Сожжение Тимуром Азака 14 сентября 1395

Что же произошло в Золотой Орде после нашествия Тимура Тамерлана? Об этом рассказывает главный археолог города Азова Андрей Николаевич Масловский

Наша история

Валентина СЕРАШ

Продолжение. Начало в №38 от 29.09.2023 г. 

Есть легенда о царе Мидасе, который, прикасаясь к чему угодно, превращал это в золото. Тохтамыш был своеобразным Мидасом наоборот. Он проиграл все сражения и все военные компании, в которых участвовал. Он превратил страну и так накренившуюся на бок в руины. Тохтамыш должен был бы погибнуть за много лет до 1395 года, но его предназначением стало уничтожение Золотой Орды. Удивительно то, что у этого беспросветного неудачника до самого конца его жизни находились сторонники. Более того его сыновья ещё свыше 10 лет боролись за власть с потомками врага своего отца – Урус-хана.

– Что еще удивительнее, находятся современные историки, которые пишут апологетические исследования о нем. Между тем, ни один другой правитель не нёс столь значительного вклада в дело уничтожения Золотой Орды.

Следует признать, что неясно смог бы кто-то другой на его месте не допустить катастрофы Тимуровского нашествия. Ну, а после 1395 года уже никакой гений не смог бы предотвратить гибели государства Улус Джучи, растянувшейся на столетие. Внутренние распри не прекращались уже никогда. В смутах погибли все или почти все участники. Причем в некоторых случаях нам просто неизвестны обстоятельства их смерти.

Раскол

В 1419 году в очередной битве погибает Едигей, которого называют чуть ли не последним выдающимся правителем Золотой Орды. Это мнение, впрочем, основано на том обстоятельстве, что его потомки сумели в Заволжье создать на осколках Улуса Джучи свое собственное государство – Ногайский юрт. Сложно назвать великим человека, который в течение всего своего правления, от имени подставных ханов, не смог даже на короткий период установить спокойствие в своем государстве. Даже его марионетки восставали против него.

Вскоре после его смерти Улус Джучи перестает сохранять единство даже формально. От него откалываются фрагменты. И правители соседних государств начинают посылать посольства к этим новым владыкам. Появляется даже термин Большая Орда. Это то, что осталось от владений великого хана после того, как от него отпали окраины. Кстати, Азак и его округа оказались как раз в пределах Большой Орды. И именно её хан Ахмат стоял осенью 1480 года на реке Угре в последний раз, попытавшись утвердить суверенитет над Русью.

И для него, и для Большой Орды, отступление на юг стало не военным, но политическим поражением, после которого уже не осталось ничего. XVвек стал временем не только крушения Золотой Орды, но и распада самой системы кочевого скотоводства на территории восточноевропейских степей.

Гибель Золотой Орды

В крушении Золотой Орды нет ничего загадочного. Для объяснения событий нет нужды придумывать особо опасные эпидемии и чрезмерное ухудшение климата. При любой погоде государственные объединения кочевников оказываются эфемерными. Они всегда исчезают в сполохах столкновений правнуков великого создателя империи. Воспоминания предводителей о великом имперском прошлом предков только добавляют кровопролитности в обычные свары кочевых кланов. Золотая Орда в этом плане оказалась даже более живучей, чем большинство аналогичных образований. В какой-то мере это долголетие было вероятно обусловлено наличием на его территории оседлого населения.  

Катастрофа 1395 года не уничтожила его целиком. Горожане и крестьяне Золотой Орды оказались на редкость живучи или кровожадность Тимура была всеми, включая его придворных историков, несколько преувеличена.

– Вглядываясь в прошлое, мы понимаем, что никаких шансов у городов Улуса Джучи уже не оставалось. Но те, кто еще не погиб или не убежал в другие страны, а вернулся на пепелища, этого ещё не понимали.  

Миссия – невыполнима

Тем более этого не понимали итальянские купцы. Как отнеслись к этим событиям генуэзцы мы в деталях не знаем. Нам даже не известно имя генуэзского консула в 1395 года. Зато, благодаря бюрократии венецианцев, нам многое известно о действиях их правительства. Еще не прошел шок после прибытия известий о гибели Таны. Сенат только начал думать о том, как стабилизировать имущественные отношения между купцами вследствие гибели или пленения многих из них, о невыплате долгов и неисполнении финансовых обязательств и как, вообще, помочь купцам, потерпевшим огромный ущерб.

Однако, уже зимой 1396 года в Тану были направлены галеи, чтобы забрать уцелевших купцов с их товарами, а заодно провести переговоры с властями Золотой Орды. Во главе экспедиции стоял новый избранный консул /Таны — Бьянко да Рива. Судя по отчету, миссия его была невыполнима. Прибывшие венецианские корабли увидели только опустошенную землю без населения. Посол даже не стал высаживаться. Сейчас мы понимаем, что венецианский нобиль был несколько поверхностен.

