Увеличение солености воды в Азовском море спровоцировало аномальное развитие зеленой водоросли спирогиры, из-за которой рыболовецкие сети приходят в негодность, пополняя в экосистеме объемы пластикового мусора
Татьяна СТАЦЕНКО
В 2021 году в издательстве ЮНЦ РАН была опубликована научная работа «Развитие spirogyrasp. На рыболовных сетях в таганрогском заливе в условиях повышенной солености». В ней изложены итоги исследовательской работы в акватории Таганрогского залива Азовского моря. В ходе этого исследования ученые ЮНЦ РАН впервые обнаружили аномальное массовое развитие спирогиры.
— Мы проводим ихтиологические исследования в Таганрогском заливе Азовского моря на протяжении 20 лет, ранее это явление не отмечалось. Причины столь интенсивного развития спирогиры до конца не ясны. Но однозначно это связано с многолетним ростом солености в Азовском море, с высокой температурой морской воды в летний период, а также большими значениями азота и фосфора в морской воде, — подчеркивает академик Матишов.
По словам ученого, содержание солей в последние два года увеличилось до 10 г/л в Таганрогском заливе и до 15 г/ л в Азовском море.
Потому что рыбаки бросают сети в море
— Благоприятная соленость, тепло и обилие пищи привели к массовому развитию спирогиры в морской воде. Ей необходимо прикрепляться к твердому субстрату, рыбацкие пластиковые сети, в том числе браконьерские, отлично подошли для этого. Водоросли забивают сети, и приводят их в негодность. Владельцы бросают их в Таганрогском заливе, что еще больше увеличивает поступление пластикового мусора в экосистему, — отметил руководитель ЮНЦ РАН.
Хуже всего то, что рыбы, птицы и дельфины могут запутываться в брошенных сетях и гибнуть.
— При последующем разрушении сетей это может привести к поступлению микропластика по пищевым цепям в организмы морских обитателей и человека. Явление мало заметно для людей, однако по своим масштабам оно может быть продолжительным по времени и иметь значительные последствия для экосистемы Азовского моря, — к такому малоутешительному выводу пришел ученый. Кроме того, по его словам, последствия аномального развития спирогиры может также негативно отразиться на рыбном промысле.
Опасное «цветение»
К сожалению, появление спирогиры – не единственная проблема Азовского моря. Например, такое типичное явление для Таганрогского залива, дельты Дона, Цимлянского водохранилища, как массовое размножение микроводорослей, которое приводит к «цветению» воды, – явление далеко не безобидное. Помимо опасности «заморных» явлений (сопровождающихся гибелью рыбы), это приводит к ухудшению свойств питьевой воды, даже при небольшом «цветении». Кроме того, массовое развитие цианопрокариот осложняет работу фильтров на водопроводных станциях, поскольку они быстро забиваются, а водоросли, накапливаясь на фильтрах, начинают разлагаться и загрязняют воду фенолом, индолом и другими продуктами разложения; некоторые виды выделяют токсины.
Неприятный запах воде придают также продукты метаболизма цианопрокариот – одоранты (геосмин и хлорфенолы). Наибольшая концентрация одорантов в природных водоемах происходит в результате сезонного отмирания цианопрокариот в конце лета и осенью, но эпизодические скачки солености, отмечаемые в преддельтовом районе Таганрогского залива в последние годы, тоже могут приводить к массовой гибели популяции цианопрокариот и, как следствие, к разрушению их клеток и выделению одорирующих веществ. При интенсивном потреблении некоторыми видами рыб отмирающих цианопрокариот либо при долгом нахождении в местах скопления водорослей рыба приобретает устойчивый запах «дуста», что может быть связано с накоплением фенолов, хлорфенолов и других одорантов в тканях рыбы. На настоящий момент нет действенных методов по предотвращению «цветения» водоемов. Бороться с запахом питьевой воды следует известными техническими методами, среди которых наиболее эффективным признается сорбционный метод дезодорации воды. Технологий, нейтрализующих запах рыбы, пойманной в Таганрогском заливе, нет.
