С 20 по 29 сентября в столице Южного Урала – Челябинске — проходил практический этап Всероссийского эколого-просветительского проекта «Школа «ЭкоЛидер», организованный Фондом имени В. И. Вернадского при поддержке Госкорпорации «Росатом», на котором мне посчастливилось побывать
Анастасия ТРЕГУБОВА.
Ученица 11 «Б» класса Самарской СОШ №4,
член школьного экологического объединения «АДОНИС»
Такие мероприятия уже проводились в национальном парке «Красноярские Столбы», в «Кавказском государственном природном биосферном заповеднике им. Х. Г. Шапошникова», в «Кроноцком государственном природном биосферном заповеднике». В этом году эстафету принял Челябинск, так как именно в этом регионе сочетаются уникальные природные объекты и развитая промышленность, что создает идеальные условия для изучения новых технологий, экономического развития и сохранения окружающей среды.
На протяжении десяти дней 30 юных экологов – победителей теоретического этапа со всей России – погружались в мир науки, экологии и инноваций.
Первый день был посвящен знакомству участников друг с другом и определению задач проекта.
Однако уже на следующий день началась насыщенная и разнообразная программа. На троллейбусе мы отправились на познавательную экскурсию «Научные династии и научные школы Челябинска». Мы узнали об истории города, нам также посчастливилось стать участниками фестиваля науки «Кстати». Завершился этот день интересным ток-шоу «Что пошло не так», где ученые в формате стендапа делились своими историями.
На третий день мы посетили лагерь «Солнечная поляна». Здесь мы вместе со специалистами «Детского экологического центра Челябинска» освоили оценки состояния окружающей среды: провели лабораторный анализ воды из Шершневского водохранилища, научились определять качество воздуха по наличию и состоянию лишайников и познакомились с биоразнообразием Каштакского бора. Затем нас ждало путешествие в мир атомной энергии: в историческом парке «Россия – моя история» мы посетили интерактивную лекцию про Илью Курчатова, где узнали о его жизненном пути, научных достижениях и роли в развитии отечественной атомной промышленности. Больше всего нас заинтересовала виртуальная экскурсия по первой в мире атомной электростанции с использованием VR-технологий.
Четвертый день начался с визита в единственный в России Центр экологического мониторинга Челябинской области. В его лабораториях нам показали современные приборы для проверки качества воздуха. Главным же событием дня для нас стало посещение рекультивированной городской свалки Челябинска – крупнейшей по площади в стране. Благодаря рекультивации выбросы вредных веществ в атмосферу города сократились на 30% и полностью прекратились сбросы вредного фильтрата в реку Миасс. На этом месте теперь находится аккуратно сформированное тело полигона. Особенно нас впечатлили современные технологии по сбору и утилизации биогаза, который выходит из недр бывшей свалки и превращается в источник энергии и тепла. А в конце дня прошел мастер-класс «Мои способности для проектов устойчивого развития».
Следующий день начался с увлекательной экскурсии в Государственный исторический музей Южного Урала. Мы смогли не просто узнать о прошлом данного региона, но и раскрыть для себя удивительный мир флоры и фауны края. А главное то, что в музее нам удалось увидеть метеорит Челябинска.
И еще одна не менее интересная экскурсия ждала нас снова в мультимедийном историческом парке «Россия – моя история». Здесь каждый из нас с помощью современных технологий смог окунуться в ключевые моменты истории страны и ощутить себя частью великих исторических событий и взглянуть на экологические проблемы через исторический контекст.
На шестой день мы посетили среднюю общеобразовательную школу №108 г. Челябинска. Здесь, в школьной лаборатории физики, нам удалось узнать, как радиация и шум влияют на организм человека и окружающую среду. Большой интерес вызвало занятие с робототехникой. Там мы смогли собрать и запрограммировать роботов-манипуляторов, способных быстро и эффективно сортировать мусор. Проявить нашу креативность помогла лаборатория мультипликаций. Здесь мы, создавая экологические мультфильмы, ролики и плакаты, учились говорить о серьезных проблемах языком искусства, что обязательно пригодится в будущих проектах по экопросвещению. И еще мы смогли измерить кислотность и засоленность почв, управлять беспилотным летательным аппаратом и провести дебаты с учащимися школы №108 на темы по экологии. Ярким моментом дня стал визит челябинской экологической организации «Экогид». Ее представители провели мастер-класс по переработке пластика, рассказав о важности вторичной переработки, и вручили сувениры из переработанного материала.
Седьмой день мы провели в Национальном парке «Таганай», где сотрудники провели не просто экскурсию, а увлекательный квест. Мы, разделившись на команды, решали задачи, связанные с природой Таганая. Главной целью нашего маршрута стало восхождение на смотровую площадку, где на символической границе Европы и Азии перед нами открылся прекрасный вид на величественные горы, бескрайние леса и город Златоус. Во второй половине дня мы посетили визит-центр парке, где нам рассказали о тонкостях экологического блогинга и экотуризме на особо охраняемых природных территориях. Завершился день «встречей без галстуков», на которой собрались профессионалы в сфере экологии. Вместе с ними мы обсудили актуальные экологические проблемы региона и страны.
Утро восьмого дня началось с Информационного центра по атомной энергии, где мы смогли создать энергетическую систему, которая будет эффективной, экономичной и при этом не навредит хрупкой экосистеме новой планеты. Завершилось посещение центра квизом «Адреналин», в котором мы отвечали на вопросы, связанные с атомной промышленностью и научными династиями. Затем мы посетили большой мир индустрии промышленной группы «Конар». В цехе одного из заводов нам удалось своими глазами увидеть, как рождаются детали для атомных ледоколов.
Девятый день прошел под лозунгом «От экологических идей к реальным действиям». На протяжении всей практики 5 команд, на которые мы были разделены, разрабатывали свои собственные экологические проекты для сверстников. Моя команда работала по треку «Чистый город». Итогом нашей работы стал экопроект под названием «Выдряй и продолжай». Мы разработали героя проекта — выдру, которая расскажет ребятам об экопроблемах лагеря и поможет им в решении проблем города, и создали настенный плакат, который содержит картинку, созданную с помощью искусственного интеллекта, с изображением краснокнижного животного наших регионов, завлекающий слоган, QR-код на пост в телеграм-канал, где мы будем публиковать полезные советы, экопривычки и другой интересный материал.
29 сентября прошла защита проектов, и четвертый сезон масштабной «Школы «ЭкоЛидер» завершился. Но наша работа на этом не заканчивается, ведь у нас впереди реализация собственного проекта «Выдряй и продолжай» в своих регионах.
Пройдя весь этот путь, понимаешь, какой это невероятный опыт! Спасибо организаторам за такую прекрасную возможность учиться, узнавать и влюбляться в науку и экологию. Участие в данном проекте останется в моем сердце на всю жизнь!