«Предметы милой старины»

Предметы из жизни и быта сельских и городских жителей конца XIX — начала XX веков — мебель, музыкальные инструменты, посуду, столовые приспособления, образцы убранства и дамского рукоделия – более 120 экспонатов — можно увидеть на выставке «Предметы милой старины», которая недавно открылась в Азовском музее-заповеднике.

Это интересно

Автор выставки — старший научный сотрудник, заведующая методическим отделом Азовского музея-заповедника – Ирина Григорьевна Афанасьева.

Валентина СЕРАШ

На выставке есть, на что обратить внимание, например, маслобойка, которая была в ходу в старину. Также здесь можно увидеть редкую салотопку, которая уже не применяется. В витрине выставлены глиняные кувшины, деревянные ложки, поварешки, мельницы для кофе и другие предметы, которые обычно можно увидеть только в музейных экспозициях.

Символ семейного очага — самовар

В одной из витрин на выставке можно увидеть традиционный самовар-банку, изготовленный из желтой меди. Самовар стал украшением дома и занял особое место среди бытовых предметов. Он быстро стал одним из традиционных предметов русского декоративно-прикладного искусства. Художественное оформление самоваров было разнообразным и удовлетворяло запросы разных слоев общества. Самовар был для русского человека символом семейного очага, уюта и дружеского общения. Его наличие в доме говорило о достатке семьи. За чашкой чая решались важные деловые вопросы.

Удобная конструкция, долговечность и красота сделали самовар незаменимым. «Самовар кипит — уходить не велит», «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое» — эти и другие пословицы отражают уважительное и доброе отношение к самовару, которое он заслужил за несколько столетий.

В средневековом Азаке, предположительно, чай появился с приходом монголов. Поначалу он воспринимался скорее, как целебное средство, чем как обычный продукт. В XVII веке из Китая в Россию начали привозить чай. Только в середине XIX века, когда чай стал более доступным и дешевым, он получил широкое распространение. В России чай стал популярным напитком, а Москва стала его настоящей столицей.

История кофе в России началась с Петра I, который пристрастился к нему во время своего визита в Голландию. Позже кофе стал любимым напитком и других русских правителей, таких как Анна Иоанновна, Петр III и Екатерина II. Донские казаки также любили пить кофе и имели свои традиции его приготовления. К чаю и кофе подавали мед, сахар, фрукты и различные мучные изделия.

Интерьер дома богатого купца конца XIX века

Роскошный буфет с «кокошником», горка, обеденный стол и стулья создают атмосферу изысканности и роскоши. Они не только подчеркивают вкус заказчика, но и демонстрируют мастерство создателей этой изящной мебели.

В гостиных XIX — начала XX веков можно было увидеть музыкальные инструменты: рояль, фисгармонию, гитару. Они использовались для исполнения музыкальных произведений во время званых вечеров. Эти инструменты часто были иностранного производства.

Продолжая путешествие в недалекое прошлое по дому, мы бы оказались в рабочем кабинете хозяина. Здесь можно было увидеть библиотеку и письменный стол с необходимыми принадлежностями для письма. Также здесь хранилась корреспонденция и документы.

Будуар был местом, где хозяйка могла отдохнуть и заняться рукоделием. В этой комнате обычно стояла кровать, зеркало и комод. Также здесь мог быть письменный стол, стул, столик для рукоделия, картины и другие предметы, которые радовали глаз хозяйки.

Летом многие состоятельные семьи отправлялись на дачи, где жизнь часто перемещалась на веранду. Здесь можно было завтракать, обедать, ужинать и просто пить чай и кофе, слушать музыку, петь песни и танцевать под граммофон.

Рукоделие — занятие для барышни и крестьянки

Лен, пряжа, тканье, шитье — эти занятия сопровождали женщин на Руси на протяжении всей жизни, от младенчества до самой смерти. Крестьянки и барышни занимались рукоделием. Крестьянки посвящали этому время, которое выдавалось у них свободным. Девушки собирались вместе в одной избе и приглашали соседок на помощь. Традиция ходить к другим людям, чтобы прясть, была древней и полезной — «лениться на людях считалось позором». Так начинался долгий вечер, когда все вместе пряли, используя кудели и веретено.

В крестьянских семьях девочки обычно начинали учиться прясть с семи лет, а к 13–15 годам их уже знакомили с навыками тканья. Иногда невестка заново училась этим навыкам в доме мужа, когда свекровь впервые сажала ее за кросна. Домашние рукоделия влияли на приданое, которое получала крестьянка, и, соответственно, на ее положение в семье мужа. Когда девушка покидала родительский дом, она уносила с собой сотканные ею полотенца, холсты, жгуты из вычесанного льна, а также запасы ниток и пряжи.

В зажиточных крестьянских семьях дочери до замужества не участвовали в общих хозяйственных делах и работали в основном на себя — готовили приданое. В русской традиции существовало правило, согласно которому мужчина должен был обеспечивать свою семью кровом, пищей, теплом и одеждой. Женщина должна была обеспечивать семью одеждой.

Уже в XV веке в русском обычном праве появилось понятие женской собственности. Согласно этому понятию, каждая женщина или взрослая девушка в крестьянском доме имела не только общее семейное имущество, но и личное. Это был бабий сундук. В основном в нем хранилось приданое, которое считалось почти неприкосновенным. В случае смерти невестки вещи, которые она принесла в дом мужа, наследовала дочь, а если дочерей не было, они возвращались матери. Если к тому времени матери тоже не было в живых, то приданое передавалось церкви «на помин души умершей». В одной из витрин на выставке представлены образцы рукоделия и инструменты XIX — начала XX веков.

Рукомойник и гребни

Наши предки жили в совершенно иных условиях и не имели доступа к тем благам цивилизации, которые доступны нам сейчас. Однако им также были необходимы ежедневные гигиенические процедуры для поддержания чистоты. Богатые горожане могли принимать водные процедуры у себя дома, используя для этого специальные ванны и купальни. В то же время жители деревень, как богатые, так и бедные, предпочитали мыться в банях. Обычно это происходило в субботу.

В течение дня люди несколько раз мыли руки, используя для этого подвесные чайники и рукомойники. В древности рукомойником называли глиняный кувшин с двумя носиками по бокам, а в начале XIX века появились более современные модели из чугуна и меди. Позже стали использовать рукомойники с одним носиком. Рукомойник обычно располагался в избе рядом с печью. Вода в нем считалась самой чистой, так как первый ковш воды, принесенный в дом, выливали именно в него. Рядом с рукомойником висело полотенце, которое называлось рукотерник или рушник.

В качестве бани могла использоваться обычная русская печь. В древности печь устанавливали в центре избы, и она занимала почти половину комнаты. В некоторых печах могли поместиться двое взрослых людей. В субботу печь начинали топить с самого утра. Из горнила выгребали золу и уголь, тщательно очищали от копоти и закрывали трубу. Внутри печи ставили чан или корыто с водой. В устье печи стелили солому или половик и укладывали доски. К вечеру приступали к банным процедурам.

Крестьяне практически не знали мыла. Если оно и приобреталось, то использовалось только для мытья головы у детей. В остальном для мытья тела традиционно использовали щелок. Его готовили следующим образом: в чугун клали золу и часть воды, затем раскаляли камни на огне и опускали их в сосуд, который накрывали крышкой. После того как раствор остывал и отстаивался, его использовали для мытья тела и волос. Особое внимание привлекают выставочные предметы: рукомойник, медные емкости для нагрева воды, гребни и старинные девичьи аксессуары.

Приазовье