В этом году Азовский театр юного зрителя (ТЮЗ) и его руководитель Людмила Николаевна Грачева отмечают сразу три значимых юбилея: 55 лет со дня основания театра, 20 лет ее руководства и 75-летие со дня рождения самой Людмилы Николаевны.
За более чем полвека своего существования этот коллектив, носящий почетное звание Заслуженного коллектива народного творчества Российской Федерации, прошел долгий и славный путь. Основанный Григорием Пироговым, театр неоднократно становился лауреатом конкурсов любительского театрального искусства — сначала на региональном и всесоюзном уровнях, а затем и на всероссийских площадках, завоевывая признание зрителей и критиков
Сегодня театр продолжает активно работать под чутким руководством Людмилы Николаевны Грачевой, которая возглавляет его уже более 20 лет. В его составе — основная актерская труппа, а также молодежная и детская студии, что делает ТЮЗ настоящей творческой семьей, где переплетаются опыт и юный задор. Выступления театра можно увидеть на сцене Азовского городского дома культуры, а также во время гастрольных поездок по просторам Ростовской области, где коллектив неизменно встречают с теплом и восторгом.
Семейный альбом: история, высеченная в сердце
Появление Людмилы Николаевны Грачевой в Азове и ее путь к руководству театром — это не заранее выстроенный план, а удивительный поворот судьбы, который подарил ТЮЗу новую эпоху. Она родилась в марте 1950 года в Саратове, в семье простых людей. Ее мать, Таисия Васильевна Федорова, и отец, Николай Петрович Лялин, много работали, чтобы обеспечить семью. Воспитание Людмилы легло на плечи бабушки, Ксении Константиновны Федоровой, и дяди, Ивана Васильевича. Во время войны дядя получил тяжелое ранение, после чего 17 лет провел в постели, будучи парализованным. Именно он стал для маленькой Люды первым проводником в мир литературы.
— Все началось с книги Льва Николаевича Толстого «Война и мир», — вспоминает Людмила Николаевна. — Сначала я рассматривала иллюстрации, потом читала сама и слушала рассказы дяди о военных событиях. Со временем я стала разбираться в истории, особенно в военных сражениях, лучше многих мальчишек в школе. Учитель истории не раз поражался моим знаниям и восклицал: «Боже мой!»
Особенно сильное впечатление на нее произвело посещение Сталинградского мемориала. Среди имен павших было высечено имя ее учителя истории, который, к счастью, выжил и стоял рядом с учениками. Она помнит его замешательство и слезу, скатившуюся по его щеке. Он остался в живых и в мирное время продолжал учить школьников истории.
Людмила много читала, особенно книги о прошлом, и когда на уроке начала рассказывать учителю о Сталинградской битве, тот удивился: «Я там был, но столько, сколько знаешь ты, я не знаю!» Это стало для нее высшей похвалой. История осталась ее любимым предметом на всю жизнь.
Первые аплодисменты
С юных лет Людмила обожала радиоспектакли, особенно оперные постановки. Она пела вместе с актерами, зная многие произведения наизусть. Пусть у нее не было идеального слуха, голос ее был звонким и выразительным. Ей нравилось петь, но еще больше — ставить спектакли. В детстве она собирала ребят из соседних домов и устраивала представления для соседей и их детей, которые с радостью приходили посмотреть на ее выступления. Так за ней закрепилось прозвище «Людка-артистка».
В школьные годы она продолжала заниматься театром. Будучи активной участницей комсомольской организации и даже секретарем, Людмила организовывала мероприятия: конкурсы, спектакли, музыкальные постановки и литературно-музыкальные композиции.
— В своем классе я собирала комсомольские собрания, рассказывала, что мы будем делать и как работать над новым спектаклем или представлением, — делится она. — Одноклассники с энтузиазмом поддерживали мои идеи и спрашивали, какую роль я им поручу: играть, читать или петь. Я с радостью принимала их помощь и сама включалась в работу. Я была и режиссером-постановщиком, и актрисой.
