16 января в российский прокат вышла новая историческая драма «Праведник». Уже в первую неделю кинопремьера получила статус самого кассового фильма. Картина погружает в события 1942 года и рассказывает о подвиге красноармейца, который вывел с оккупированной территории более 200 евреев. Фильм основан на реальных событиях…
Екатерина ХОРУНЖАЯ
В основе сюжета «Праведника» — реальная история советского офицера, участника белорусского партизанского отряда «Месть» Николая Киселёва, который вывел 218 евреев с оккупированных фашистами территорий. Широкая аудитория узнала о его подвиге во многом благодаря документальной картине Якова Каллера «Список Киселёва. Спасенные из ада» (2008).
На московской премьере той ленты присутствовал один из продюсеров будущего художественного фильма Антон Златопольский, который и загорелся идеей снять полномасштабную историю. К слову, в разработке находятся еще два аналогичных фильма: «Моисей Коля» режиссера Сергея Белошникова и «Большая земля» Анны Матисон с Сергеем Безруковым в главной роли.
«Чебурашку» сместили с первого места
Фильм «Чебурашка» впервые за много недель в отечественном прокате уступил первенство другому релизу. Картина доброго семейного фильма опустилась на вторую строчку. Первую заняла российская военно-историческая драма Сергея Урсуляка «Праведник».
В российском прокате впервые с начала года появился новый лидер. В период с 16 по 19 февраля, по данным ЕАИС, картина заработала больше 120 млн. рублей, в то время как история про ушастого героя — только 88,9 млн.
Для самого Сергея Урсуляка тема холокоста имеет особое значение. Бабушка режиссера по отцовской линии, еврейка по национальности, оказалась в гетто в 1941 году, а его дед-украинец пытался спасти жену и двоих детей от фашистов. Однако, по словам Урсуляка, семейная история не так сильно повлияла на его решение взяться за картину, как сценарий Геннадия Островского, который строил сюжет на задокументированных воспоминаниях выживших.
Действие фильма параллельно развивается в двух временных плоскостях: военные события 1942-го и кампания израильского института Яд ва-Шем по присвоению Николаю Киселеву звания Праведника народов мира в 2005 году. Точкой пересечения становится Моше Таль, которого в пожилом возрасте играет израильский артист Довале Гликман. Он – единственный выживший из того похода, у которого, правда, оказываются с Киселевым свои счеты.
Образ советского солдата
Летом 1942-го товарища Киселева (его играет Александр Яценко) еще не называли праведником. Он был одним из ключевых солдат партизанского отряда, выполнял поручения комиссара, уничтожал фашистов и совершенно не собирался геройствовать. Киселев вообще не вписывался в традиционную парадигму героя-освободителя.
Он не идеализировал чужие и уж тем более собственные поступки, не лез на рожон ради ордена или звания и к каждому заданию подходил с холодной практичностью. Недаром в одном эпизоде фильма Киселев сказал, что до войны был экономистом. Продуманный расчет — залог успеха любой операции.
— Знаете, мне кажется, что в образе Киселева показали всех наших воинов, ведь они воевали не за награды, а за всех нас, — делится впечатлениями о просмотре фильма Елена Макарова.
Честный и рассудительный
Когда Киселеву поручили вывести из леса почти три сотни евреев, большинство из которых были старики и женщины с маленькими детьми, Киселев отказался от поручения. Даже когда старшие по званию товарищи попытались соблазнить его званием Героя Советского Союза за успешно выполненную операцию, он старался перепоручить «гиблое дело» другим партизанам. Но приказ есть приказ.
Киселев разработал план, чтобы пересечь 1500 километров пешком по заминированным лесам, и список правил, которые помогли вывести людей живыми за линию фронта. Например, забыть про субботний Шаббат, громкие молитвы и игнорирование свинины во время похода.
Фильм воспроизводит не только общую картину подвига партизана, но и ключевые детали. Например, исцеление руки мальчика от гангрены при помощи сахара или спасение маленькой девочки Берты, которую отчаявшиеся родители хотели утопить в реке, лишь бы не слышать ее плач. Каждый раз на помощь приходил именно Киселев.
