Если человек талантлив, он сможет достичь высот в своем деле, несмотря на препятствия. Как это сделал наш земляк, казак Иван Крылов, ставший выдающимся художником, картины которого приобретали представители царской семьи
Татьяна СТАЦЕНКО
Иван Иванович Крылов родился 18 декабря 1861 года в семье донских казаков в станице Елизаветинской. Его отец — Иван Андреевич Крылов — был военным фельдшером, участником русско-турецкой войны.
Начальное образование Иван получил в приходском училище, а затем продолжил обучение в Платовской гимназии в Новочеркасске. Там мальчик впервые проявил интерес к рисованию. Он ярко проявил себя, и даже нередко работал на заказ, зарабатывая рисованием свои первые личные деньги.
У Крылова появилась мечта — поступить в Императорскую Академию художеств. Учиться живописи у великих русских художников. Помог случай. В 1878 году в Новочеркасск приехал земляк-станичник, проживающий в те годы в Петербурге, и предложил Ивану пожить у него во время подготовки к поступлению в Академию. Юноша был счастлив. Собрав небольшую сумму денег, Крылов поехал в столицу. И там его ждало первое испытание — земляк передумал, и отказал ему в жилье. Но Крылов не стал возвращаться домой, хотя ему пришлось скитаться по Петербургу, ночевать во дворе Академии и в подсобных помещениях.
После трех месяцев подготовки в Обществе поощрения художеств, в январе 1879 года, Иван Иванович становится студентом Академии художеств. Во время учебы он поддерживает дружеские отношения с талантливым пейзажистом Николаем Никаноровичем Дубовским, уроженцем города Новочеркасск. Крылов учится в пейзажном классе Архипа Куинджи.
В 1887 году он заканчивает Академию и женится на Елизавете Ивановне Бургард. В 1888-м семья поселились на станции Сиверская, в 67 километрах от Петербурга. Без поддержки родителей молодым жилось трудно. Чтобы заработать, приходилось выполнять скучную оформительскую работу. Платили гроши. Помогая мужу, Елизавета Ивановна шила одежду богатым барынькам.
Иван Иванович работал, не покладая рук. Именно в это время он окончательно выбрал для себя направление в живописи. Он стал пейзажистом. В Сиверской были написаны «Осень в деревне», «Зимний мотив», «Последний снег», «Летняя ночь», цикл картин «Мотивы деревни под Петербургом».
В 1893 году Крыловы переезжают в Москву. В московский период рождаются полотна: «Уголок Москвы», «Березовая рощица», «Москва — Бутырки», «В Сокольниках», поэтический холст «Воробьевы горы», цикл лирических этюдов.
В 1893 году Крылов становится действительным членом московского Общества любителей художеств, почетными членами которого были Л. Н. Толстой, И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. И. Суриков.
Иван Иванович Крылов был лично знаком с царской семьей. Им были написаны портреты императора Николая II и императрицы Марии Федоровны.
Признание
Крылов принимает участие в многочисленных выставках. Для дворцов в Москве и Петербурге царской фамилией приобретаются картины «Весна-разлив» и «Москва с Воробьевых гор». Ежегодно Крылов представляет несколько полотен на выставку Академии художеств, для ее музея приобретаются пейзажи «Старочеркасск. Мост на Дону», «Набережная Николаевского моста в Петербурге» и «Кочевье в донских степях».
В 1897 году Крыловы вернулись в Новочеркасск и быстро завоевали известность в среде передовой интеллигенции. Писатель Александр Серафимович Серафимович стал близким другом Крылова и часто бывал в его доме.
В 1900 году художник удостоился Золотой медали на Всемирной выставке в Париже, за живописную работу «Степь ковыльная». В 1901-1902 годах Иван Крылов жил на Кавказских Минеральных Водах и оформлял залы Лермонтовской галереи в Пятигорске, Пушкинской галереи на Железных водах и паркового театра в Ессентуках. В то время Крылов создал эскиз для скульптурной композиции «Орел со змеей», исполненную скульптором Шодким Людвигом Карловичем, и установленную в 1901 году на Горячей горе, которая позже стала символом Кавказских Минеральных Вод.
Вернувшись в Новочеркасск Крылов участвует в оформлении декораций в местном театре и открывает Рисовальную школу, которую субсидировала и контролировала Императорская Академия художеств.
В 1908-1909 гг. работы Ивана Крылова «Ледокол в деревне» и «Зима» были удостоены Академией художеств премии имени Архипа Куинджи, что дало возможность Крылову в конце 1909 года предпринять путешествие за границу. Он посетил Берлин, Париж, Венецию.
