«Я уезжал в другие страны много раз, но всегда возвращался. Это моя Родина, и я никогда не причиню ей вред», – ответил Высоцкий американскому журналисту Дэну Разеру, который спросил, почему советский артист не остается в США
Владимир Высоцкий не имел звания «Народный артист», но был им. 25 января ему исполнилось бы 86 лет
Татьяна СТАЦЕНКО
Владимир Высоцкий — личность легендарная. Ни один современный артист не имеет и малой доли той славы, которую имел при жизни Высоцкий. И слава эта пережила его. В наши дни его песни звучат на передовой и в госпиталях. Его военные песни.
«Без России я ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет…», — говорил Владимир Высоцкий. И напрасны споры о том, с кем был бы Высоцкий в наше трагическое время. Он был бы с народом. Почему? Да потому что он мог остаться на Западе и жить безбедно — ведь тогда перебежчикам создавали благоприятные условия. Но он этого не сделал.
«У меня есть проблемы с нашей властью, но решать их я буду не с вами, при всем уважении. Я уезжал в другие страны много раз, но всегда возвращался. Это моя Родина, и я никогда не причиню ей вред», – ответил Высоцкий американскому журналисту Дэну Разеру, который спросил, почему советский артист не остается в США.
Пел для народа
В 90-е годы можно выделить два типа публикаций о Высоцком. Первый — это «желтые» публикации, в которых ворошили его непростую личную жизнь и писали о трудностях карьеры в советской «империи зла». Об его официальных и гражданских женах, загулах, алкогольной и наркотической зависимости. Об огромных гонорарах, образе жизни, «кознях советского режима» и пр. Второй тип — это рассуждения о «диссиденте», «борце с советской властью», «космополите» и «антисоветчике».
В реальности Владимир Семенович работал в одной среде, а писал для народа. Его окружала либеральная тусовка, но она была чужой ему. Сам поэт чувствовал чужеродность своего окружения, он выражал это в своих поступках и произведениях. Недаром хотел бросить театр, уехать куда-нибудь на Север и Сибирь, в глушь. Хотел спастись, но не успел. До последнего рвал жилы, создавая шедевры для простых людей. Поэтому и стал народным певцом, которого не понимало даже ближайшее окружение. Высоцкий никогда не собирался уезжать из страны. «Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я — поэт», — так говорил русский гений.
Заполняя в 1970 году анкету, Владимир Высоцкий, в частности, отмечал, что его любимая песня — «Вставай, страна огромная», а самые замечательные исторические личности — Ленин, Гарибальди. В 1978 году, перечитывая эту анкету, поэт с удивлением отметил: «Ну, надо же, и добавлять нечего». Военные песни и Ленин — это не популизм, это часть души Высоцкого.
Русское явление
Замечательный скульптор Вячеслав Клыков отмечал: «Высоцкий — это русское явление». Природа его успеха в народе непонятна как в русской (в основном, вестернизированной) культурной среде, так и на Западе. Высоцкий стоит в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Есениным, Шукшиным. В них сконцентрирована вся Русь -Россия, весь народ. Такие великие люди приходят во время переломных моментов русской истории, накануне кризиса, смуты. Возможно, что уход Высоцкого наиболее ярко символизировал конец советской цивилизации, поколений Великой Победы.
Высоцкий был «своим» в народе. Его признали «своим» по облику, нраву, песням, стихам и киноработам. Он был своим для летчиков и космонавтов, для фронтовиков и моряков, шахтеров и заключенных, для ученых и альпинистов. Высоцкий представлял ярчайший образец русского народа. И люди принимали его всем сердцем, всей душой. Владимир Высоцкий стал национальным русским героем. Его песни не теряют своей остроты и мощи. В них многие черпают силу и надежду на победу добра и справедливости. Высоцкий — это Русская Правда.
Владимир Высоцкий никогда не был диссидентом, как того хотелось бы многим. Его русские и военные песни — лучшее тому доказательство. «Спасите наши души», «Баллада о борьбе», «Черные бушлаты», «Мы вращаем Землю», «Их восемь, нас двое», «Охота на волков», «Баллада о любви», «Все не так, ребята!» и многие другие — это на столетия.