– Кто-то в это время в развалинах Азака все-таки бродил. Ведь кто-то же захоронил отрубленные головы и засыпал их сверху мусором в яме на раскопе по улице Толстого, 56 у станции юных натуралистов. Его можно понять. Картина сожженного города с корабля была, вероятно, очень гнетущей.

И снова – неудача

Вторая миссия из Венеции в Тану была отправлена в том же году. Сенат еще не знал, кто находится у власти в Золотой Орде, но уже выделил на взятку для хана 300 дукатов и дал указание вице-консулу к кому из татарских аристократов обратиться за содействием, тоже не безвозмездным. Решение о высадке должен был принять вице-капитан галей Гольфа Эрмолао Ломбардо, после того, как на стоянке близ Каффы будет собрана информация о текущей обстановке и за высадку в Тане проголосует 2/3 собранного на кораблях совета.

Послы должны были просить подтвердить ранее выданные привилегии, которые сгорели в ходе Тимуровского погрома, а заодно просить о снижении пошлин (вдруг получится), но, если разжалобить владетеля не получится добиваться прежних условий. Вновь миссия была безуспешной.

– Что интересно, венецианские купцы уже в это время в Орде торговали. Вот представьте себе, идет смута, города в руинах, трупы везде валяются, а венецианец Томмазо Череза находится в Орде и у него нужно спросить, что там и как.

Возрождение Таны

Наконец, в 1397 году в Золотую Орду отправляется третья миссия во главе с новым избранным консулом Таны Андреаццо Джустинианом. Теперь на взятки хану дозволяется уже истратить 1000 дукатов, между прочим – это 3,5 кг золота. Его миссия увенчалась успехом. Венецианская Тана возродилась. Хотя в постановлениях Сената звучат жалобы на снижение товарооборота, даже военная опасность не останавливает отправку венецианских галей в Тану. Только теперь итальянские фактории начали обзаводиться полноценными укреплениями. Сначала это были рвы и частоколы, но вскоре начинается строительство каменных стен.

Материал для них приходилось возить из-за моря. Строительство растянулось на 20 лет. Поскольку замки были выстроены наполовину на болоте, наполовину на оползневом склоне, то их стены быстро ветшали, и через несколько лет их уже требовалось ремонтировать. Тана ещё неоднократно страдала от погромов ордынских правителей. Некоторые из этих погромов наносили очень большой ущерб и заканчивались даже гибелью консулов.

Но даже в 1436-1452 годах, когда Тана пребывала в относительном покое, и когда здесь проживал венецианский нобиль Иосафат Барбаро, оставивший уникальные в своем роде воспоминания, горожане жили в состоянии тревоги. При этом, трансконтинентальный путь из Китая в Тану существовал уже только в воспоминаниях, хотя иногда, какие-то восточные товары сюда довозили. Неудивительно, что в постановлениях Сената слышатся жалобы на малолюдность колонии, заброшенные дома на ее территории. Поскольку мы не средневековые купцы, нам сложно понять стоили ли возможные барыши тех рисков и расходов, на которые шли итальянские торговые республики. Но в 1475 году итальянцы потеряли свои замки в Тане (Азаке).

«Темное» время Таны

Самым тёмным остается вопрос о том, что сталось с собственно золотоордынским Азаком после 1395 года.  

– Очень непросто сопоставить те  крупинки информации, которые сохранились в письменных, нумизматических и археологических источниках о нём. Сам факт того, что итальянские купцы с кем-то здесь торговали, говорит, что какое-то число жителей города Азака вернулось на пепелище. В итальянских документах упоминаются татарский и черкесский поселки, располагавшиеся к югу от замков. Но в них нет ничего о представителях золотоордынской администрации, хотя кто-то ведь собирал пошлины.

В воспоминаниях Иосафата Барбаро есть мимоходом рассказанный эпизод о некоем местном купце, который быстро может собрать отряд в 30 всадников для разгрома отряда разбойных черкесов, появившихся поблизости. Вот, пожалуй, самое внятное письменное свидетельство о жителях татарской Таны в 1440-х годах. Некоторое время работает монетный двор Азака, выпускающий только серебряную монету. Денежное обращение приходит в упадок и к 1420-му году выпуск местной монеты прекращается навсегда.

Азак и его округа. 15 век  

Археологически Азак XVвека долгое время был неуловим. Сейчас стало ясно почему. Поселки, упоминаемые итальянцами, представляли собой узкие, в 1-2 улицы полоски, вытянутые вдоль южных стен итальянских замков. Жизнь в них была не для слабонервных. Ведь жителей не защищали даже хилые стены замков. А разбойные черкесы были только одной из опасностей.

Сельская округа Азака тоже пережила 1395 г. Нам это известно благодаря находкам 3-х кладом с монетами 1411-1412 г. Тогда крестьяне округи Таны, подверглись ограблению в очередной раз. И после этого, вероятно, округа сократилась до нескольких крохотных рыбачьих деревушек. Во всяком случае, монетное обращение здесь исчезает.

Азов после 1395 года не исчезает со страниц истории, но его звездный час закончился навсегда.

Приазовье