И история – оживает: учитель из села Кагальник

Учителю истории и обществознания Кагальницкой средней общеобразовательной школы Валерию Михайловичу Синявину всего 26 лет, и в школе он работает с 2020 года, но уже успел заслужить уважение коллег и детей

Знай наших!

Татьяна СТАЦЕНКО

Когда человек работает по призванию — это сразу заметно. И говорить с такими людьми всегда интересно. Таков и Валерий Синявин. Он увлечен своей работой, любит и знает историю и, что самое главное, — сумел увлечь своих учеников. Уроки истории для них сродни приключению, когда прошлое оживает, и хочется узнавать все больше и больше.

Родная школа

Валерий Михайлович Синявин родился в селе Кагальник 7 января 1998 года, окончил местную школу, поступил в ЮФУ на исторический факультет, окончил бакалавриат и магистратуру. Еще обучаясь в магистратуре, пришел работать в родную школу. Было это в 2020 году.

Историей Валерий увлекался с детства. Произошло это во многом благодаря любви к чтению и интересу к творчеству Толкина — книга «Властелин колец» и великолепная кино-трилогия, снятая по ее мотивам, разбудили в мальчике интерес к средневековью. А затем — к истории.

— Честно говоря, у меня не обошлось без трудностей. Сначала читать и запоминать сухие параграфы учебника истории мне было скучно. И оценки, соответственно, были невысокие. Конечно, мне это не нравилось, и я искал способ исправить ситуацию. И однажды меня осенило — я просто решил представить те события, о которых написано в учебнике. То есть — подключил фантазию. И история — ожила. Я стал все запоминать. И однажды твердо решил, что стану историком. Кстати, школьные базовые знания до сих пор помогают мне в работе, — рассказывает Валерий Михайлович Синявин.

Он хотел стать ученым. Занимался изучением средневековой Руси, позднее изучал политику Ивана Грозного в отношении Кавказа. Но однажды решив поработать в школе, осознал, что педагогика — это его призвание.

— На самом деле, мне, наверное, всегда хотелось вернуться в родную школу. Я чувствую, что здесь я на своем месте. Что многое могу дать детям. Мои друзья и коллеги сомневались, что я смогу работать учителем. Говорили, что выдержу от силы два-три года, считали, что быстро «выгорю». Но пока этого не случилось и предпосылок к этому я не вижу, — убежденно говорит Валерий Михайлович.

При этом он подчеркивает, что именно в Кагальницкой школе ему работать наиболее комфортно и интересно.

— У нас великолепный педагогический коллектив, мне есть у кого учиться, у кого просить совета, перенимать опыт. Кроме того, школа хорошо оснащена. Есть все необходимое для работы. Например, для съемок видео у нас даже есть зеленый экран хромакей, есть несколько видеокамер, одну из которых совсем недавно подарил школе глава администрации Кагальницкого сельского поселения Камо Артаваздович Малерян. Когда чувствуешь такую поддержку от руководства школы и села, хочется работать с полной самоотдачей. 

Есть такой расхожий стереотип, что городские школы лучше сельских. Мне доводилось работать в ростовских лицеях, и я убедился, что это не так. Наша Кагальницкая школа дает более глубокие, прочные знания, дарит больше возможностей для творчества, — говорит Валерий Синявин.

Разбудить фантазию и любопытство

Когда молодой учитель пришел работать в школу, его первоочередной задачей было пробудить интерес учеников к своему предмету. Валерий прекрасно помнил, как скучно ему было запоминать даты и сухие исторические факты, пока он не нашел способ оживлять текст воображением. Следовательно, первое, что ему было нужно — разбудить фантазию и любопытство у своих учеников. Но как это сделать?

— Я обратился за советом к своему бывшему классному руководителю, учителю русского языка и литературы Ольге Анатольевне Светловой. Я понимал, что если буду давать детям сухую теорию, большого успеха не добьюсь. Поэтому для начала хотел увлечь их проектной деятельностью. И Ольга Анатольевна поддержала меня, причем, подсказала алгоритм действий, — вспоминает Валерий Синявин.

Еще в вузе он занялся изучением истории Кагальника. Много работал в архивах, проводил опросы среди старожилов. Ему удалось найти немало интересных фактов. Дело в том, что история этого села до сих пор мало изучена и имеет много пробелов. И задача Валерия Михайловича эти пробелы заполнить, насколько это возможно. Вот и детей он решил привлечь к изучению истории родного села и своей школы.

