О том, как уберечь ребенка во время отдыха на воде и какие основные правила оказания доврачебной помощи в случае, если ребенок попал в беду, нам рассказывает участковый врач-педиатр Екатерина Сергеевна Стрельникова
Валентина СЕРАШ
Летние каникулы — это счастливое время для детей. Беззаботное время, общение с друзьями и летние забавы. И нет ничего лучше, чем провести жаркий летний день на пляже: позагорать, поиграть в мяч и поплавать в реке. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Вода может быть опасна для маленьких детей и подростков. Большинство из них не умеют плавать и могут утонуть даже в неглубоком месте. Поэтому детей никогда нельзя оставлять без присмотра у воды.
Очень важно соблюдать правила безопасности. Вот главные из них: купайтесь только в специально оборудованных для этого местах; не ныряйте в незнакомых местах; не заплывайте за буйки, чтобы не попасть в сильное течение или подводные холодные ключи; во время игр на воде не хватайте друг друга за руки и ноги, чтобы не создавать опасных ситуаций; если вы не умеете плавать, купайтесь только в специально оборудованных местах с глубиной не более 1,2 метра.
Взрослые должны обязательно ознакомить детей с правилами безопасности на воде прежде, чем дети отправятся в лагеря, туристические походы или на пикники.
Помните, что умение хорошо плавать — это важная гарантия безопасного отдыха на воде, но даже хороший пловец должен быть осторожным, дисциплинированным и строго придерживаться правил поведения на воде.
Что категорически запрещено на воде?
Купаться детям следует только под присмотром взрослых. Нельзя плавать на надувных матрасах, камерах и других плавательных средствах без контроля взрослых. Не разрешайте детям приближаться к водоему без взрослых. Никогда не оставляйте малыша под присмотром посторонних людей. Не позволяйте играть в местах, где есть риск падения в воду. Запретите детям нырять в незнакомых местах, особенно вниз головой.
Не разрешайте прыгать в воду с обрывов, мостов и других возвышенностей. Также опасно нырять с лодок, катеров, пристаней и других плавательных средств. Не позволяйте детям цепляться за лодки и залезать на знаки навигационного оборудования, такие, как бакены и буйки. Не разрешайте купаться в глубоких местах, даже если ребенок хорошо плавает. Не позволяйте заплывать на глубину, даже если вы рядом.
Продолжительность купания не должна превышать 30 минут. Если вода холодная, то время купания следует сократить до 5-6 минут. Если вы купаетесь в естественном водоеме, не заплывайте за установленные знаки ограждения. Не подплывайте близко к моторным лодкам и другим плавсредствам. Чтобы избежать перегревания, отдыхайте на пляже в головном уборе. Не допускайте ситуаций неоправданного риска и шалостей на воде.
Категорически запрещены игры, во время которых нужно захватывать и топить других. Не пытайтесь плавать на бревнах, досках или самодельных плотах.
Первичная помощь утопающему
Одним из важнейших аспектов жизни человека является умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. Первая помощь предоставляется сразу после происшествия, до приезда медицинских работников. Умение оказать первую помощь является актуальным навыком в любое время.
Мало кто из детей умеет надолго задерживать дыхание. В шоковых ситуациях они пугаются, начинают плакать и широко открывают рот. В итоге жидкость за доли секунды попадает в дыхательные пути, и ребенок захлебывается водой.
Оставлять несовершеннолетних одних у рек и водоемов нельзя. Помните, что надувные круги, спасательные жилеты и другие изделия не могут полностью защитить ребенка от беды на воде. Они могут порваться или сдуться, или ребенок может просто выскользнуть из них. Если с ребенком все же произошло несчастье, исход такого происшествия во многом зависит от действий взрослых.
Как понять, что ребенок тонет?
Необходимо постоянно обращать внимание на его позу и поведение в воде. Когда ребенок начинает тонуть, он чаще всего не может дать знать, что он в беде. Еще один верный признак, что с ребенком не все в порядке — это шум, вернее, его отсутствие. Дети никогда не ведут себя тихо на воде. Если они притихли — значит, что-то не так.
Если вы заметили, что ребенок лежит на воде с откинутой назад головой и открытым ртом, если он плавает лицом вниз, если он задыхается или безуспешно пытается плыть, это признаки того, что он тонет. В такой ситуации необходимо действовать немедленно.
Однако, прежде всего нужно обеспечить собственную безопасность, так как спасение утопающего — это рискованное занятие для того, кто хочет стать спасателем. Неподготовленный человек может помочь только на мелководье или в детском бассейне, где ему самому не нужно держаться на воде и плыть. Если вы не уверены в своих силах, кричите и зовите на помощь. Но не рискуйте своей жизнью, пытаясь спасти тонущего человека, если вы не обучены этому.
Если вы хотите помочь ребенку, используйте подручные средства, такие, как веревки, палки, надувные круги, а также плавающие средства, например, лодки. После того, как вы вытащите ребенка из воды, он может быть в сознании или без сознания, в состоянии ступора или заторможенности. Также могут наблюдаться изменения пульса: он может быть учащенным, замедленным или отсутствовать. Дыхание может быть поверхностным, а сердце — работать с перебоями или остановиться. Часто наблюдается рвота и кашель с пенистой мокротой. Кожа может быть бледной, холодной и с синюшным оттенком.
