В Азовском районе неурожай зерновых культур

Засуха тяжело ударила по сельскому хозяйству Приазовья. Аграрии Азовского района получили один из самых низких урожаев озимых зерновых и зернобобовых культур в Ростовской области, и сегодня среди сельхозпроизводителей ведутся дискуссии о том, проводить ли осенний сев. Заместитель главы Азовского района по вопросам сельского хозяйства, экологии и природопользования, начальник отдела сельского хозяйства Алексей Анатольевич Тумащик рассказал о том, как развивалась ситуация, какие ошибки были допущены и что нужно сделать для выхода из кризиса

Сельское хозяйство

Аграрии Азовского района в последние годы привыкли побивать собственные рекорды и собирать высокие урожаи. Даже в прошлом засушливом году валовой сбор зерна превысил 400 тысяч тонн, а средняя урожайность составила 40 центнеров с гектара. Но уборка озимых в 2025 году завершилась с результатом 14,8 ц/га. Разница — колоссальная. Что привело к такой ситуации?

Причины неурожая

Алексей Анатольевич Тумащик убежден, что засуха — лишь одна из причин низкого урожая.

— Засуха, несомненно, главная причина неурожая. Но засухи случаются периодически. Ни для кого не секрет, что Азовский район находится в зоне рискованного земледелия. Засухи приходят с определенной цикличностью. Как правило, цикл развивается в течение нескольких лет, достигает пика, а затем идет на спад. Чаще всего это трех- или пятилетние циклы. Мы сегодня живем во втором году цикла засухи, и хорошо, если этот цикл — трехлетний. В том, что следующий год будет сложным, не стоит сомневаться. Возможно, именно он окажется пиковым, а возможно, засуха пойдет на спад. Но в любом случае дефицит влаги в почве будет, и это — определяющий фактор, который невозможно игнорировать.

В прошлом году наблюдалось сильное обезвоживание почвы. Осень была засушливой, осадки выпадали редко, до 50% ниже нормы. За лето почва высохла, а то, что не высушило солнце, вобрали культурные растения.

Озимые культуры под урожай 2025 года аграрии сеяли в сухую почву. Они понимали риски, но сеяли, надеясь на осенние дожди и снежную зиму. Надежда не оправдалась. Осенние, зимние и весенние осадки были ниже нормы. Почва не смогла восполнить запасы влаги.

Пшеница, которая является основной озимой культурой и занимает 88% посевных площадей, взошла поздно. Перезимовала она хорошо, сильных морозов не было, и даже был небольшой снежный покров. Но весной засуха продолжилась, и дефицит влаги начал нарастать. К маю ситуация стала катастрофической. Влаги в почве практически не было. В верхнем слое — 0 мм, только в метровом слое кое-что сохранялось, но это зависело от предшественника (культуры, которая была посеяна на поле в предыдущем году) или от того, что поле было под паром. В нашей зоне, согласно норме, нужно оставлять 10–14% полей под пар, но аграрии, к сожалению, редко соблюдают эти нормы. В лучшем случае под пар оставляют около 5% полей.

Усложнили ситуацию майские заморозки, которые нанесли ущерб слабым посевам. Они были настолько слабыми, что гербицидные обработки и даже подкормки стали для них стрессом.

В итоге — низкий урожай. Более низкий урожай был в 2003 году — 14,7 ц/га. Еще более слабые урожаи были в 90-е годы (с 1992 по 1996 гг.), но это было вызвано тем, что сеяли мало. По статистическим наблюдениям, ведущимся с 1973 года, антирекорда мы не поставили и в области на последнее место не опустились, но это не очень утешает.

Этот год четко показал, что многие сельхозпроизводители на фоне успехов прошлых лет расслабились и работают по стандартной схеме, рассчитанной на хорошие погодные условия. В сложных условиях необходим индивидуальный подход. Нужно использовать методы сохранения влаги. Они хорошо известны.

Прежде всего, не следует забывать о севообороте. Самая плохая ситуация была в хозяйствах, где сеяли пшеницу на полях, где предшественником тоже была пшеница. Наука рекомендует иметь пять–семь культур в севообороте хозяйства, а у нас сеют: пшеница — подсолнечник — пшеница — пшеница — пшеница — подсолнечник. Так работают многие фермеры, и теперь они нуждаются в помощи.