Людмила не планировала поступать в театральный вуз — ее манила химия. Но подруга, Любовь Василенко, мечтавшая стать актрисой, уговорила ее подать документы вместе. Обеих приняли. На выпускных экзаменах Людмила представила два спектакля о войне: в одном сыграла журналистку, в другом — многодетную мать. Роли были разными по характеру, и ей пришлось учиться новому — даже курить, хотя она этого не умела. Ради роли она сидела на капустной диете, до сих пор помнит хруст листьев и их вкус. Спектакли прошли успешно, несмотря на трудности: в те дни ее мама лежала на операции.
Первые шаги в профессии
После училища наставник предложил Людмиле и еще двум девушкам продолжить обучение в Ленинградском институте театра и кино, но судьба распорядилась иначе. Она поступила на заочный режиссерский факультет Куйбышевского (ныне Самарского) института культуры. Первым местом работы стал Сердобск в Пензенской области — город с богатой историей, основанный в 1698 году как Архангельская слобода для защиты корабельных лесов. В 1780 году, по указу Екатерины II, он стал уездным городом Саратовского наместничества, а с 1797 года вошел в Саратовскую губернию.
— Мне повезло жить в небольших, красивых городках с историей, — говорит Людмила Николаевна. — В Сердобске меня завораживали не только архитектура, но и плавная речь горожан, их размеренная жизнь. Правда, для работников культуры эта идиллия была лишь фоном — работы хватало.
Судьба зовет на юг
Молодость закружила Людмилу в водовороте событий. Благодаря подруге она оказалась в Ростове-на-Дону, где встретила Дмитрия Михайловича Грачева — своего будущего мужа. Перед ними встал выбор: остаться в филармонии или переехать в совхоз-миллионер «Красный сад», где им предлагали жилье. Этот поселок городского типа не раз занимал первые места по всему СССР, а его Дворец культуры поражал размахом.
— Мы выбрали «Красный сад», — вспоминает она. — Нам выделили одну квартиру, потом вторую. Вскоре мужу предложили возглавить отдел культуры в Кагальницком или Азовском районе. Он выбрал Азов, и в 1982 году я начала работать в Городском Дворце культуры.
Людмила Николаевна прошла путь от методиста до главного режиссера и художественного руководителя. В 2005 году она возглавила ТЮЗ, оставшийся без руководства после ухода Григория Пирогова. Театр нуждался в поддержке, и она стала его опорой.
Сцена трех поколений
Азовский театр юного зрителя родился благодаря Григорию Пирогову — человеку, чья страсть к театру вдохновила многих. Он ездил из Ростова в Азов на электричках, чтобы ставить профессиональные спектакли. С приходом Людмилы Николаевны театральный коллектив при Доме культуры превратился в полноценный ТЮЗ.
— Когда я возглавила театр, в труппе остались только Анна Бежкова и ее дочь, — рассказывает она. — Времена были сложные, многие ушли. Но пришла молодежь, и начался новый отсчет времени.
Сегодня в театре три поколения актеров: ветераны, средний возраст и юные таланты. Выступления на фестивалях, теплый прием зрителей — это гордость коллектива.
Скоро ТЮЗ представит свое мастерство на областном фестивале «Театральная весна-25». Юбилейный год обещает новые свершения, а театр продолжает жить, храня свою историю и традиции.
Дорогая Людмила Николаевна! Поздравляем Вас с тройным праздником: 75-летием Вашей удивительной жизни, 55-летием Азовского ТЮЗа и 20-летием Вашего режиссерского штурвала! Вы — главная героиня этой сцены, где каждый спектакль — шедевр, а каждая роль — частичка Вашей души. Пусть занавес поднимается только для счастья, а здоровье и вдохновение станут Вашими верными спутниками на долгие годы!