Учителю из Азова Ирине Бондаренко присвоено звание «Заслуженный учитель РФ»

Глава региона Юрий Слюсарь вручил Ирине Бондаренко почетный знак «Заслуженный учитель РФ». Для педагога из Азова это стало торжественным итогом более чем 40-летней работы в школе.
Ее уроки — это целое представление с полным погружением в исторические события. Дети ее обожают и называют «лучшей». Она — вдохновитель интересных школьных проектов. Артистичная, энергичная, увлеченная, преданная своей профессии. Это — Ирина Леонтьевна Бондаренко, учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе школы №11.
Когда человек работает по призванию, у него все складывается отлично. Ничего ему не мешает. Любые препятствия он преодолевает с легкостью, а может, даже не замечает. Человек словно окрылен своей миссией, своей сверхзадачей. Такова Ирина Леонтьевна Бондаренко. Настоящий учитель.

Образование

Путь к мечте
Ирина Бондаренко родилась 13 октября 1962 года. Она — коренная азовчанка. Все ее предки были родом из нашего старинного города. Ее отец, Леонтий Александрович, талантливый конструктор, работал на АОМЗ. Мама, Любовь Семеновна, — фельдшер, всю жизнь проработала на скорой помощи. Ирина была единственным ребенком в семье.

  • Сейчас я понимаю, что росла как принцесса. Меня любили родители, обожали бабушки и дедушки, — с улыбкой вспоминает Ирина Леонтьевна.
    Росла Ирина девочкой бойкой, озорной. Была большой фантазеркой. При этом, как ни удивительно, ребенком она была очень ответственным. Если ее двоюродных братьев наказывали за шалость, инициированную Ирой, она принципиально разделяла с ними наказание, хотя взрослые даже не догадывались, что главный зачинщик проделки — она. У девочки было развито чувство справедливости.
    1 сентября 1971 года родители привели ее в азовскую школу №11, и судьба распорядилась так, что эта школа стала для Ирины Леонтьевны вторым домом на всю жизнь.
  • Мечта стать учителем появилась сразу же, в начальных классах. Мой первый учитель, Анна Петровна Соколова, была очень строгим педагогом. Она совсем не походила на тех учителей, которых я видела в старых фильмах — мудрых, понимающих, добрых. И мне очень захотелось узнать, каким должен быть учитель на самом деле. И самой стать настоящим учителем, — рассказывает Ирина Леонтьевна.
    В школе она училась хорошо, была активисткой, блистала на школьных концертах и праздниках. Ей было легко и приятно находиться в центре внимания. А когда Ира думала о будущем, она мечтала стать учителем, хотя иногда хотела быть актрисой, диктором Центрального телевидения или, как шутит Ирина Леонтьевна, «в крайнем случае — министром образования». Родители же хотели, чтобы дочь получила надежную востребованную профессию — стала бухгалтером или медицинским работником. Но Ира категорически с этой идеей не соглашалась. После восьмого класса она подала заявление на поступление в Азовское педагогическое училище.
  • Директор школы, Афанасий Кириллович Казанский, отпускал меня неохотно. Как я теперь понимаю, ему не хотелось терять хорошую ученицу. Но я его смогла убедить. И главное — смогла поступить, хотя в ту пору в педагогическое училище предпочитали брать девочек из сельской местности. Учиться там было одним удовольствием. В училище были прекрасные педагоги. И, самое главное, после окончания училища по распределению меня оставили в Азове. Так и сказали: «Такие учителя городу нужны», — с гордостью рассказывает Ирина Леонтьевна.
    Начались рабочие будни. Параллельно Ирина Бондаренко заочно училась на историческом факультете РГУ.
  • Мне очень повезло. У нас преподавали настоящие звезды, светила науки: академик Александр Пронштейн, профессор Геннадий Козлов, профессор Владимир Кияшко, кандидат исторических наук Юрий Кнышенко, профессор Юзеф Серый. Ректором был легендарный Юрий Андреевич Жданов. Для меня было счастьем учиться у таких людей. Кроме глубоких знаний, они дали мне очень многое. Прежде всего, они научили многим важным человеческим качествам. Я поняла, какими бывают настоящие русские интеллигенты. Мне хотелось, как они, служить науке и щедро делиться знаниями со своими учениками, — говорит Ирина Леонтьевна.

Первая победа
Несколько лет Ирина Леонтьевна работала учителем младших классов. Сначала преподавала в первом классе, созданном при детском саде «Якорек», затем — в маленькой начальной школе №6. Работу свою и школьников-малышей она очень любила, но мечтала реализовать себя как учитель истории. Такой шанс представился через шесть лет после начала трудовой деятельности.

