Кандидат исторических наук Андрей Николаевич Масловский продолжает рассказ о последних днях средневекового Азака, погибшего, по воле судьбы, от рук Тимура
Продолжение. Начало в №38
Валентина СЕРАШ
Пока войска Тимура движутся на юг вдоль берегов Дона, неумолимо приближаясь к Азаку, посмотрим, что представлял собой город в это время. Прошло уже 60 лет с того звездного часа города Азак, когда хан Узбек отдал венецианцам заболоченные земли на берегу Дона. В те времена в городе проживало порядка 50 тысяч жителей. Он занимал огромную по средневековым меркам площадь – свыше 500 га. Тогда в город ежегодно приходили караваны из десятка венецианских галей*, которые забирали разнообразные восточные товары, включая шелк и пряности, северные меха, а привозили в своих трюмах европейские сукна, серебро и другие металлы.
Организацией их плаваний был озабочен Сенат Венецианской республики, один из предков современной бюрократии и, поэтому мы достаточно много знаем о караванах Линии, как она именовалась в документах. А ведь, кроме этого, в город прибывало много других кораблей большего и меньшего тоннажа, снаряженных генуэзцами, греками, арабами, турками. Помимо драгоценного шелка здесь можно было купить донскую рыбу, зерно, кожи, а также рабов и продать вина, фрукты, благовония.
Азак и его округа к моменту гибели
Вокруг города раскинулась богатая округа с многочисленными сельскохозяйственными поселениями. Пару раз в год к городу прикочевывали степняки со своими отарами овец и табунами лошадей на продажу. Городские ремесленники не сидели без дела, а купцы без прибыли. В городе непрерывно шло строительство. Но в 1395 году городе уже не осталось никого, кто помнил бы те счастливые деньки.
Увы, звездный час городов, как и у людей, может быть краток. Всего два десятилетия Азак оставался одним из крупнейших городов Европы. Затем на него, как впрочем, и на большинство золотоордынских городов обрушивается целая череда несчастий, начиная с конфликта с итальянскими купцами в 1343 года, после этого последовали эпидемия «Черной смерти» в 1346 году, которая позже неоднократно возвращалась, к ним прибавились неоднократные кризисы международной торговли 1340-1350-х годов.
Опасности торговых путей
Те, кто смог прожить достаточно долго, позже вспоминали 1350-е годы с ностальгией, как счастливое время. В 1359 году начался более чем двадцатилетний период усобиц, когда сначала ханы сменялись дважды в год, затем государство вообще развалилось на части. Безопасность, которую с удивлением отмечали в свое время западноевропейцы, побывавшие на дорогах Евразии, исчезла без следа. В письменных источниках неоднократно упоминаются случаи ограбления торговых караванов на пути из Таны в Хорезм. Это касалось не только территории Золотой Орды, а можно было сказать обо всей территории, по которой пролегал северный отрезок Великого Шелкового пути. Везде, от Северного Китая до Черноморских проливов купцов поджидали опасности. Но что еще хуже, смуты разрушали экономику государств и народов через земли которых пролегали торговые пути. Если иностранный купец мог быстро миновать опасные места, то, что делать населению городов на охваченных смутой территориях? И кому продавать дорогие товары, если в ходе непрерывных переворотов гибнут аристократы, потенциальные покупатели этих товаров?
Сложный период в городах Золотой Орды
Особенно плохо пришлось городам Золотой Орды. Очень быстро выросшие до огромных размеров, они изначально не имели укреплений и не были военными центрами с гарнизонами и арсеналами. Пока в государстве было тихо – это было нормально, но теперь с началом смуты, когда появилась реальная угроза, города не могли служить безопасным убежищем для своих жителей, что было одной из функций городов во всем мире.
О настроениях горожан можно судить по приписке в книге, сделанной в городе Крым в 1363 году, армянином, священником Степаносом, сыном Натера: «… была смута возмущения из-за плотских властелинов мира, так как нету главы – царя, который утвердил бы мир… по причине чего начальник сего города режет яму, роет ров вокруг города, и много домов с основ разваливает, и разруха – нечислимая, и каждый встревожен».
В последующие годы смуты он сделает еще несколько записей, в которых будут слова о горожанах, которые «в ужасе и содрогании» после того, как Мамай захватил город Крым и забрал в армию 2000 мужчин и о том, что вследствие таких событий «пришел жуткий голод».