Загрязнение
Еще одна проблемаАзовского моря — загрязнение. Источников этой беды много, соответственно и видов «грязи» – тоже. Вот основные: жидкие и твёрдые промышленные отходы; нефть и нефтепродукты (главный источник загрязнения – водный транспорт); смытые с сельхозугодий удобрения, химические средства защиты растений и грунт; бытовые стоки (особенно в курортных зонах).
Токсичные вещества, попадая в воду даже в небольших количествах, накапливаются в теле водорослей и моллюсков. А потом, уже в летальных дозах, передаются с этой пищей рыбам, птицам, ракообразным. Нефтяная плёнка нарушает газообмен и подвижность водных обитателей. Принесённые реками нитраты и фосфаты вызывают бурное размножение растительного планктона – «цветение воды». Когда эта масса отмирает и разлагается, от нехватки кислорода погибают рыбы и другие водные животные.
Повышение солености
На реках, впадающих в Азовское море (Дон, Кубань, Ея, Миус, Молочная и другие) построены плотины и водохранилища. Воду разбирают оросительные системы. Водоводы спасают от жажды растущие населенные пункты. Плюс к тому, реки заиливаются, зарастают, заболачиваются. В итоге, в море они приносят воды намного меньше, чем некогда. Конечно, море от этого не пересыхает – через Керченский пролив черноморская вода восполняет потери. Но она-то не пресная, а соленая. Так что соленость моря растет, и не всем его обитателям это по нраву. Вместо них появляются солелюбивые виды.
Так, в последние десятилетия прибрежные воды во второй половине лета заполоняет крупная (3–4 кг!) медуза корнерот. Она – конкурент всех морских обитателей, питающихся планктоном. И эта киселеобразная масса – не лучшая замена исчезающих рыб. Прочая фауна ее практически не ест, о людях и говорить нечего.
«Нелегальные пассажиры»
Связь с Мировым океаном открывает путь в Азовское море животным-вселенцам. Трюмы прибывающих грузовых судов часто заполнены балластной водой для их устойчивости к штормам. Эту воду далекого моря-океана гости выливают за борт в Азовское море. Причем, вместе с «нелегальными пассажирами». Так в Азовское море приплыл тропический моллюск анадара, который ныне вытесняет местного моллюска сердцевидку. Через систему морей и проливов добрался из Флориды гребневик мнемиóпсис, напоминающий маленькую медузку. Добрался, освоился, и теперь выедает выметанную рыбами икру.
Как помочь морю?
Как, если не решить, то хотя бы снизить остроту экологических проблем, возникающих в Азовском море и вокруг него? По мнению специалистов, в числе первоочередных мер – повсеместное внедрение очистки промышленных и бытовых стоков во всём бассейне Азова; перевод производств на замкнутые циклы использования пресной воды; ограничение использования «химии» в земледелии и животноводстве, стимулирование органического хозяйства; оптимизация зон массового отдыха;
создание службы быстрого реагирования на экологические аварии; расширение существующих и создание новых природоохранных территорий и акваторий;
реальный контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования природных ресурсов моря; создание системы слежения за состоянием Азовской экосистемы.
К сожалению, экологические проблемы Азовского моря усугубляются экономической ситуацией в России и Украине, а в последние годы – ещё и политическими осложнениями в их отношениях.
Короче говоря, море маленькое, но проблемы его велики. Удастся ли их своевременно решить? Пока уверенно ответить на это трудно…
*Спирогира – разновидность нитчатых харофитовых водорослей из семейства зигнемовых. Представляет собой неветвящуюся нить, состоящую из одного ряда цилиндрических клеток величиной до 0,01 мм. Каждая клетка спирогиры находится в целлюлозной стенке, покрытой слизью. Водоросль легко распознать по спирально закрученным хлоропластам.
Открытие этого вида нитчатки произошло почти два столетия назад. Спирогира является одной из самых распространенных водорослей и встречается в пресных (реже в солоноватых) водах по всему миру. Она образует большие ватообразные скопления, которые плавают на поверхности воды, стелются по дну или смешиваются с тиной в озерах, болотах, прудах, ручьях и т.п.