Пытался понять каждого
Киселев за время похода по-настоящему подружился с евреями, он постоянно пытался понять их причуды, договориться с каждым. Иногда в фильме бывает даже смешно. Вместе с евреями Киселев проходит и собственный путь, с каждым километром наблюдая, как проявляются самоотверженность, силу духа и невероятная витальность в этих истощенных, измученных людях, потерявших, кажется, абсолютно все.
Война требует от всех героизма каждую минуту. Стрелять, бежать, прятаться и прятать, делить еду, просто идти – даже на это не у всех есть силы. Героизм — просто идти. Просто оставаться человеком. Праведник – просто человек, который делает то, что должен. Спасать жизнь, а не лишать ее других.
Большая работа
Снимали фильм в Беларуси. Причем, в тех самых местах, где происходили реальные события, еще снимали в Израиле, а также в Выборге, где с нуля построили минское гетто. Безусловно, этот фильм – большой коллективный труд, объединивший усилия самых крупных в России продюсерских компаний.
Стоит еще отметить колоссальную работу художников-постановщиков. Они специально скупали белорусские деревенские избы и перевозили в нужные места. Таких мощных массовых сцена тоже в нашем кино давно не было: иногда задействовано одновременно 400 человек.
— Мне стыдно признаться, но до просмотра фильма я ничего и не слышала о Николае Киселеве, после просмотра очень много читала про него, и знаете, так грустно, что именно про таких скромных героев мало снимают фильмов, — говорит Алина Короткова.
Героя ждал СМЕРШ
По итогу Николай Киселев вывел 218 евреев. Но на «большой земле» его ждала не золотая звезда Героя, которую обещало руководство, а СМЕРШ. Спасли политрука те, кого спас он — говорят, евреи тогда дошли до 1-го секретаря ЦК КП(б) Белоруссии Пономаренко…
После подвига Киселев прожил 32 года. Но звания Героя Советского Союза так и не получил. Единственная награда, которой он был удостоен после войны — орден Отечественной войны.
Никому не рассказывал о своем подвиге
Никогда и никому Киселев не рассказывал, что спас 218 человек. И умер в 60 лет. Едва выйдя на пенсию. Если бы не историк Инна Герасимова, возможно, о подвиге молодого бойца Красной Армии так бы никто и не узнал. Уже в наши дни, работая в белорусских архивах, она обнаружила «список Киселева» и приказ о премировании партизан за спасение 210 семей.
Советский Моисей
В 2005 году в Израиле Николаю Яковлевичу Киселеву присвоили звание Праведника народов мира (посмертно). И каждый год 5 июня, в день сожжения белорусской деревни Долгиново, потомки (их уже больше 2200) спасенных из ада собираются в Тель-Авиве, чтобы почтить память советского Моисея, благодаря которому они живы. В их числе — внуки плакавшей девочки Берты…
После премьеры фильма «Праведник» дочь Киселева Татьяна Николаевна призналась, что эмоции захлестнули ее и «нужно пережить все». Слава Богу, не наяву…
Чем «Праведник» отличается от других военных фильмов
Главное отличие «Праведника» от других фильмов, снятых о Великой Отечественной войне за последние годы, заключается в том, что его создатели сделали акцент на людях, а не на пиротехнических возможностях.
В картине много героев с отдельными судьбами и спорными мотивами их решений. Актерский состав только усилил достойный сценарий. Сергей Маковецкий в роли раненого раввина разбавляет сюжетное напряжение шутками.
— Мы ходили на этот фильм всей семьей, были очень удивлены, фильм не похож ни на один из тех, что снимали до этого. Мы очень рекомендуем найти 3 часа, чтобы посмотреть этот шедевр, — говорит семья Колесниковых.
В российский прокат ежегодно выходит с десяток фильмов о подвигах участников Великой Отечественной войны, и большинство не имеет человеческого лица. Кинорассказы о страшном периоде нашей истории превращаются порой в однотипную компьютерную игру.
В этом отношении «Праведник» Сергея Урсуляка выгодно отличается от подобных фильмов, показывая зрителю обессиленных и измученных людей, в которых могут одновременно уживаться искренность, страх, подлость, любовь и героизм.