Оборонительные сооружения Азака
Можно не сомневаться, что жить в Азаке было еще страшнее. В отличии от Крыма, он находился на торной степной дороге. Здесь, как и в Крыму, Болгаре, Сарай ал-Джедиде и во многих других городах Золотой Орды начинают строить укрепления. Эти сооружения в виде рвов и остатков вала были зафиксированы в ходе раскопок на участках по улицах Октябрьской, 11-13 и Гоголя, 36. Однако города Золотой Орды были слишком велики, чтобы в них можно было в короткие сроки возвести надежные укрепления. В них проживало слишком мало воинов, чтобы эти наспех выстроенные крепости можно было успешно защищать.
Ни один из городов Золотой Орды, эти наспех сооруженные валы и рвы, не смогли защитить. Если в начале погромы городов носят сравнительно небольшой, локальный характер, то спустя всего несколько лет после начала смуты, войска претендентов на власть начинают громить города своего собственного государства тотально. В 1361 году был разрушен Болгар, в 1362 – Укек, в 1365 – Сарай ал-Джедид. Осенью-зимой 1369-1370 годов настал черед Азака.
Его жителям, выходцам из степи и кланам, кочевавшим в окрестностях города, не повезло поставить не на того игрока в борьбе за власть. Они заплатили за это жизнями. Воины погибли где-то в степи, женщин и детей и невооруженных мужчин убивали на улочках юго-восточных окраин города. Укрепления, вероятно, остались пустующими декорациями. Захоронения жертв этой резни азовские археологи обнаружили в двух десятках мест. Самые крупные из них расчищены на улицах Измайлова, 49, Ленинградской, 112-114 и Севастопольской, 20-22. Часть горожан была, вероятно, переселена в добровольно-принудительном порядке в новый город на Северском Донце.
В поисках путей переселения
Такая нервозная или даже смертельно опасная обстановка в городах Золотой Орды приводила к тому, что их жители искали пути для переселения в другие земли. В эти годы венецианский Сенат рассматривал вопрос о возможности разрешить армянам из городов Северного Причерноморья переселиться на венецианский Крит. Спустя длительное время, которое потребовалось венецианской бюрократии для обсуждения столь неоднозначного вопроса, разрешение было дано. Так наши земляки стали жителями Крита и гражданами Венецианской республики. Гораздо чаще горожане бежали куда глаза глядят без долгих переговоров.
В результате к концу «Великой замятни» размеры Азака уменьшились в несколько раз. Его площадь теперь не превышала 100-120 га, а численность населения составляла вероятно около 10 тысяч человек. Но и это было по средневековым меркам много. Если бы мир и покой пришел бы надолго, то Азак остался бы крупным экономическим и административным центром.
Азак к концу «Великой замятни»
Несмотря на все опасности и погромы вокруг Азака все еще существовала достаточно населенная сельская округа. В правление Тохтамыша в Азаке возобновляется чеканка монеты. Монеты отчеканенные здесь достигают городов Древней Руси и мордовских земель. Город в это время представлял собой вытянутую с севера на юг полосу от реки Дон примерно до современного перекрестка улиц Измайлова и Кондаурова. Центральной осью Азака, вокруг которой вертелась деловая жизнь, была главная улица города, пересекавшая современный Петровский бульвар в районе улицы Толстого.
К западу и востоку от главной улицы на 200-300 м тянулись другие улочки. Азак в 1395 году уже не был процветающим благоустроенным городом. К этому времени даже на главной улице города уличная канализация была засыпана и после дождей, как и в наши дни, улицы превращались в грязные лужи. В самом центре находились железоплавильные и медеплавильные печи, и угольно-черная сажа из них, разносимая ветром, оседала толстым слоем на сотни метров. Многие роскошные каменные и кирпичные здания разбирались горожанами на стройматериалы.
Большая мечеть на территории современного городского парка, рядом со стадионом, уже в это время превратилась в руины. Рядом с главной улицей, превращенной в большой базар, из обломков мечети сооружается небольшое каменное сооружение. Забрасывается большинство городских Некрополей. Главный городской могильник, занимавший ранее узкую полосу от перекрестка улиц Ленина и Чапаева до пересечения Петровского бульвара и улицы Пушкина, теперь быстро поглощает заброшенные городские кварталы. Заброшенные кварталы успели уже зарасти кустарником и деревьями и превратились в убежище для многочисленных птиц и зверей.
*Галея – парусно-гребное судно.
Продолжение следует.