Высоцкий – государственник, сначала стихийный, а потом вполне сознательный, о чем убедительно свидетельствует как его гражданская лирика, так и множество жестов и высказываний.
Казалось, что сам воевал
Высоцкий писал о войне так, что не поверить в то, будто он не прошел с боями от Москвы до Берлина, не мог никто. Даже фронтовики были уверены: столь искренне, столь правдиво написать способен только их однополчанин, которому, как и им, довелось «шагнуть, как в пропасть, из окопа». И кто наверняка знал, как «стабилизатор поет».
«Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым мы вместе выходили из окружения под Оршей?» – спрашивали его в письме. «Не воевали ли вы в таком-то батальоне на Первом Украинском? У меня там был друг, он похож на вас по голосу», – интересовались на концерте. Знакомые летчики убеждали сценариста и драматурга Эдуарда Володарского, что «Як-истребитель» написан воздушным асом. Другой ветеран сам признавался певцу: «Володя, ты как будто со мной в кабине сидел». А маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб восхищался: «Ну, ты прям по-истребительски поешь!». Высоцкий тогда ответил летчику-асу, что подобным образом его исполнение еще никто не оценивал. Как многие, поначалу Кожедуб считал, что автор песен – немолодой фронтовик. Потом узнал, что Владимир ему в сыновья годится. А после личного знакомства в Театре на Таганке артист дал концерт для сослуживцев маршала…
Иные «высоцковеды» пытаются доказывать, что песнями о войне поэт и композитор всего лишь демонстрировал патриотизм, лояльность и компромисс по отношению к власти. Но это не так. Многие годы большие чиновники действительно с подозрением относились к его творчеству. Между тем начальники на местах со страхом и одновременно с гордостью устраивали его неформальные выступления: в ДК и спортивно-концертном зале, в кафе и НИИ, в шахте и альпинистском лагере. На концерты приходили солдаты, матросы, милиционеры, ученые, старатели, работники пищевой промышленности, физики, филологи…
«Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных, как жуки, механиков, в то время как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, чтобы было слышно слова. Пел на полях гигантских стадионов, в комнатах, в подвалах, на чердаках… Это не имеет значения», – рассказывал Высоцкий. И для тех, кто слышал его, это наверняка были одни из лучших воспоминаний в их жизни. Такая правда сквозила в стихах, так натянуты были струны гитары.
Как вспоминал режиссер Станислав Говорухин, снявший актера в фильмах «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя», он «никогда не исполнял свои песни вполсилы. На концерте, дома перед друзьями, в палатке на леднике, переполненному залу или одному-единственному слушателю – он пел и играл, выкладываясь полностью, до конца».
Высоцкий написал о войне десятки проникновенных песен. Было бы странно, если бы не написал. Иначе просто не мог. Порой ему казалось, что он и сам воевал.
Сын — за отца
Прошлый год был юбилейным — Высоцкому исполнилось бы 85 лет. И вновь развернулась дискуссия — какую позицию занял бы Владимир Семенович в наши дни. Журналисты обратились с этим вопросом к его сыну — Никите Высоцкому. «Он бы до конца оставался со своей Родиной», — сказал Никита. И добавил: его отец всегда находился там, где было трудно. Сын Высоцкого уверен в том, что отец непременно поддержал бы российский народ во время СВО, несмотря на то, что у него были непростые отношения с Родиной. «Да, он очень многое не принимал в жизни тогда современной ему страны, очень многое его волновало и возмущало. Однако он ее любил. И он не уехал», — заявил Никита Высоцкий.
Также он поддержал отечественных артистов, которые поют песни Владимира Высоцкого в зоне СВО. По его словам, это правильное решение. «Многие артисты, с которыми я знаком и которых уважаю, — Саша Скляр, Гарик Сукачев, выступая с патриотическими концертами, включают в свои программы песни моего отца. На мой взгляд, это правильно», — заключил Никита Высоцкий.