В 1913 году в Санкт-Петербурге, в связи с 25-летием его творческой деятельности, была сделана персональная выставка Крылова, которая прошла с большим успехом. Посетив выставку, совет в составе Репина, Маковского и Судковского, предложили ему звание Академика, которым он не воспользовался.
Накануне мировой войны художник готовился открыть в Новочеркасске художественно-промышленную школу, заручившись субсидией от Министерства торговли и промышленности.
Общественный деятель
В 1920–30-х годах Крылов ведет активную педагогическую деятельность в Донском политехническом институте, преподавая рисунок и черчение на строительном факультете. Еще до революции, помимо живописи и организации выставок, Иван Иванович выполнял различные общественные обязанности в Новочеркасске: в течение 12 лет он был почетным мировым судьей и гласным городской думы. С 1905 года издавал прогрессивную газету «Донская жизнь». В годы Первой мировой войны был попечителем семей мобилизованных и заведующим лазаретами. Вместе с Дубовским Крылов ведет переговоры о строительстве художественного музея в Новочеркасске.
После революции Крылов всеми силами пытается сохранить оставшиеся ценные экспонаты Донского музея, которые после гражданской войны уничтожались по идеологическим соображениям. То, что не увезли белые, новая власть не особенно старалась сохранить.
В одном из писем Крылов пишет: «…Отдать эти картины (имеются в виду портреты донских атаманов), значит лишиться исторического отдела, потому что все, что вы знаете, — портреты героев (12 — кисти французской живописи) исполнены по заказу Александра I в Париже, уничтоженные рукою варвара, бывшего зав. музеем Мадьяра Кроми, выдававшего себя за художника Мюнхенской Академии. И хотя он, с одной стороны, и очень почетная личность — бывший каторжанин, но как художник — самозванец, совершенно безграмотный. И его работы несравненно хуже даже тех, которые представлены на XV выставке в последних залах исторического музея. За которые он платил музейными деньгами — покупал сам у себя (-). Он их резал и записывал своей мазней, и которые сейчас выброшены как неприемлемые для музея лубки. А затем он дал заключение в научно-художественный отдел о Памятнике Платова и двух орудиях, как не имеющих ни художественного, ни исторического значения, с чем Наркомправ согласился, и их быстро, без ведома Совета Музея, отправили на завод и уничтожили как утиль…». Это письмо было написано в 1928–1930 годах, когда критиковать деятельность «почетных личностей — бывших каторжан» было крайне опасно. Но художник пошел на это ради спасения экспонатов.
В 1930-х годах художник стремится осуществить давнюю мечту — передать свои произведения родному городу. Он неоднократно обращается в городской совет, но не получает ответа на свои предложения. Накануне 50-летия своей художественной и общественной деятельности и 70-летия со Дня рождения он решает передать все свое художественное наследие, состоящее из тысячи работ, включая картины, этюды и рисунки, в художественный отдел музея, в школу и студию в надежде, что это принесет пользу подрастающему поколению и будет сохранено. Однако его мечте не суждено было сбыться при жизни.
Иван Иванович Крылов скончался 14 ноября 1936 года в Ростове-на-Дону и был похоронен на новочеркасском кладбище. Его коллекция после смерти хранилась в подсобном помещении драматического театра имени Комиссаржевской.
Наследие
В 1938 году произошел пожар театра, и здание полностью сгорело. К счастью, удалось спасти работы пейзажиста, хотя небольшая их часть была повреждена. Картины были временно размещены в Центральной библиотеке Новочеркасска, где они хранились в неприспособленном для этого помещении.
1 июня 1979 года был открыт дом-музей художника И.И. Крылова и небольшая галерея при нем как филиал Музея истории донского казачества. Сейчас, согласно каталогу музейных карточек, в общей сложности сохранилось 790 работ, а более двухсот картин, вероятно, были утрачены в годы Великой Отечественной войны.
1 июня 1979 года в Новочеркасске был торжественно открыт Мемориальный дом-музей художника Ивана Ивановича Крылова. Дом-музей Крылова сохранил свою первозданную планировку. Большинство предметов, выставляемых в доме, принадлежали художнику и его семье.
Большая же часть работ Крылова находится в Новочеркасске, также его картины можно встретить в Ростове-на-Дону, Саратове и Краснодаре.
В сентябре 2012 года Детской художественной школе города Азова было присвоено имя Ивана Ивановича Крылова, который был не только активным общественным деятелем, но и талантливым педагогом-организатором.