После извлечения пострадавшего из воды у вас есть всего несколько минут для оказания первой помощи. Если не оказать ее вовремя, могут произойти необратимые изменения в органах и мозге из-за острой недостаточности кислорода, так как мозг может функционировать всего 5-6 минут без кислорода.
Реанимационные мероприятия при отсутствии сознания и дыхания состоят из трех последовательных этапов: обеспечение проходимости дыхательных путей, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Как оказать первую помощь при утоплении?
Каждый человек должен знать, как оказать первую помощь при утоплении. Это может спасти жизнь! В первую очередь, позовите на помощь и вызовите скорую медицинскую помощь по номеру 103. Убедитесь, что скорая действительно вызвана. Обязательно проверьте, дышит ли ребенок. Для этого положите одну руку на лоб ребенка, другую — на подбородок и запрокиньте его голову назад. Приложите ухо ко рту малыша. Следите за его грудной клеткой и слушайте дыхание в течение 10 секунд. Вы должны видеть, как поднимается грудная клетка, слышать шум дыхания и ощущать его тепло.
В случае, если ребенок не дышит, начинайте проводить искусственное дыхание «рот в рот». Это проходят в школе. Для этого запрокиньте ребенку голову, зажмите нос, другой рукой откройте рот. Задержите свое дыхание и обхватите губами рот ребенка. Детям до 1 года своими губами следует обхватывать и нос, и рот одновременно.
Затем медленно и аккуратно вдуйте воздух в рот ребенка, следя, чтобы грудная клетка поднималась. Объем вдыхаемого воздуха не должен быть больше того, который остается у вас во рту. Больший объем воздуха может травмировать легкие ребенка.
Удерживая запрокинутую голову и приподнятый подбородок, освободите рот ребенка и следите за тем, как воздух выходит из его грудной клетки. Повторите всю процедуру пять раз. Далее приступайте к непрямому массажу сердца. Для этого присядьте на корточки перед ребенком. Снимите с него одежду, чтобы освободить грудную клетку. Положите одну ладонь на середину груди ребенка, а сверху — вторую. Надавливайте на грудь ребенка, чтобы она опускалась на 3–4 сантиметра. Такая глубина нажатий обеспечивает необходимую стимуляцию сердца ребенка: слишком поверхностные нажатия не вызывают его сокращений, а чрезмерное давление может привести к травмам.
Выполните 30 ритмичных нажатий на грудь. Младенцам массаж сердца нужно делать двумя пальцами одной руки. Затем выполните цикл: 30 нажатий на грудь и два приема искусственного дыхания. Выполняйте сердечно-легочную реанимацию до прибытия скорой помощи или до тех пор, пока у ребенка не появится дыхание.
Реанимировать ребенка необходимо не менее 40 минут, особенно после его извлечения из холодной воды. Детский организм способен пережить до 1 часа клинической смерти в ледяной воде без нарушений в центральной нервной системе. После возобновления дыхания нужно уложить ребенка на бок и согреть.
Особого внимания заслуживают дети, у которых можно заподозрить травму шеи или позвоночника. Это часто характерно для ребят, которые прыгают в воду головой вперед. При оказании помощи такому ребенку следует учитывать ряд моментов: не стоит двигать ребенка без особой надобности, не следует подкладывать под голову свернутые вещи. Голова, тело и шея ребенка всегда должны находиться в одной плоскости. Поворот на бок осуществляют, придерживая голову и шею так, чтобы все тело переворачивалось одновременно. В противном случае травма позвоночника может быть только усугублена.
Если у пострадавшего ребенка есть сознание, дыхание, кашель, движения конечностей, позывы на рвоту или они появились во время оказания помощи:
Позвольте ребенку принять наиболее удобное для него положение или уложите его на бок, чтобы он был в устойчивом положении. Не отходите от ребенка и не отводите от него взгляд. Его состояние может ухудшиться в любой момент, и ему может потребоваться помощь. Снимите с ребенка мокрую одежду.
Интенсивно согрейте ребенка: укутайте его в сухую теплую одежду или одеяло. Если есть возможность, занесите ребенка в теплое помещение или усадите возле костра. Также можно использовать грелки, тепловентиляторы и другие подобные средства. Если ребенок в сознании, может сидеть и у него нет рвоты, предложите ему теплое питье небольшими глотками: воду, чай, компот, и так далее. Не заставляйте ребенка пить.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Безопасность детей на водоемах зависит, в первую очередь, от вас! Чтобы избежать несчастных случаев на воде, просим вас провести разъяснительную работу среди детей. Рассказать им о правилах поведения на природных и искусственных водоемах. Объяснить, какие могут быть последствия, если эти правила нарушить.
Помните, что от вашего внимания и заботы зависит жизнь и безопасность ваших детей сегодня и завтра!