«Поддаются времена и исчезают, мало — помалу, на Руси древние обычаи, одежды, песни; многое уже исчезло и имеет только исторический интерес, а между тем, такая чепуха, как блины, занимает в современном российском репертуаре такое же прочное и насиженное место, как и 1000 лет тому назад. Не видно и конца им, и в будущем…». А.П. Чехов.
Светлана ЧЕРЦОВА.
Научный сотрудник Азовского музея-заповедника.
Празднование Масленицы в России встречается в описаниях известных российских ученых-этнографов и собирателей XIXв. — М.И. Забылина, А.В. Терещенко, А.Н. Афанасьева, И.П. Сахарова, П.АДилакторского… Описание этого «широкого и сытного» праздника встречается в описании русских писателей XIX-нач. XX в.в. и мемуарах современников. Исследовали эти традиции и этнографы XX в. Первые упоминания о Масленице на Руси встречаются в русских летописях XVI века. Она была связана с православным календарем, и праздновалась в последнюю неделю перед Великим постом. Поэтому, в эту неделю разрешалось употребление молока, яиц, масла, рыбы. Поэтому, Масленичную неделю называли Сырной.
Прихода Масленицы ждали и тщательно готовились. К празднику начинали приготовления еще с середины предшествующей недели. В это время в жилищах наводили чистоту — подновляли побелку стен, скоблили столы, лавки и полы, готовили праздничную посуду. Закупали для праздника большое количество продуктов — мешки с мукой разных сортов для блинов и пирогов, бочки соленой рыбы, пряники, конфеты и орехи для детей. Собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло. Для всего русского народа предстоящая Масляничная неделя была самым веселым, долгожданным и любимым временем в году. В Сырную неделю мясо употреблять было уже нельзя, а сыр, масло, рыбу и яйца еще можно. Это позволяло накрывать обильные сытные столы с разнообразной снедью. Праздничный стол на Масленицу отличалась многообразием — пироги, булочки, калачи, рулеты, плюшки, хворост. Большую роль в праздничном застолье играли различные изделия из теста: вареники, галушки, пироги с рыбой, пирожки с овощными, ягодными и грибными начинками. Главным кушаньем Масленицы, в некоторых губерниях России, были блины. Для приготовления блинов использовалось дрожжевое или пресное тесто, заведенное из ржаной или пшеничной муки.
Масленица была общенародным праздником, не имевшим каких-либо возрастных, социальных и семейных ограничений. Неучастие в празднике могло быть оправдано только немощью и недомоганием. Порядок проведения Масленицы, в зависимости от местности, имел свои особенности. В разных регионах России она имела различное воплощение, но основные формы праздника были общими.Хождение в гости и употребление всевозможной жирной пищи, присутствие в масляничной трапезе блинов или иной творожно-мучной еды, одаривание родственников подарками, являлось непременным условием правильной и достойной встречи праздника. Для сытого существования людей в наступающем году следовало «потешить Масленницу», что значило щедро ее встретить и достойно проводить: «Хоть с себя все заложи, а Масленицу проводи». Кто не отдавал дани празднику, подвергался всеобщему порицанию.«Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств — значило в старину: жить в горькой беде…».Целую неделюнарод накрывал пышные столы с угощениями, развлекался и устраивал интересные состязания.
В разных «городах и весях» празднование Масленицы было по-своему ярко и интересно. Но, были и общие, объединяющие черты. С давних времен сам праздник проводился на свежем воздухе, народ устраивал веселые ярмарки, на которых без оплаты угощали всех желающих блинами и другими вкусными яствами. И конечно, масленичные гуляния не проходили без балагана, на котором выступали скоморохи и силачи. Повсюду на Масленицу появлялись театры и многочисленные торговые лотки, с которых продавались горячие сбитни, каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, недалеко, прямо под открытым небом, можно было из кипящего самовара выпить горячего чаю из разных трав. Самыми главными образами и неотъемлемыми действиями веселого гуляния на Масленицу считались смотрины невест, кулачные бои и другие виды соревнований. На гуляние одевались нарядно и ярко, таким образом, молодые девушки и юноши старались привлечь к себе внимание. «Высматривали свахи на катальных горках, да на посиделках застенчивых невест и статных женихов». Все это неспроста, ведь необходимо было успеть обвенчаться до начала поста.
Масленица праздновалась с понедельника, целую неделю. Каждый день этой недели имел свое название.
