Июль – макушка лета

«Грозовик», «страдник», «жарник»  – много имен у месяца июля на Руси…

Новости

Продолжение. Начало в № 27 от 5. 07. 2023 г.

Валентина СЕРАШ

16 июля – Маковый день, Мокий и Демид. Стожары

В этот день старались не затевать никаких дел, так как считали его несчастливым. В народе этот день прозван – маковым, в этот период сеяли мак. Он с давних пор применялся в кулинарии, народной медицине и магии. Издревле считается, что мак хорошо растет на полях битв. Существовало даже предание. Мак – это кровь погибших воинов, она поднимается из земли и превращается в кровавые цветы, которые просят живых молиться об упокоении грешных душ погибших. В некоторых местах мак называли цветком-приведением, и детям не разрешали гулять в местах, где он растет. Связанно это с боязнью того, что растение может высасывать человеческую кровь, также верили, что мак способен противодействовать нечистой силе, объясняется это тем, что растение обладает снотворным свойством.

В Маков день ставили сенные стога. Этот день называли еще Стожары. В некоторых местах – последний стог сена разбрасывали по лугам. Если же в Маков день начинался дождь, а дожди в этот период бывают часто, крестьяне на луга приводили своих детей, которые бегали с непокрытой головой вокруг стогов и просили, чтобы Стожары дожди прогнали.

17 июля — День Андрея Наливы

Эта дата получила название Андрей Налива, потому что к этому дню наливались овсяные колосья. В этот день ждали дождя. Считалось, что «Андреевский» дождик благоприятен для посевов, сулит богатый урожай.

На Андрея – чистили овсяное поле, заготавливали сено. День проходил в труде. Принято на Андрея  готовить вкусную овсяную кашу.  

Считалось, если девушка хочет выйти замуж в ближайшее время, то необходимо сварить овсяный кисель, съесть его и облизать миску. Народный рецепт овсяного киселя. Овес перебирали, замачивали и ставили в теплое место. На вторые сутки зерна прорастали, промывали и перемалывали. Полученную муку разводили холодной водой, заливали кипятком и кипятили в течение 1-2-х минут. Кисель настаивали 20 минут, процеживали и пили.

Народная мудрость гласила:

«Озими в наливе, греча на всходе, а батюшка-овес до половины дорос».

«Солнце играет – Бог милостив к людям; солнце в тумане – Бог гневается».

18 июля — День Афанасия

Афанасьев день – праздником месяца. Вечером выходили на улицу и смотрели на луну. Если месяц «играет», то урожай будет хорошим. День считался мужским праздником месяца. Когда стемнеет, старики выводили молодых парней на улицу «смотреть, как играет месяц, чтобы силы мужские копить». Глядя на месяц, люди просили здоровья, счастья и благополучия.

Месяцев праздник, особенно почитаемый стариками, увидеть как месяц «играет» – счастливая примета.

«Глядеть, как месяц играет – силы копить».

«Месяц играет – к хорошему урожаю».

«Хороши игры месяца – хорош и урожай».

«Как медь желты облака – к дождю».

«Из гнилого кута наволокло тучи – будет дождь».

«Если молодой месяц ярко светит, то осенью будет преимущественно сухая и теплая погода».

«Если облачно и звезд практически не видно, то ожидается ненастье».

«Если луна большая и яркая, то погода будет солнечной. Маленькая и бледная луна – к затяжным дождям».

«Увидеть радугу утром – к дождю, вечером – к солнечной погоде».

«Если в этот день полнолуние, то весной будет полноводье».

«Если месяц рогами вверх, то зима будет холодной, круторогий – теплой».

«Если желтые облака или тучи идут с юго-запада, то будет дождь».

День считается удачным для борьбы с бабочками-капустницами, для этих целей служила пищевая сода, которой и посыпали капустные листья.

20 июля – День Авдотьи-сеногнойки

Неубранное к этому времени сено могло вовсе пропасть: дожди, начавшиеся в этот день, длятся долго.

21 июля — Казанская, день Прокопия-жатвенника

Начало жатвы («зажинки»).Прокопий – жнец, жатвенник, жатву ржи начинает.