Есть технические способы сохранения влаги, но они требуют расходов, которые могут не окупиться. Еще один эффективный способ борьбы с засухой — переход на засухоустойчивые культуры, например, лен. Но и тут есть сложности: нужно изучать новые технологии, закупать оборудование, изучать рынок сбыта. Если все начнут сеять лен, рыночная цена на него упадет. Кроме того, где взять средства на освоение новой культуры, учитывая убытки этого года?

Отличный предшественник, способствующий сохранению влаги, — овощные поливные и кормовые культуры. Те, кто в этом году сеял по такому предшественнику, получили урожай 35–45 ц/га.

В Азовском районе когда-то было 15 тысяч га орошаемых земель. На сегодняшний день от системы орошения осталась треть. Так давайте думать, как ее возрождать! Администрация Азовского района провела большую работу, и мы добились от областного минсельхоза установления единого тарифа на поливную воду в Ростовской области. Для наших аграриев цена на поливную воду значительно снизилась. Но когда мы начинаем говорить о перспективах увеличения поливных площадей, аграрии молчат. На восстановление внутрихозяйственных сетей денег нет. Если бы в урожайные годы хозяйства направили часть средств на ремонт системы орошения, сегодня им было бы легче, — подчеркивает Алексей Тумащик.

Помощь от государства

В настоящее время разрабатываются меры государственной поддержки пострадавших аграриев.

— В ближайшее время планируется заседание федеральной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Будет рассматриваться вопрос введения режима ЧС на территории Ростовской области и части Краснодарского края. Если решение будет принято, вступит в действие механизм компенсаций в соответствии с законом о ЧС, и аграрии смогут рассчитывать на компенсации затрат, понесенных на сев и выращивание урожая. Но поддержку получат только те, кто своевременно списал пострадавшие посевы.

Обсуждается возможность рассрочки по кредитам и лизингу. Если вопрос решится положительно, это поможет снизить нагрузку на пострадавшие хозяйства.

Администрация Азовского района предприняла ряд шагов, чтобы наши фермеры не остались без поддержки государства. Кроме того, создан научно-технологический совет по вопросам АПК при районной администрации. В его состав вошли люди, обладающие большим практическим опытом и научными агрономическими знаниями. Совет будет разрабатывать методики, чтобы организовать деятельность в кризисной ситуации и облегчить жизнь аграриям, — говорит Алексей Анатольевич.

Сеять или нет?

В настоящее время среди аграриев ведется дискуссия — проводить осенний сев или нет? Условия критические. Влаги нет в почвенном слое до двух метров. Надеяться на дожди не приходится — синоптики не дают таких долгосрочных прогнозов.

— Я убежден — сеять надо! Нельзя допустить, чтобы поля заросли сорняками. Часть полей, согласно норме, можно оставить под пар, остальные площади надо засевать. Но при этом учитывать свои ошибки. Перед каждым аграрием стоит трудный выбор, и каждый должен сделать его сам, — говорит Алексей Тумащик.

Он подчеркивает, что нынешний кризис сильно ударил по сельхозпроизводителям, особенно по небольшим хозяйствам. Некоторые аграрии уйдут из сельскохозяйственного бизнеса.

— К сожалению, кого-то этот кризис заденет. Государство не сможет спасти каждого. Хотя для каждого разработан механизм агрострахования, которым, к сожалению, пользуются далеко не все. Какие-то меры поддержки будут предприняты, но в итоге все отрегулирует рынок. Уйдут слабые, но на их место придут новые люди. Начнется перераспределение банка земель. У нас продуктивная, плодородная почва, и она пустовать не будет. Жизнь продолжается. Будет работа, будут новые урожаи.

Пока неясно, сколько времени продлится засуха. Но я рекомендую аграриям не игнорировать областные форумы и районные совещания по сельскому хозяйству. Там можно узнать много важной информации, которая позволила бы избежать таких катастрофических потерь, как в этом году, — подчеркивает Алексей Анатольевич Тумащик.

Приазовье