— Мне хотелось, чтобы дети погружались в историю поэтапно. Начать с истории школы, затем перейти к истории Кагальника, а далее — расширять сферу изучения. Но начали мы работу с создания фильма о достопримечательностях родного села, — говорит учитель истории.

Сначала устроили мозговой штурм, решали, как организовать съемки, выясняли, что интересно делать самим ребятам.

— Мне было важно пробудить инициативу и интерес ребят. Спросил, что они любят делать. Они ответили, что любят кататься на велосипедах. Тогда я предложил им устроить видео велоэкскурсию по Кагальнику. Дети с удовольствием согласились. Было весело и интересно. Видео получилось шикарное, всем понравилось. Но самое интересное даже не результат, а — творческий процесс. Дети сами управляли квадрокоптером, учились монтировать видео, озвучивать. Это был отличный опыт, — вспоминает Валерий Синявин.

Проектная деятельность

Сейчас вместе с учениками Валерий реализует несколько интересных и нужных проектов. Два из них связаны с историей школы. Один проект — «Призвание» — посвящен учителям, которые преподавали в Кагальницкой школе еще в прошлом веке.

— Проект сложный, очень непросто искать информацию. Многие педагоги давно ушли из жизни. Ученики опрашивали местных жителей, собирали информацию, находили фотографии. Провели колоссальную работу. В итоге за два года вышло три выпуска этого проекта. Еще один проект — «Мой путь». Это — интервью педагогов, которые преподают в нашей школе или находятся на заслуженном отдыхе. Сейчас готовится уже тринадцатый выпуск. И это — удивительный опыт и для меня, и для ребят. Учителя рассказывают о своей судьбе, работе, своих находках, успехах. Это уникальная информация для меня, как молодого педагога. А дети начинают по-новому, другими глазами смотреть на своих учителей. Проникаться уважением к их труду. А еще — учатся брать интервью, писать сценарии, развивать речь, монтировать видео, словом, — развиваются, — рассказывает Валерий Синявин.

Еще один проект — «Поэзия души». Дети читают стихи классических и современных поэтов. Уже снято около двухсот видео. Школьники развивают культуру речи, учатся работать с интонацией и смыслами. Все видео выкалываются в соцсети ВКонтакте и на RUTUBE, получают множество положительных откликов, в том числе — и от авторов стихов, которые читают дети, что особенно ценно.

Кроме того, ребята под руководством Валерия Михайловича осуществили интересный краеведческий проект — провели опросы старожилов и выявили народные, неофициальные топонимы микрорайонов Кагальника, а также узнали и задокументировали версии о происхождении этих названий. Школьники своими руками создали карту села с соответствующими обозначениями. Они выжгли ее на большом фанерном листе, и сейчас эта карта находится в школьном музее.

Кстати, на заметку администрации поселения — такая уникальная и познавательная карта отлично смотрелась бы в парке «Рыбацкий берег». Это был бы ценный объект, способствующий сохранению культурного наследия, да и приезжим было бы интересно прочитать старинные и очень остроумные названия районов села.

Школьный музей — еще одно направление деятельности учителя истории. А еще сейчас в разработке новый проект — «Исторический календарь». И — создание настольной игры об истории казачества. Словом, задумок и планов — много. Кроме того, Валерий решил расширить сферу своей деятельности, и создал в школе две волейбольные команды — команду мальчиков и команду девочек, соответственно. И, хотя он признается, что не считает себя профессиональным тренером, он успел увлечь ребят и многому научить. Команды уже делают первые успехи. Если в прошлом году они лидировали на районных соревнованиях, то в этом году достойно выступают на областных турнирах.

Учить учиться

Валерий Михайлович Синявин преподает историю и обществознание в 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах. Кроме того он — классный руководитель 7 класса. Ему удалось увлечь ребят, показать им, что история — предмет живой и важный. И уроки он проводит так, чтобы никто не скучал. И если в средних классах он старается пробудить детскую фантазию, научить думать, находить причинно-следственные связи, то урок у старшеклассников порой превращается в самую настоящую научную дискуссию.

— Учу детей критически мыслить, приучаю читать, развивать речь, искать и находить информацию. Мне нравится это делать, я вижу результаты своего труда и не жалею о том, что не стал кабинетным ученым. История — наука важнейшая, и сейчас все убедились в этом. Убежден, что я сделал правильный выбор, — говорит Валерий Михайлович Синявин.

Приазовье