В этот день проводили праздник «первого снопа» – благодарили землю за урожай и с помощью обрядовых действий и заговоров стремились сберечь ее плодородную силу на будущее. Первый сноп жала старшая в семье жен­щина. Она выходила на работу, как на праздник – чисто одетая, убрав в доме. Из первой сжатой горсти ржи жница делала себе пояс и приговаривала:

«Стань, мой сноп, на тысячу коп!»; «Как матушка рожь стояла год, так моя спинушка жать бы не устала!»; «Как соломка гибка, так бы и спина моя была гибка!».

Первому снопу приписывали чудесные свойства и называли его «снопом-именинником» или «снопом-дедом», украшали цветами и лентами, торжественно несли домой и ставили в почетный угол под образа, где он находился до конца жатвы. Считалось, что он, «хозяин», выгоняет вон мух, тараканов, клопов и прочих гадов. С этого первого снопа осенью начинали молотьбу, соломой его кормили больную скотину, а зерна берегли до следующего сева как целебные для людей и домашней птицы. Этими зернами весной и сев начинали.

«Прокопий-жнец зачинает рожь»; «Зерно в колосу – торопись жать полосу»; «Пока колос в поле – трудись подоле»;  «Зерно в колоске – не валяйся в холодке»; «Вздохни да охни, а свое отбывай»; «Жнут порою – жуют зимою»; «Когда в поле жнут да косят, погоды не ждут и не про­сят»;

«В страду одна забота: не стояла бы работа»; «У кого работа – у того и хлеб»; «Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят; не иди, дождик, где жнут, а иди, где ждут!». 

В это время поспевает черника. В жару она была лучшим лекарством от расстройства желудка.

«Черница-ягода поспела – поспела и рожь»;

Жатва – самое неподходящая пора для свадеб: «В жатву лентяй женится, а зуда замуж идет».

«Жатва – время дорогое, никому тут нет покоя».

24 июля –День Ефимии-стожарницы

Сияние Сто­жар, то есть Большой Медведицы, предвещало в этот день сезон удачной охоты на медведя. Самобытные сельские астрономы давно заметили, что «звезда от звезды разн­ствует по славе», и наиболее заметным из светил дали свои «имена»: «Вечерница» – первая вечерняя звезда, «Денница» – последняя утренняя звезда, «Чигирь-звезда»  – Венера (предсказательница счастья и несчастья), «Утиное гнездо» – Плеяды, «Кичаги» – Пояс Ориона, «Становище» – Млечный Путь, «Железное колесо» – Арктический пояс.

25 июля –День Прокла-плакалыцика

Зной идет на убыль. Сено загнивает от больших рос, поэтому крестьяне спешили управиться с ним до Прокла. Однако Прокловы росы считались целебными, особенно от глазных болезней, поэтому их собирали «для очнаго врачевания».

«Прокл – великие росы»; «На Прокла поле от росы промокло»; «Утренняя роса –  добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается»; «Утренняя роса и туман – к хорошей погоде».

26 июля – День Гавриила  

Сухая погода сулит хорошую осень. Крестьяне, обращая взоры к небу, уговаривали: «Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут, а иди, где ждут!».

«Пух с осин полетел – подосиновики пошли».

28 июля – Кирик и Улита

Середина лета по старому стилю. «Не жни на Кирика и Улиту – маньяк (видение) уви­дишь».

В этот день обтесывают бревна, а на утро смотрят: если бревна за ночь затвердели и потемнели, то все, что из них построят, будет долговечно.

29 июля –День священномученика Афиногена

Лето перешагивает знойный порог и поворачивает к осени.

«Придет Афиноген с теплом да со светом – уберешься загодя со жнитвом, а явится с дождем – хлеб в снопах прорастет»; «На Финогена молись солнышку – проси Бога о ве­дрышке»; «На Афиногена пташки замолкают, задумываются».

30 июля

Найти в лесу орехи, грибы или желуди – к прибыли. Найденные желуди хранят весь год.

31 июля

Начинается сбор гороха. Горох из первых стручков, предварительно высушенных на солнце, хра­нили в шкатулке с украшениями, чтобы дома водились деньги.

Приазовье