Архив номеров:

регистрация

рубрики

голосование

Голосование

Оценка нового дизайна


Вопрос-ответ

    Добавить вопрос

    Имя
    E-mail
    Вопрос:
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить

    А зовут ее – Фаня Фельдман

    2019-01-113210
    А зовут ее – Фаня Фельдман

    Фаина Георгиевна Раневская – великая актриса и наша землячка - личность легендарная. Ей приписывают множество афоризмов, которых она никогда не произносила, и даже в ее официальной биографии много «белых пятен» и путаницы. Преподаватель Елизаветинской школы, историк, методист, режиссер и актер Юрий Марахонько несколько лет изучал материалы о жизни знаменитой уроженки города Таганрога. О том, что удалось узнать, он рассказал корреспонденту газеты «Приазовье»

    Татьяна СТАЦЕНКО

    Начнем с того, что даже отчество актрисы пишут по-разному - то Георгиевна, то Григорьевна, тогда как на самом деле она Гиршевна. И Раневская – это сценический псевдоним, а настоящая ее фамилия Фельдман. Впрочем, эти факты любителям советского кино известны давно. А вот год рождения актрисы до недавнего времени вызывал споры. И это привело к тому, что в Таганроге два года подряд отмечали 120-летие великой актрисы. Многие посчитали, что эта неразбериха и мистификация вполне в духе Раневской.

    - В паспорте Фаины Георгиевны датой рождения значилось 27 августа (15 августа по старому стилю)1896 года, но сама актриса утверждала, что паспортные данные не верны, и она родилась годом раньше. Существует ее письмо директору таганрогской Мариинской гимназии, в котором она называет настоящую дату рождения. Кроме того, мне удалось отыскать в ГАРО копию метрической книги евреев, родившихся в Таганроге за 1895 год. Там есть запись, свидетельствующая, что у мещанина Гирша Фельдмана и его жены Милки родилась дочь Фаня (так написано в документе), – рассказывает Юрий Марахонько. - Документы я обнаружил в 2014 году, и ходил с ними к министру культуры Ростовской области Резванову, но поддержки не нашел. Мне объяснили, что юбилей актрисы намечен на 2016 год, и отметить его на год раньше технически невозможно (смета, бюджет и так далее). Тем не менее, в Таганроге смогли организовать юбилей землячки в пятнадцатом году, а спустя год уже при поддержке области повторить его. Вот такая удивительная история.

     

    «Дочь небогатого нефтепромышленника»…

    «Дочерью небогатого нефтепромышленника» в шутку называла себя Фаина Раневская, хотя к нефтепромыслу ее отец имел лишь косвенное отношение. Он был почетным членом благотворительного ведомства императрицы Марии, старостой синагоги, основал приют для бедных евреев. В его владении была фабрика, выпускающая сухие краски, дома, магазин, торгующий железом, керосином и прочими, необходимыми в быту вещами. Был у него и собственный пароход под названием «Святой Николай», на котором семья Фельдманов покинула Россию после революции. Уехали все, кроме строптивой Фаины, которая решила стать актрисой, и ее брата Рудольфа, участвовавшего в гражданской войне на стороне белых и погибшего под Киевом.

    О таганрогском детстве Фани Фельдман известно уже достаточно много. Частично – благодаря воспоминаниям самой актрисы, записанным современниками и ею самой. Кроме того, сохранились ее письма. Много интересных фактов можно найти в дневнике ее сестры Изабеллы Аллен-Фельдман, опубликованном под названием «Моя сестра Фаина Раневская. Жизнь, рассказанная ею самой».

    В семье Фельдманов кроме Фани росли три сына – Яков, Рудольф, Лазарь, и старшая дочь – Изабелла. Лазарь умер в возрасте трех лет.

    Фаина росла ребенком замкнутым, стеснительным. Она заикалась и считала себя очень некрасивой (в семье признанной красавицей считалась старшая сестра – Изабелла, и об этом Фане родные говорили прямо, что ее глубоко ранило).

    Отец был человеком строгим, однако отличался широкими взглядами. Например, каждое Рождество в их доме обязательно появлялась елка. Вот что пишет Изабелла Аллен-Фельдман, вернувшаяся в Россию в 60-х годах прошлого века: «Здесь не принято праздновать Рождество, которое считается буржуазным праздником. Празднуют только наступление нового года. У нас дома всегда ставили елку на Рождество. Находились ревнители, упрекавшие в том нашего отца. Он улыбался, и отвечал, что Бог заповедовал людям радоваться, и от лишнего праздника никакого худа никому не будет».

     

    «Какой плюгавый бобик!»

    Традиционное гимназическое образование давалось Фане нелегко. В младших классах она училась в Мариинской женской гимназии. Одна из учительниц подарила ей медальон с надписью «Лень — мать всех пороков». И Фаина с гордостью его носила (по крайней мере, в своих рассказах она так обыгрывала ситуацию). Вероятно, все-таки дело было не в лени, а в особенностях характера Фаины. Родители забрали Фаню из гимназии, и она в течение нескольких лет была на домашнем обучении.