  • В моей родной школе №11 освободилось место учителя истории, и директор Лидия Ивановна Приступенко предложила мне попробовать. Она сразу предупредила, что мне предстоит работать в «боевых старших классах», что дети сложные. Сказала: «Если справишься — будешь работать. Нет — значит, не судьба», — вспоминает Ирина Леонтьевна.
    На подготовку к первому уроку у нее были всего одни сутки. Тема: «Восстание декабристов». Материал она знала прекрасно, тщательно продумала план урока. И вот, в белоснежной блузке и строгом костюме, молодая учительница вошла в класс. Подростки приняли ее настороженно, потом решили проверить на прочность, начали шалить. Но Ирина Леонтьевна быстро сориентировалась и увлекла их своим рассказом. Она сумела заставить детей сопереживать декабристам, их высоким стремлениям. Особенно тронула школьников история жен декабристов, разделивших судьбу своих супругов и отправившихся вместе с ними на каторгу.
  • Я вовремя поняла, что история такой великой любви обязательно затронет сердца подростков, и не ошиблась. Прозвенел звонок на перемену, а они не выходят. Просят продолжить рассказ. Тогда я пообещала, что обязательно все расскажу, только уже на следующем уроке. Это была моя первая победа! И это признали директор школы и классный руководитель этого «боевого» класса. Оказывается, они весь урок стояли под дверью и слушали, как я работаю с детьми. Хотели сделать свои выводы и, кроме того, подстраховать, если я не справлюсь, — смеется Ирина Леонтьевна.

Школа — как призвание
Общий педагогический стаж Ирины Бондаренко — 44 года. В 11-й школе она работает почти 40 лет. За эти годы она приобрела колоссальный опыт, увлекла историей сотни азовских мальчишек и девчонок, сделала их настоящими патриотами нашей Родины.
Три раза Ирина Леонтьевна побеждала в городском конкурсе «Учитель года». Одной из первых в Ростовской области она стала победителем конкурса приоритетного национального проекта «Образование», были и другие победы и отличия.

  • Я никогда не боялась экспериментировать, участвовать в конкурсах, узнавать что-то новое. Словом, я никогда не уставала учиться и развиваться, — говорит Ирина Леонтьевна.
    Ее уроки истории незабываемы. Благодаря врожденному артистизму, она умеет перевоплощаться в самых разных исторических деятелей. Подает информацию настолько интересно и понятно, что знания навсегда остаются в памяти школьников.
    С 2012 года, помимо преподавательской деятельности, она работает заместителем директора школы по воспитательной работе. По ее инициативе в школе постоянно проходят интересные и важные мероприятия, ведется огромная работа по патриотическому воспитанию школьников. Много лет школа сотрудничает с некоммерческим благотворительным фондом «Детская деревня», основатель которого — Юрий Марахонько, ученик Ирины Леонтьевны. Благодаря этому сотрудничеству школьники имеют возможность помогать особенным детям. Более того, у них появилась уникальная возможность познакомиться со знаменитыми артистами. В гости к ним приезжали Зоя Кайдановская и Андрей Ургант.
    Школа дружит с комитетом «Матери Беслана», а после начала специальной военной операции активно помогает фронту.
  • Мы сотрудничаем с волонтерской организацией «Сила добра». Ее руководитель Юлия Максименко лично отвозит на передовую наши посылки, подарки, продукты, детские письма и маскировочные сети. Дети создали для наших бойцов уже более пятисот талисманов-Чебурашек. А сейчас мы готовим большой сюрприз для воинов, с которыми мы дружим. Дети по фотографиям рисуют их портреты. 9 октября эти работы мы покажем на выставке, а потом они отправятся на передовую, нашим защитникам, — говорит Ирина Леонтьевна и признается, что самым лучшим подарком на день рождения для нее стало видеопоздравление от наших воинов, записанное на передовой.
  • Я благодарю судьбу за то, что стала учителем. Мне очень повезло в жизни. Меня всегда окружают интересные, умные, добрые люди. Знаете, я недавно осознала, что даже в самые непростые времена, когда считалось, что учитель всего-навсего «оказывает образовательные услуги», наша школа продолжала выполнять свою миссию — воспитывать настоящих патриотов нашей страны. И сегодня наши ученики строят Россию и защищают ее. А это значит, что мы все делали правильно и выполнили свою самую главную задачу, — говорит Ирина Леонтьевна.
    Указом Президента РФ Владимира Владимировича Путина от 03.03.2025 №112 Ирине Леонтьевне Бондаренко, учителю истории и обществознания, заместителю директора по воспитательной работе школы №11, присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
    От всей души мы поздравляем Ирину Леонтьевну с такой высокой наградой! Уверены, что это тот самый случай, когда награда нашла героя. Спасибо Вам за Ваш труд, учитель!

Приазовье