Понедельник — «встреча». Понедельник был «днем встреч» и «хождения в гости». «Наш степенный народ, люди зажиточные, встречу Масленицы начинали посещением родных». В этот день родственники ходили друг к другу, чтобы договорится, как провести неделю. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. Сами гости приносили с собой угощение и хозяева ставили на стол все, что было. Молодежь в это время ходила по улицам с песнями и прибаутками. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Зажиточные люди могли позволить себе их печь уже с понедельника, простой же народ — лишь с четверга или пятницы. Испечь масленичные блины было делом непростым, так как закваска для теста — опара готовилась хозяйками с особыми обрядами. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. К первому дню Масленицы устраивались «общественные горки, качели, вислые и круглые, балаганы для скоморохов (паяцев и комедиантов), столы со сладкими яствами: здесь народ торговый сбирает дань с праздности и лени; здесь копейка ставится на ребро».
Вторник — «заигрыш». На «заигрыш» с утра приглашались девицы и молодцы покататься на горках и поесть блинов. Это день, в который начинались веселые игры, а за потеху и веселье, по традиции, угощали блинами. Начинали кататься с горок, ездить по ярмаркам и базарам.
Среда — «лакомки».Название этого дня говорит само за себя. На «лакомки»,зять приходил к теще на блины. В среду хозяйки поступали прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!». В этот день накрывалось угощение во всех домах с блинами и прочими яствами.
Четверг — «широкий разгул». Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называемые «широкой» или «разгульной» Масленицей.С широкого четверга начинались колядование, пение, катание по улицам на санях. С утра до вечера тешился народ кулачным боем — вступал в свои права «масленичный разгул».
Пятница — «тещины вечерки».В этот день зять приглашал тещу в гости на блины. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. Званая теща (существовал и такой обычай) должна была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и прочее, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.
Суббота — «золовкины посиделки». На «золовкины посиделки» молодая невестка приглашала своих родных к себе. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок (сестер мужа) подарками. В этот день также ходили в гости ко всем родственникам и угощались блинами. В последние два дня праздник достигал наибольшего размаха. Молодежь каталась с гор на санках, скамейках, ледянках. В это время на базарных площадях устраивались «съездки». Разгорались многолюдные спортивные состязания, продолжались «кулачные бои».Народная фантазия в развлечениях и забавах была неистощима. В последние дни Масленицы катание с гор сменялось катанием на тройках лошадей с бубенцами, которые являлись одним из ярких символом русской Масленицы.
Воскресенье — «прощание, прощеное воскресенье». Этот день был последним днем праздника. В воскресенье считалось завершающим звеном празднества и гуляний, когда ходили по гостям и дарили подарки. Самый обильный стол полагалось накрыть в «Прощенное воскресенье».В этот день происходило множество значимых ритуальных действий. В разных регионах России они имели различное воплощение. В основном, это были очистительные обряды, имеющие целью избавление от влияния злых и разрушающих сил. Заключительные празднования были разнообразны: от сооружения огромного костра и сожжения колес, чучел — до посещения церкви или бани. Грехи масленичного разгула смывали в бане. Это было уже заключительное действо недельного веселого праздника со своим установившимся за многие века строгим порядком. «Этим днем завершалась Масленица с ее шумными гуляниями, бурным весельем и вкусной едой. И самое главное — наставал момент попросить друг у друга прощения за все нанесенные обиды, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой». И после таких «пышных застолий и веселья народ входил в него спокойно, потому что был нагулен и пресыщен». Так заканчивалась веселая Масленица и начинался Великий пост.
До середины XIX в. празднования Масленицы были обрядово строги, но к концу XIX — нач. XX в.в. эти празднования приобрели вид общенародных гуляний. Масленичная обрядность, потеряв свою ритуальную направленность в конце XIX в.,полностью сохранила присущую празднику игровую сторону. Веселье, как обязательная часть праздничного действия, должно было обеспечить всем участникам сытое, благополучное и безбедное существование в продолжение всего нового года. Народная фантазия в выдумке развлечений, каверз и забав в этот веселый праздник была неисчерпаема… Вдеревнях и селах праздник Масленицы, в этот период, сохранялеще фрагменты обрядовых форм, а в городах уже утратил, и сохранил только развлекательную часть. Спустя много веков после принятия на Руси христианства, человеческая память продолжала жить в народных забавах. Таким этот праздник дошел до современности…