    Фаина рано влюбилась в театр, а до этого любила играть в куклы, разыгрывая с ними целые представления. Позднее отец безуспешно пытался найти ей хорошего жениха.

    Вот что пишет об этом Изабелла: «Если бы сестра хотела выйти замуж в том возрасте, когда вышла я, то кто ей мешал сделать это? Она бы успела еще до всех революций, и партия ей бы нашлась хорошая, несмотря на ее взбалмошный характер. В старом Таганроге «титул» дочери Фельдмана дорого стоил. Разве не делали отцу намеков Апштейн из Киева и Менделевич из Одессы? Оба они мечтали породниться с нами, сын Менделевича даже специально для знакомства с нашей семьей и сестрой, в частности, приезжал в Таганрог. Что сказала сестра? «Какой плюгавый бобик!» А отец этого «бобика» ворочал миллионами! И сам Менделевич смотрелся вполне неплохо. Ростом он не вышел, но черты лица у него были приятные, и ума ему было не занимать».

    По словам Юрия Марахонько, ему удалось найти косвенные свидетельства того, что отец Фаины видел среди претендентов на руку младшей дочери и азовчанина Рудольфа Самойловича (знаменитого в будущем исследователя Арктики), с отцом которого - Лазарем - был хорошо знаком, и даже вел какие-то совместные дела.

    Однако Фаине и этот жених не приглянулся…

     

    Музея нет и памятник не тот

    Семейство Фельдманов жило в большом двухэтажном доме на Николаевской улице (ныне ул. Фрунзе, 10). На первом этаже располагалась лавка, а со стороны двора – комнаты прислуги. После революции дом стал коммунальным, и до недавнего времени был поделен на квартиры. Идея создать в этом доме музей возникла очень давно. Когда великая актриса умерла (а произошло это в 1984 году) сотрудники таганрогского музея градостроительства и быта, согласно завещанию, вывезли в Таганрог предметы мебели, фотографии, личные вещи и награды Фаины Раневской. Долгое время в этом музее в отдельном зале воспроизводилась обстановка ее московской квартиры. Сейчас, в связи с реконструкцией музея, эта экспозиция закрыта.

    В 1987 году в Таганрог на гастроли приезжал Иннокентий Смоктуновский. Он первый обратился к местным властям с идеей создать музей актрисы в доме, в котором она проживала в детстве. Поддерживали идею и многие другие известные артисты. Но тогда сделать это не удалось.

    Только в 2008 году одну квартиру на втором этаже выкупил некий предприниматель с целью создать музей Раневской.

    Известно, что средства на расселение дома давали также известные певцы и крупные представители Донского бизнеса. В настоящее время жильцов удалось расселить, но музей все еще не создан.

    - Я не раз бывал в этом доме, мы даже сняли небольшой сюжет о нем и о создании музея, - рассказывает Юрий Марахонько. – В доме очень хорошо сохранились камины, изразцы, немного лепнины. От прежней обстановки, конечно же, ничего не осталось, хотя известно, что Фельдманы уезжали «налегке». Мебель вывезти им не удалось…

    Кстати, и у Фаины практически ничего не осталось от таганрогского периода жизни. Вот что об этом пишет ее сестра: « 21.11.1961. Сегодня мне вздумалось поинтересоваться у сестры, не желает ли она побывать в Таганроге. Меня в последнее время потянуло на родину.

    – Сама не поеду и тебе не советую! – сказала сестра. – Ты только представь, как ты идешь по улицам, которые помнишь с детства, и не узнаешь их, представь, как ты подходишь к нашем дому, и видишь, что в нем живут чужие люди…

    Дальше она не смогла продолжать, а я не смогла слушать. Когда немного успокоились, смотрели мой альбом с фотографиями. У сестры почти не осталось семейных фотографий. Чемодан, в котором они лежали, украли в Ростове».

    Итак, музея великой актрисы ЕЩЕ нет, а экспозиции в музее градостроительства УЖЕ нет. В Таганроге есть только памятник Фаине Раневской, да и тот вызывает споры. Дело в том, что актриса запечатлена в образе Ляли из фильма «Подкидыш», а эту роль, как и фразу «Муля, не нервируй меня», она очень не любила. Потому-то многие и восприняли памятник как насмешку над памятью народной артистки Советского Союза. Впрочем, многим горожанам и гостям города «Ляля-Муля» нравится. Люди охотно фотографируются возле скульптуры. Правда, уже несколько раз воровали у «Ляли» бронзовый зонтик …

    Думаю, узнав об этом, Фаина Георгиевна нисколько не удивилась бы…

    • отправить другу
    • распечатать
    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить

    новости