Не прошла Наташа по конкурсу. И это было очень обидно. Ведь тогда-то она думала, что рисует лучше всех. Еще бы! Ведь еще школьницей она увидела свои рисунки в газете «Приазовье», а это – уже успех и почти признание. И вдруг – неудача.
Год Наталья ездила на подготовительные курсы, и в итоге поступила на живописно-педагогическое отделение РХУ. С первых лет обучения стала активно участвовать в выставках. И еще – сотрудничать с ростовскими издательствами в качестве иллюстратора. Затем поступила на худграф педагогического института, а потом еще и магистратуру окончила.
Дауншифтинг, Питер, Степа
Как и положено начинающему художнику, поиски себя в этом мире проходили у Натальи бурно. Если авторский стиль она нашла довольно быстро, с поисками места в жизни было сложнее. Вышла замуж. Вместе с мужем попытались пожить простой деревенской жизнью, где-то в Ставропольском крае. И, понятно, что горожане жизни такой не выдержали. Ездила в Питер, но там тоже не задержалась. Преподавала в Ростове. Потом вернулась в Азов.
Где-то в пути потерялся муж (об этом периоде Наташа вспоминать не любит и ничего не рассказывает), зато на свет появился замечательный сын Степа. Сейчас ему целых десять лет. И пока что он идет по маминым стопам – хорошо рисует и создает мультфильмы. В качестве персонажей он использует фигурки из Лего, покадрово снимает на телефон, анимирует, сам озвучивает. У одноклассников его мульты пользуются популярностью. А что еще ждать от мальчика, который с пеленок вместе с мамой то на пленэрах, то на открытии выставок? Хороший парень растет.
Клуб «Вайн Гог»
Несколько лет назад в офисе одной из азовских фирм Наталья арендовала под мастерскую большую светлую комнату. Здесь продолжались мучительные поиски себя, попытки уйти от яркой декоративности, разнообразить технику и найти новые темы. Но еще до пандемии пришлось отказаться от аренды, — дорогое это удовольствие. Но зато Наталья подружилась с сотрудницами офиса, которых сумела заразить болезнью творчества. Ведь, наблюдая за работой художника, у многих возникает желание взяться за кисть и попробовать написать картину.
Так возник неформальный клуб под шутливым названием «Вайн Гог». По выходным дням, в бывшей мастерской Натальи собирались женщины разных возрастов и профессий. И на несколько часов превращались в творцов. Встречи проходили в неформальной обстановке, иногда – под бокал шампанского (для вдохновения), отсюда и «Вайн» в названии. Женщины писали копии картин известных мастеров, а иногда «замахивались» на полотна своей наставницы. И, к их удивлению, казалось бы, простые картинки копировать не удавалось! В копиях пропадало что-то очень важное, даже если они были очень приближены к оригиналу. А все потому, как мне кажется, что писали их люди с совсем другой жизненной историей и взглядом на мир. Это и есть – чудо искусства.
Сейчас, по понятным причинам, «заседания» дамского клуба приостановлены, но Наталья надеется, что после снятия ограничений они возобновятся.
- Понимаешь, я убедилась, что творчество для этих женщин стало настоящим глотком воздуха. Это и возможность проявить себя. И даже – драйв для некоторых. И еще – прекрасное лекарство против стресса.
Без паники
Сейчас, как и все мы, Наталья с нетерпением ждет окончания режима самоизоляции. Нет, все это время скучать ей не приходилось. Писала, делала кукол, вела дистанционные уроки в художественной школе. Но ей не хватает «движухи» — выставок, поездок в другие города и, конечно – пленэров, (если кто не знает, пленэр – это создание этюдов будущих картин под открытым небом). Пока совершенно непонятно, когда жизнь вернется в прежнее русло. И смогут ли выкупить заказчики уже готовые полотна. И скоро ли появятся новые заказы. Но Наталья не позволяет себе падать духом. Спасает ее чувство юмора и творчество. И если подкрадывается паника, то и это скверное чувство настоящий художник может переплавить и обратить в художественный образ.
Секрет успеха
Когда я впервые увидела работы Натальи, задумалась, — чем они подкупают зрителя? Ведь далеки они от столь почитаемого у нас реализма, а в качестве персонажей зачастую выступают симпатичные зверушки или фантастические существа. И я, как мне кажется, поняла, в чем секрет успеха Чекалиной. И он – прост, этот секрет.
И богатенькие бизнесмены, и бизнесвумен, и строгие, деловые чиновники, и замученные проблемами домохозяйки, — все мы в глубине души – дети. Ранимые, наивные. Беззащитные и трогательные. Такие же, как герои Наташи Чекалиной. Мы узнаем себя в них. Не каждый в этом себе признается, и даже осознает. Но равнодушным остаться не сможет.
И это тоже – чудо подлинного искусства.
Справка:
Наталья Чекалина — график, живописец, член Союза художников России. Лауреат множества всероссийских и международных выставок, в частности, — выставки Союза художников России и выставки Международного фонда Михаила Шемякина.